=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 16 мая ст.ст., чт –
литургические чтения: Деян.14:20-27; Ин.9:39-10:9.
{Седмица 5-я по Пасхе}

•• окончание. предыдущие части в вып. №№ 438, 439, 441, 442 ••

{текст, который уже был в предыдущей части, но повторяется и здесь для напоминания контекста, предваряется символами /> }


/> Может быть, <"проблему зла">  вообще  нельзя  решить.  Может  быть,
/> это  —  не  проблема, а тайна. Может быть, наконец, ее можно решить
/> частично  даже  на  уровне  разума. Рассмотрим подробно доводы трех
/> друзей <Иова>. Вот они:

/> Посылка веры: Бог справедлив.
/> Посылка  разума:  Справедливость  означает  награду  хорошим и кару
/> плохим.
/> Посылка разумности: От награды мы радуемся, от кары — страдаем.
/> Посылка опыта: Иов страдает.
/> Вывод: Иов плохой.

/> <.....>

/> Ни  одну  из  четырех  посылок  нельзя  назвать    просто   ложной,
/> <...>  но  в  каждой  посылке  есть неоднозначный термин.  Вот  тут
/> и лежит ключ к логическому ответу.

/> Первая  посылка  утверждает,  что  Бог  "хороший".  Но свойство это
/> значит  у Него не совсем то же,  что  у человека,  хотя бы  потому,
/> что Бог — не человек. <.....>

/> <...>

/> Во второй  посылке  неоднозначен  термин  "справедливость". Для нас
/> "справедливость"   значит   "равенство"   или   хотя   бы   "равные
/> возможности".  <...> Однако такое значение  —  не  самое  глубокое.
/> Есть справедливость  ("правда")  гармонии  и   пропорций,   которая
/> и создает, скажем, красоту музыки. Она —  осмысленней, таинственней
/> и чудесней. <.....>

/> В третьей посылке неоднозначен термин "счастлив". Согласно здравому
/> смыслу,  награда  приносит  счастье.  Но точно ли  и  всё ли  знает
/> об  этом  здравый  смысл? Он отождествляет  счастье  1)  с  чем-то,
/> что  есть сейчас или будет скоро, но уж никак не с далеким будущим,
/> тем   более   —   не  с  вечностью;  и  2)  с осознанным  чувством,
/> а  не  с объективным фактом. Что если Иов еще не счастлив, но будет
/> счастлив? <.....>

/> Это может  быть верным  и  на  духовном  уровне.  Фарисей  ощущает,
/> что  у него  — всё в порядке, когда он настолько сгнил, что Христос
/> сравнивает его  с  гробом,  где  разлагается  мертвое  тело. Святой
/> проходит "темную ночь души", когда на самом деле Бог совершенствует
/> его, как  великий  мастер  —  свой  шедевр.  Счастье Иова — синоним
/> "блаженства",  а  не синоним  "довольства".  Он  —   шедевр  Божий,
/> и объективного  счастья,   блаженства,   совершенства  (включающего
/> и мудрость,  и  зрелость,  и  силу духа) может достичь именно через
/> субъективное несчастье, то есть — страдание.

> Наконец,  в четвертой посылке неодонозначен термин "несчастен". Сюда
> относится  всё  то,  о  чём мы только что говорили. Иов  так  блажен
> в  своем  страдании,  как  обещал нам Христос: "Блаженны плачущие...
> блаженны  вы,  когда  поносят  вас".   Если   понимать  "блаженство"
> в  мирском,  пустом  смысле,  слова эти — бессмысленны. В другом же,
> духовном,  Иов  на  своей навозной куче именно блажен, хотя он очень
> страдает и никак уж не "доволен".

> Другая неоднозначность "счастья" тоже относится к четвертой посылке.
> На  малой  дистанции  Иов  несчастен, а вот на большой — он счастлив
> даже  в том смысле, который синонимичен "довольству".  Он  участвует
> в  повести,  в пьесе, но в первых главах, в первых актах. Поймете ли
> вы  акт XII, если не знаете  V-го?   Проблема   зла   —   в   жизни,
> не в мысли — помещена во время, и ответ Писания — прост: "Подожди".

> Когда  святой Фома Аквинат говорил  в  своей "Сумме",  что  проблема
> зла  —  одно  из  двух  возражений  против  Бытия Божия, он напомнил
> забывчивым  философам:  Бог  решает  ее  конкретно, а не абстрактно,
> "драматично",  а не схематично. Ответ  Его  —  событие  во  времени,
> а  не  вневременной  постулат.  Как  мы  уже видели, св. Фома ставит
> вопрос  (Бог  —  бесконечное  добро. Если одна из противоположностей
> бесконечна,  другая  исчезает. Но зло существует, не исчезло Значит,
> нет Бога) и отвечает на него так:

> "По  слову Августина, Бог — наивысшее благо, и потому Он не допустил
> бы  никакого  зла  в  Своих  делах,  если только  Его  всемогущество
> и милосердие не могли извлечь блага даже из зла".

> Другими  словами, жизнь, как и "Книга Иова", — это волшебная сказка.
> Чтобы  всё  стало  хорошо,  необходимо  пройти  через  беды.  Зло  —
> временно, добро — вечно. Опять "подожди"...

> Да,  конечно,  —  но  в  вере.   Христос   говорит   Марфе,   прежде
> чем  воскресить  Лазаря:  "Не  сказал  ли  я  тебе, что, если будешь
> веровать, увидишь славу Божию?"

> "Видеть"  —   не  то  же   самое,  что "верить",  а  вот "верить"  —
> то  же самое, что "видеть". Иов ждет без терпения, но ждет. Вера его
> не  спокойна  и  не радостна — но это вера. Он сомневается — но сами
> сомнения  рождены  верой. Когда вера велика, она и открыта, сомнения
> могут  войти  в  нее; когда слаба, они не войдут, она их не вынесет.
> Словом,  Иова  можно  назвать  героем веры. Он ждал с верой и увидел
> славу  Божию.  Он  блажен  в ожидании, на гноище — и  дважды  блажен
> в свершении.

[ Питер Крифт. ИОВ. Жизнь - это страдание  
/пер. с англ. Н.Л.Трауберг/  
"Мир Библии", вып.4 (1997)  ]

   // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** *** **
  *    СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: (чт 5-й седмицы по Пасхе)     **
 *  вып. №90: "Зачем попустил Бог столько искать и мучиться?" **
  *   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/090.htm#0    (П.Крифт)     **
   \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** *** **

Best regards,  
redaktor rassylki
Alexandr Polyakov
My ICQ # 112678438

"... чтобы войти в Царство Бога, нам надо пройти через много страданий". (Деян.14:22)
* * *
*Иисус сказал:
"Я пришел в этот мир для суда,
чтобы те, кто не видят, видели, / а зрячие чтобы стали слепыми".
Фарисеи, стоявшие рядом с Иисусом, услышали это и сказали Ему:
"Но нас-то Ты не считаешь слепыми?"
Иисус ответил:
"Будь вы действительно слепы, на вас не было бы греха.
Но вы говорите, что видите. Значит, ваш грех на вас остается".*
(Ин.9:39-41)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/29.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»