=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Из рассылки сайта "Митрополит Сурожский Антоний"
(www.mitras.ru/) пришло следующее известие:
> Лондон, 04 августа (22 июля ст.стиля) 2003 года, 18:30
>
> ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ
> ---
> Святитель Антоний, моли Бога о нас!
/Памяти митр. Антония Блума, чьи тексты регулярно используются в этой
рассылке, посвящен этот специальный выпуск/
=> Митрополит Антоний Сурожский
=> О СМЕРТИ
> У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить,
> почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием,
> с надеждой, с тоской по ней.
> Мое первое яркое впечатление о смерти разговор с моим отцом,
> который мне как-то сказал: "Ты должен так прожить, чтобы научиться
> ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее,
> жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее
> благоговейно, ласково". Второе впечатление (конечно, не сразу,
> а много спустя) смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел
> к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была
> кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату,
> закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина
> тишины, что я, помню, воскликнул вслух: "И люди говорят,
> что существует смерть!.. Какая это ложь!". Потому что эта комната
> была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее,
> на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое
> отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола
> Павла: +Для меня жизнь Христос, смерть приобретение, потому что
> пока я живу в плоти, я отделен от Христа+... Но апостол прибавляет
> дальше слов`а, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна,
> но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться
> со Христом, но прибавляет: "Однако, для вас нужно, чтобы я остался
> в живых, и я буду продолжать жить". Это последняя жертва, которую он
> может принести: всё, к чему он стремится, на что он надеется,
> чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
> Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом,
> из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении.
> После этого я 46 лет прожил священником и хоронил постепенно целое
> поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много.
> <...> И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый
> человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти,
> надо готовиться к вечной жизни.
> О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, чт`o происходит с нами
> в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная
> жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения,
> когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни,
> таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому
> первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться
> не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней
> только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти
> в вечную жизнь.
> Но умирать всё-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти,
> о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании.
> <...>
> <....>
> Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были
> очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, я был
> единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз
> в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета.
> У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался,
> думая: найду я мать живой или нет?.. Она была жива, какая радость!
> какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты,
> когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет:
> "Мне тоскливо без тебя, побудем вместе". А бывали моменты, когда мне
> самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела,
> и говорил: "Мне больно без тебя". И она меня утешала о своем
> умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили
> в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою
> любовь к ней, всё то, что между нами было. А было между нами
> так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы
> эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом
> мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала:
> "Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе
> сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы,
> надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами".
> Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко,
> что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни,
> к умиранию и к смерти могли.
> И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении,
> когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание
> "наконец бы это кончилось" невыносимы. Человек это чувствует,
> знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные,
> мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться,
> вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается
> победой: +О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа?
> Воскрес Христос, и мертвецов ни один во гробе+...
> Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал,
> очень лично. Смерть нас окружает всё время, смерть это судьба
> всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном
> страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению
> к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся
> вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается
> в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать
> к этой полноте жизни.
[ в кн. БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ
www.orc.ru/~alenam/be/be_11.htm ]
--
редактор-составитель рассылки mailto:alr_pol@pochtamt.ru
Александр Поляков My ICQ # 112678438
---------------------------------------------
*Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об усопших.
Не горюйте о них, как остальные люди, у которых нет надежды.
Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес,
то мы так же верим, что Бог приведет на небеса к Иисусу
тех, кто умер с верой в Него.
Ведь мы говорим вам словами самого Господа,
что мы, те из нас, кто останется в живых до прихода Господа,
не опередим усопших,
потому что, когда раздастся слово повеления и голос архангела,
когда прозвучит труба Божья и сам Господь сойдет с неба,
то сначала воскреснут те, кто умерли с верой в Христа,
а потом уже и мы, живые,
вместе с ними будем унесены на облаках встречать в воздухе Господа,
и так мы с Господом будем всегда.* (1Фес.4:13-17)
* * *
Иисус сказал:
"Говорю вам истинную правду:
тот, кто слышит Слово Мое / и верит Тому, кто послал Меня,
обрел вечную жизнь.
Не предстанет он перед Судом / он уже перешел от смерти к жизни.
Говорю вам истинную правду:
час наступает / он уже наступил,
когда мертвые услышат голос Божьего Сына /
и кто услышит Его, те будут жить.
Как Отец есть источник жизни, /
так и Сына Он сделал источником жизни.
И Он дал Сыну власть судить, / потому что Он Сын человеческий.
Не удивляйтесь тому.
Ведь час наступает,
когда все, кто в могилах,
услышат голос Его и покинут могилы
те, что творили добро, встанут для Жизни, /
а те, что творили зло - для Суда". (Ин.5:24-29)
*********************************************
|