=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 17 июля ст.ст., ср –
литургические чтения: 1Кор.7:12-24 #; Мф.14:35-15:11 # *.
{Седмица 7-я по Пятидесятнице}

*>   (1) В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя
*>                                                             Закона.
*>  (2) - Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук
*>                                     перед едой... – спрашивают они.
*>  (3) - А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания? -
*>             возразил Он. (4) - Бог сказал: «Почитай отца и мать» и
*>   «Оскорбивший отца или мать карается смертью». (5) А вы говорите:
*>   «Если кто скажет отцу или матери: "Что ты мог бы иметь от меня –
*>     то мой дар Богу", (6) ему уже не нужно почитать отца». Этим вы
*>    отменяете слово Бога ради вашего предания. (7) Лицемеры! Хорошо
*>                                          сказал о вас пророк Исайя:
*>                  (8) «Этот народ чтит Меня устами,
*>                    но сердце его далеко от Меня.
*>                      (9) Тщетно их поклонение:
*>             они учат человеческим заповедям, как Моим».
*>                           (10) Подозвав к себе народ, Иисус сказал:
*>  - Послушайте и постарайтесь понять. (11) Человека делает нечистым
*>                 не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст.



> Ст.1-2    –  К Иисусу  приходят  столичные  ревнители   благочестия.
> То,  что  ученики что-то нарушают, бросает тень и на самого Учителя,
> так  как  ученики обязаны во всём подражать Ему. Фарисеи высказывают
> Иисусу   претензии  относительно  поведения  Его  учеников,  которые
> нарушили  не Закон, а =предания отцов=.  Как мы знаем,  для фарисеев
> и  Писание,   и   предание   были   в  равной   степени   священными
> и  обязательными.   =Не  омывают  рук  перед  едой=   –   речь  идет
> не  о  соблюдении  гигиены,   как   мы   невольно   думаем   сейчас,
> а  о  ритуальном,  часто чисто символическом очищении рук. В стране,
> где  воды  не  хватало,  надо  было  омыть  руки  количеством  воды,
> помещавшейся в скорлупе полутора яиц.

> То,  что  Матфей,  в  отличие  от Марка, не объясняет значение этого
> ритуала,  вероятно,  говорит  о  том,  что б`ольшая часть его общины
> состояла из евреев, прекрасно знавших отеческие обычаи.

> Ученики  не нарушили Закон, потому что ритуальное очищение рук перед
> едой   было   обязательно   лишь   для  священников.   Но   фарисеи,
> сами    совершавшие    такое   очищение,   начинают   распространять
> это  требование  и  на остальных. Позже, во II веке, омовение станет
> обязательным   для   всех  евреев.  Евангелия  –  первое  письменное
> свидетельство  того,  что  уже  в  I  веке  омовение  рук становится
> признаком благочестивого поведения.

> Ст.3  –  Иисус  не начинает спорить, скажем, о закономерности такого
> расширительного истолкования требований чистоты,  а сразу  переходит
> в  наступление.  Он  обвиняет  их  в том, что они нарушают =заповедь
> Бога=.

> Ст.4-6  –  Иисус  приводит  одну из заповедей Декалога, которая была
> отменена   в   угоду  людским  преданиям.  Он  рассказывает  случай,
> подтверждавший  это.  Считалось очень благочестивым делом отдать всё
> имущество или часть его Богу, то есть передать его в Храм. Такой дар
> назывался  корб`ан.  Это  можно было сделать в завещании или в форме
> обета  и  совершить дарение при жизни. Вероятно, чей-то сын в минуту
> гнева  отказал родителям в помощи,  пообещав отдать  Храму  всё  то,
> что они могли бы от него получить.  Потом он одумался  и  раскаялся,
> но  кто-то из авторитетных учителей Закона, к которому он, вероятно,
> обратился  с  просьбой  разрешить его от клятвы, заявил ему, что уже
> ничего  нельзя  изменить,  потому  что клятва дана Богу, а ее нельзя
> нарушить.     История,    вероятно,    получила   большую   огласку,
> о ней толковали на всех базарах. В Талмуде рассказывается о подобных
> случаях.  Конечно,  были  и  умные  рабби, которые отменяли подобную
> клятву,  считая заповедь почитания отца и мать  (она включала в себя
> и обязанность содержать их материально в случае необходимости) более
> важной  и,  по их мнению, это было достаточным основанием для отмены
> обета,  данного  Богу.  Но  тот  человек, с которым консультировался
> огорченный сын, оказался, вероятно, узколобым законником.

> Ст.7   –  Иисус  называет  фарисеев  =лицемерами=.  Греческое  слово
> «хюпокрит`ес»  первоначально  значило  «актер», а затем «притворщик,
> лицемер».  Насколько нам известно, большинство фарисеев были глубоко
> верующими  людьми,  но  их вина заключается в том,  что они,   ставя
> на   первое   место   не  милосердие,  а  «праведность,  достигаемую
> исполнением  Закона»  (Флп.3.6),  обманывали даже не столько других,
> сколько  себя.   Поэтому,   говоря  о  лицемерии,  Иисус имел в виду
> не  сознательный  обман,  а «слепоту сердца», его очерствение, когда
> человек  теряет  способность  отличать  важное  от малозначительного
> (ср.  12.9-12 <...>). В некоторых случаях, вероятно, слово «лицемер»
> следовало бы переводить как «святоша, ханжа».

> Ст.8-9   –   Иисус   приводит   цитату  из  пророка  Исайи,  которая
> подтверждает  мнение самого Иисуса о том, что фарисеи чтят Бога лишь
> на  словах.  На  деле  же они подменяют Божьи заповеди человеческими
> учениями и тем самым их =отменяют=.

> Ст.10  –   Но  Иисус  не ограничивается этим рассказом.   Он  ставит
> под сомнение сам принцип ритуальной чистоты, а ведь это основа основ
> многих  религий,  в  том  числе  и ветхозаветной. Омовение рук – это
> частный  вопрос,  о  нём  можно  было бы спорить, оставаясь в рамках
> иудаизма,   но  поставить  под  сомнение  деление  пищи   на  чистую
> и нечистую?!

> То,  что Он хочет сказать, очень важно и поэтому Он подзывает народ,
> который тоже должен услышать Его слова.

[ В.Н.Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М., 2002; стр. 315-9  ]

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтениям: Мк.6:54-7:15.

  ______________
 >>> См. также:  = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
   >> Иг. Иннокентий Павлов о деформации Предания и очищении церкви =
     > в вып. расс. №152: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/152.htm#0  =
      ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Но каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему Господь,
пусть остается таким, каким его призвал Бог.
Я даю те же указания всем церквам.
Был призван обрезанным — пусть не удаляет обрезание;
призван необрезанным — пусть не обрезается.
Обрезание — ничто и необрезание — ничто,
важно лишь соблюдение Божьих заповедей.
Кто каким призван, пусть таким и остается.
Если ты был рабом, когда был призван, пусть тебя это не волнует.
Но если можешь стать свободным, используй эту возможность.
Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен,
равно как и призванный свободным — раб Христа.
Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей!
Братья, кто каким призван, пусть таким и остается у Бога!*
(1Кор.7:17-24)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/30.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»