=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 8 июля ст.ст., пн –
литургические чтения: Рим.16:17-24 #; Мф.13:10-23 #  *
/Рядовые чт-я. В каледн. изд-ва МП предлагается перенести их на вт.[¤] В то же время в нек-рых изданиях календ., напр. Трифонова Печенегского мон., они стоят в пн./.
{Седмица 6-я по Пятидесятнице}

> <.....>  Некоторые  авторы подчеркивают: Христос никогда не смеялся.
> Прямого  текста нет, где было бы сказано,  что Он смеялся,  но юмора
> и иронии в Его речах очень много.

> Кстати  сказать,  Христос  создал  жанр  притчи, потому что в Ветхом
> Завете  слово "притча" означало афоризм, слово было такое "маш`аль",
> мы  его  переводим  как  "притча",   оно  означало "краткая  мысль".
> А  маленькая  новелла,  рассказ  почти  не встречались, бывали такие
> случаи,   но  их буквально считанные единицы во всём Ветхом  Завете.
> И  Христос  был  первым,   кто  эти  маленькие   новеллы   превратил
> в  изложение каких-то высоких истин. А зачем? Почему? Потому что это
> было  слово   жизни.    А   какое  "слово   жизни",   если  сказать,
> что  все  народы  равны?  Это  общее  место. Он рассказывает притчу,
> скажем, о милосердном самарянине. И заметьте, что в таких рассказах,
> новеллах   вывода   никогда   не бывает  или  очень  редко.  Почему?
> Это  не  случайно.  Потому  что в притче Он дает ситуацию, и человек
> должен  внутренне,   как  говорят,  экзистенциально,   почувствовать
> эту  ситуацию  и  найти  свой  ответ.  Ведь  в  притче о милосердном
> самарянине  на  вопрос  "кто  ближний?" Он не дает ответа. Он просто
> рассказал,  что  была  такая  ситуация,  и  спрашивает, кто ближний?
> Собеседник говорит: тот, кто сотворил ему милость. Тогда Он говорит:
> иди  и  твори  то  же  самое. Вот сегодня в Евангелии читалось слово
> Христово,  Он ученикам объяснял модель притчи и сказал: вам дано всё
> ясно,  а  им  в  притче. Почему? Потому что Он учеников готовил быть
> проповедниками,  и  Он  им  показывал  эту схему, каркас, на котором
> притча  держится.  А когда Он говорил людям, она должна была звучать
> без этого заднего фона, чтоб люди сами нашли ответ.

> Кстати,   и тайну своего служения Он не декларировал,   а спрашивал:
> за  кого  принимают  Меня люди? за кого вы Меня почитаете? Он всегда
> ждал  активности  со  стороны людей,  чтобы они  нашли  этот  ответ.
> Так  вот,  возвращаясь к иронии, к юмору. Я бы сказал, что семьдесят
> процентов  притч  должны были быть произнесены и услышаны с улыбкой.
> Начиная  даже  с  маленького примера,  когда Он говорит:  ну,  ничем
> не  угодишь  им.  Пришел Иоанн Креститель - не ест,  не пьет,  живет
> в пустыне, говорят - в нём бес. Пришел Сын человеческий, ест, пьет -
> вот,  говорят,  обжора и пьяница. Идем дальше. Скажем, когда человек
> устает,  когда он не может до Бога достучаться, Христос приводит ему
> историю  почти чеховскую,  как вдова "достала" судью,  который  Бога
> не  боялся  и людей не стыдился, но эту вдову защитил, так как понял
> что   она   вообще   не  даст   ему   жизни.  Это  вовсе  не значит,
> что  Он  предлагал  людям заниматься таким сутяжничеством, Он просто
> показал, что такое истинная настойчивость.

> Или  о человеке,  который должен был принять гостей;  у него  ничего
> не  было,   и  он  побежал к другу,  к соседу,  а тот:  я уже  сплю,
> я  не  могу  встать.  И  он снова застучал, а тот подумал, он же мне
> спать  не  даст,  - пошел и дал. А почему так выражаться нужно было?
> Потому  что  люди,  воспринимая эту картину, оживлялись, а не сидели
> как-то  занудно,  слушая  нравоучительные  истории.  Они, наверняка,
> улыбались.  У  нас  это  уже  сакрализировано, притчи сохраняют свою
> сакральность,      но   сакральность   раскованную,    сакральность,
> я  бы  сказал,   с  улыбкой.   И очень многие притчи таковы.  И даже
> та  притча,  которая  кажется нам трогательной, учитывая нравы людей
> Востока,   тоже  с  улыбкой  слушалась.   Женщина  потеряла  деньги.
> Но,  когда  она  выметала пол и нашла их, она не просто сказала, ну,
> слава  Богу,  и  положила  их,  она  побежала  к  соседям: слушайте,
> смотрите,  я  же  нашла  деньги,  я  потеряла их - это живая сценка.
> <....>

> Теперь  посмотрим  притчи,  которые дают другие учители великие, те,
> чьи  мысли  сегодня  живут  в религиях, в философии нашего столетия.
> Возьмем  притчу  Платона  о  пещере и людях, которые сидят в пещере.
> Картина  романтическая  и  фантастическая.   Люди,  которые закованы
> в  пещерах,   смотрят  в  стену,   а там проходят тени  и т.д. <...>
> Он  пытался  передать  таким образом, что мы видим реальность только
> отраженно.  Или буддистские притчи, они обычно сказочно-фантастичны,
> там  действуют  разные фантастические животные, какие-то необычайные
> ситуации,   там  почти  нет  ничего  обыденного.  Между  тем  притчи
> евангельские  все  очень  просты  по  сюжету.  Единственная  притча,
> которая  как  бы  выходит  из  этого  жанра, -  это притча  о богаче
> и  Лазаре. В ней фигурируют уже и тот свет, и этот, и пропасть между
> ними,   но  это  единственная  притча,  где Господь  как бы  обыграл
> уже  существовавший,  ходивший, бродячий сюжет; единственная притча,
> где Он как бы воспользовался уже готовым материалом. Подобные тексты
> есть в египетских памятниках.

> Очень  хорошо  писал  Чарлз  Додд,  один  из  современных крупнейших
> толкователей  Библии  <...>,  что  стиль  -  это  человек; известное
> изречение.   И   вот  когда  мы  читаем  наиболее  известные  тексты
> Евангелия,  т.е. те, которые могут звучать как наиболее аутентичные,
> мы в них начинаем видеть того, кто это говорит.

[ Александр Мень. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ИИСУСА.  
(в сб. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА)  
www.krotov.info/library/13_m/myen/00062.html  ]


* параллели к еванг. чтениям: Мк.4:10-20; Лк.8:9-15.
    *‡‡‡‡ См. также: # #  #    #  ....
   ‡‡‡•   О еванг. притчах вообще:      #  ............
  ‡‡-     -> в тематич. указателе:                      #    :
 ‡          с. Христ.Просвещ./temy/p/pritchi.htm#pritjevn    :
   ‡‡‡•   Почему Иисус говорит притчами?                      :
  ‡‡-     -> Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.13:10-17:               :
 ‡          с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1310-7.htm#0       :
  ‡‡-     -> Комм. В.Н.Кузнецовой к Мк.4.10-12 (ТАЙНА ЦАРСТВА): :
 ‡          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/198.htm#0 (вып. №198) :
   ‡‡‡•   О притче о сеятеле                                    :
  ‡‡-     -> митр. Антоний Блум:                               :
 ‡          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/140a.htm#0           :
  ‡‡-     -> *Великое случается вдруг, хотя иногда -           :
 ‡           не без нашего участия* (Т.Мёртон, С.Тагуэлл):      :
 ‡          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/195.htm#0 (вып. №195) :
  = =  =   =    =     =      =       =        =         =      :

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Прошу вас, братья, остерегайтесь тех,
кто вносит разногласия и ставит препоны на пути веры, —
наперекор тому учению, которое вы получили.
Держ`итесь от них подальше.
Эти люди не Господу нашему Христу служат, а собственным похотям.
Своей лестью и красивыми речами они обманывают простодушных. ...
Желаю вам быть мудрыми на добро и несмышлеными на зло.
А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги.
Милость Господа нашего Иисуса да будет с вами.*
(Рим.16:17-20)

¤ Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/21.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»