=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= *Воля Божья и воля человека. Обращение. Вера как верность. Соработники Христа* Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 7 июня ст.ст., пт - > Собранность, будь то в богомыслии или молитве, может быть достигнута > только усилием воли. Наша духовная жизнь опирается на нашу веру > и решимость, а всякая непредвиденная радость – это дар Божий. Когда > преподобного Серафима Саровского спросили, отчего некоторые люди > остаются грешниками и никогда не исправляются, тогда как другие > становятся святыми и живут в Боге, он ответил: всё дело в решимости. > Наши действия должны определяться актом воли, которая обычно > оказывается обратной тому, к чему мы стремимся; эта воля, основанная > на нашей вере, постоянно сталкивается с другой нашей волей – > инстинктивной. В нас две воли: одна – сознательная, которой > мы обладаем в большей или меньшей мере, заключающаяся в способности > принуждать себя поступать в соответствии с нашими убеждениями; > вторая – это нечто совсем иное в нас, это влечения, требования, > страстные желания всего нашего естества, очень часто противоположные > первой воле. Апостол Павел говорит о двух законах, > противоборствующих один другому (Рим.7:23). Он говорит о ветхом > и новом Адаме в нас, которые ведут между собой войну. Мы знаем, > что один должен умереть для того, чтобы жил другой, и должны понять, > что наша духовная жизнь, жизнь всего нашего человеческого существа > до тех пор не будет полноценной, пока эти две воли не станут > согласны между собой. Недостаточно стремиться к победе доброй воли > над злой; злая воля, то есть влечения нашего падшего естества, > должна полностью, хотя и постепенно, преобразоваться в устремление, > влечение к Богу, жажду Бога. Это борьба тяжелая, но она того ст`оит. > Духовная жизнь, христианская жизнь не заключается в том, чтобы > развивать сильную волю <...>. В каком-то смысле, разумеется, > научиться поступать правильно, когда нам хочется поступать совсем > по-другому, – это достижение, но достижение всё же небольшое. Зрелая > духовная жизнь – это такая жизнь, когда наша сознательная воля > находится в согласии со словами Божиими, когда она с помощью Божией > благодати преобразовала, изменила нашу природу так глубоко, что всё > наше человеческое существо стало единой волей. Начать надо с того, > чтобы подчинить и склонить свою волю в послушание заповедям > Христовым, принимая их объективно и выполняя совершенно точно, даже > когда они расходятся с тем, что мы знаем о жизни. Актом веры, > вопреки всякой очевидности, мы должны согласиться, что Христос прав. > Опыт учит нас, что некоторые вещи, по-видимому, происходят не так, > как они должны бы происходить согласно Евангелию; но <если Бог > (в Евангелии) говорит поступать определенным образом>, – значит, > так и должно быть. Следует также помнить, что, выполняя волю Божию > в таком объективном смысле, мы не должны делать это “на пробу”, > намереваясь испытать ее, чтобы посмотреть, что получится, – потому > что тогда именно ничего и не получается. Опыт показывает, что, когда > мы получаем пощечину, нам хочется отомстить; Христос говорит: > “подставь другую щеку”. И когда мы, наконец, решимся подставить > другую щеку, мы в действительности ожидаем, что покорим этим врага > и вызовем его восхищение. Но если вместо того мы получаем новую > пощечину, мы обычно очень удивляемся или возмущаемся, словно Бог > вовлек нас в дело совершенно неосуществимое. > Мы должны перерасти такое отношение, быть готовыми выполнять Божию > волю и платить за это сполна. Если мы не готовы платить, мы только > теряем время попусту. Затем надо сделать следующий шаг и понять, > что делать еще недостаточно, потому что мы должны не муштрой > втискивать себя в христианство, а должны стать христианами; > в процессе выполнения воли Божией мы должны научиться понимать > намерения Божии. Христос открыл нам Свои намерения, и не случайно > в Евангелии от Иоанна Он называет нас уже не рабами, а друзьями, > потому что раб не знает намерений своего господина, а Он всё сказал > нам (Ин.15:15). Исполняя волю Божию, мы должны учиться понимать, > что означает это исполнение, так, чтобы в своих мыслях воле, во всём > своем отношении к жизни стать соработниками Христу (1Кор.3:9). > И в таком единомыслии с Ним мы постепенно внутренне станем тем, > чем стараемся быть внешне. > Мы видим, что не можем глубоко приобщиться к жизни Бога, если > не изменимся коренным образом. Необходимо поэтому идти к Богу > для того, чтобы Он преобразил и изменил нас, и вот почему мы должны > прежде всего просить об обращении. Обращение (лат. conversio) > означает поворот, изменение ума. Греческое слово metanoia означает > изменение ума. Обращение в смысле conversio означает, что вместо > того, чтобы растрачивать жизнь, глядя во всё стороны, мы станем > держаться одного-единственного направления. Это значит отвернуться > от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, > что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего > в изменении нашей шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, > всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. > Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему – положительно и реально. > Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения. Но простое > изменение взгляда на вещи еще нельзя называть обращением. Мы можем > изменить свои взгляды и не пойти дальше; за этим обязательно должен > последовать акт воли, и если наша воля не придет в движение > и не изменит своей направленности, обратившись к Богу, то обращения > нет; без этого в нас есть лишь зарождающаяся, но дремлющая > и бездейственная перемена. Совершенно очевидно, что недостаточно > смотреть в правильном направлении и не двигаться с места. Угрызения > совести нельзя принимать за раскаяние; раскаяние состоит не в том, > чтобы испытывать “ужаснейшее сожаление” по поводу неправильных > поступков в прошлом: это активное, положительное состояние, > заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении. Это очень > ясно показано в притче о двух сыновьях (Мф.21:28), которых отец > послал работать в своем винограднике. Один сказал “иду” – > и не пошел. Другой ответил “не пойду”, но потом устыдился и пошел > работать. Это было подлинное раскаяние, и мы никогда не должны > обольщаться, воображая, что сожаление о своем прошлом есть акт > покаяния. Конечно, это часть его, но покаяние остается нежизненным > и бесплодным, пока оно не приведет нас к исполнению воли Отчей. > Мы склонны думать, что оно должно сводиться к прекрасным чувствам, > и очень часто удовлетворяемся эмоциями вместо подлинного, глубокого > внутреннего изменения.
********************************************************* ****** СМ. ТАКЖЕ: ****** •Романо Гвардини: Выполнимы ли требования Нагорной проповеди? www.Krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html, см. гл. 3 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕВОЗМОЖНОСТЬ •Саймон Тагуэлл о блаженстве кротких: с. Христ.Просвещ./bibliotk/t/taguell-bob.htm#g4 (гл.4) •Николай Бердяев о радикальном перевороте в нравственных оценках, который производит Евангелие с. Христ.Просвещ./rasylka/002/248.htm#0 •Александр Мень о блаженстве кротких и непротивлении злу: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/112.htm#0 **** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ****
Иисус сказал:
"Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: / не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, / подставь и левую. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, / пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, / пройди с ним две. Тому, кто просит, дай / и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся. Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага!» А Я говорю вам: люб`ите своих врагов, / мол`итесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами / своего Небесного Отца, потому что Он велит всходить солнцу / и над добрыми и над злыми и посылает дождь / и для праведных и для грешных. (Мф.5:38-45) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/20.htm |
|
![]() |