=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 21 июня ст.ст., пт –
литургические чтения: Рим.9:6-19 #; Мф.10:32-36 #, 11:1 #.
{Седмица 3-я по Пятидесятнице, Петров пост}

 

> Ст. 34 – Иисус произносит парадоксальные слова, которые, казалось бы, противоречат сказанному выше (5.9 <«Как счастливы те, что добиваются мира! Бог назовет их Своими сынами»>; 10.<12->13 <«Войдя в дом, пожелайте ему мира, и, если дом достоин того, пусть войдет в него мир ваш»>; см. также Ин 14.27). Пророк Исайя называл грядущего Мессию Князем мира, то есть источником и первопричиной мира (Ис 9.6; 11.9). Раввинистические писания также утверждали, что Мессия установит новый миропорядок, в котором будут отсутствовать войны. Конечно, перед началом мессианского века будут войны, катастрофы и раздор, но затем наступит великое замирение, когда все враги будут повержены и покорены и земля Израиля будет наслаждаться покоем. Иисус, казалось бы, решительно опровергает эти взгляды: «Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, но меч». Установить мир – дословно: «бросить, швырнуть мир». Это может быть либо семитический оборот, соответствующий нашему «установить мир», либо он включает в себя идею установления мира силой. Именно таким победоносным Воителем, замирившим язычников, видели Мессию многие современники Иисуса. Меч в данном отрывке означает вражду и разделение. На земле – обычно землей называлась территория Израиля.

> Из Евангелий видно, что Иисус пришел восстановить народ Божий Израиль во всей полноте мирных и гармонических отношений с Богом, уничтожить вражду, возникшую в результате греха и разделения. Своих учеников Он посылает с той же Вестью о мире. Но далеко не всюду их принимают, и тогда предложенный ими мир возвращается к ним (10.14). Не они берут в руки меч, убивая тех, кто не принял их, но те, кто не приняли их Весть о примирении, отвергнув волю Бога. Не они преследуют, мучают и казнят, но те. Они отвергли мир, предложенный Иисусом, и развязали войну с Богом. Но невольной причиной этой вражды стал Иисус и поэтому Он лишь констатирует ситуацию. Меч – это не цель, а неизбежное следствие. Иисус не похож на  лжепророков, которые в угоду власть имущим возвещают мир и безопасность в то время, когда человечество сто`ит на грани катастрофы (Иер 6.14; 8.11; Иез 13.10; 1Фес 5.3). Но Он никоим образом не сторонник священных войн с язычниками и еретиками, Он отвергает воззрения зелотов, стремившихся войной с Римом ускорить наступление Царства Бога. Этими словами Иисус предупреждает Своих посланцев о том, что путь, который Он им предлагает, узок, труден и мучителен. Но Его слова также свидетельствуют о наступлении конечных, эсхатологических времен, для которых характерна вспышка зла и насилия, и Его приход говорит о наступлении эсхатона (<конца этого мира, последних времен; греч. эсхатон – конец>; Откр 6.4).

> Это речение красноречиво свидетельствует о том, что нельзя вырывать новозаветные цитаты из контекста, иначе можно полностью исказить смысл Писаний.

> Ст. 35-36 – Меч, о котором говорит Иисус, это прежде всего меч мученичества, а также разделения (ср. Лк 12.51), разрыва  кровных, семейных уз. Иногда он будет рассекать членов одной семьи, отделяя верных от неверующих. «Иисус предлагает выбор, и человек иногда вынужден выбирать между самыми тесными мирскими связями и верностью Иисусу Христу».{У.Баркли, Толкование Евангелия от Матфея, т. 1, с. 435.}

> Нам сейчас уже не всегда легко понять, что значило это для людей того времени, когда семья, род, клан воспринимались как нечто незыблемое, абсолютно надежное, гарантирующее человеку подчас единственную помощь и защиту. Пророки, междузаветные и талмудические тексты часто говорили о том, что конечные времена будут характеризоваться враждой в семье (Мих 7.6; 1Енох 56.7; 100.1-2; 4Ездр 5.9; 6.24; 2Вар 70.3, 7; см. также Мк 13.12). Но апостолы должны нести свое служение даже в такие смутные и страшные времена.

> Ст. 37 – В продолжение темы Иисус не только предупреждает Своих учеников, что их близкие могут отказаться от них и даже преследовать и убивать их, но и что они сами в случае нужды должны поставить верность Иисусу выше родственных связей и разорвать эти связи. «Этот стих не подвергает атаке семейные отношения и естественные привязанности, но он четко и ясно указывает, что следование за Иисусом важнее семейных уз. Если будет необходимо выбирать между двумя видами верности, тогда человек должен выбрать следование за Иисусом». {D.Hill, The Gospel of Matthew, p. 195} Иисус требует от учеников обязательного разрыва с семьей не из аскетических или иных побуждений, не для достижения большей святости, и не всегда, но только в том случае, если эти естественные привязанности становятся препятствием на пути служения Божьей Вести. Покинув Свою семью, Иисус и здесь явил пример для учеников. Тот не для Меня – дословно: «тот недостоин Меня»; ср. Лк 14.26: «тот не может быть Моим учеником». См. также коммент. на 8.21-22.

[ В.Н.Кузнецова  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий  
М., 2002; стр. 227-9  ]

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

Иисус сказал:
"Того, кто открыто признает Меня перед людьми, /
призн`аю и Я перед Моим Небесным Отцом.
А кто откажется от Меня перед людьми, /
от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
Не думайте, что Я пришел установить мир на земле.
Не мир Я принес, / но меч рассекающий.
Я пришел разделить! / "Разделить сына с отцом,
с матерью дочь, / со свекровью невестку.
И человеку врагами будут его домочадцы".
(Мф.10:32-36)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/4.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»