Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 14 августа ст.ст., ср - > Молитва — это открытость основе нашего бытия; в ней «готовность > решает всё». Это значит, что невозможно составить учебник молитвы, > построенный по типу старинных руководств к «духовной жизни»{} > (такая же ситуация и с этикой, как мы вскоре убедимся). Если молитва > для нас — то, чем вы занимаетесь, когда душа удаляется «в укромный > цветник», то вы можете разбивать там дорожки и подравнивать бордюры. > «Медитацию» можно проводить как лабораторный эксперимент — > в подготовленных заранее условиях и при помощи заранее избранных > методов. Но если мы всерьез считаем, что прежде чем Господь станет > «пребывать с нами», Он должен встретиться с нами на дороге в Эммаус, > то никаких готовых правил быть не может. > +Пусть бодрствует наш дух на жизненном пути, > Чтоб освятить всё то, что можем мы найти+{}. > Такие слова, конечно, не дают прочного руководства к религиозной > жизни, но они могут быть единственным условием молитвы. > Кроме того, раз молитва начинается не с выделения особого времени > для нее, то надо признать, что закрепление этого времени (как будто > всё дело в нём, а остальное приложится) может стать прямым путем > к разочарованию. Я думаю, что именно по этой причине бессчетное > множество людей отказалось от молитвы. Они сделали всё по правилам > благочестия, выделили специальные промежутки времени для молитвы — > а это время становилось всё более и более пустым. Я вовсе > не утверждаю, что эти промежутки времени не нужны, но я считаю, > что они будут оставаться каким-то механическим занятием, пока мы > не +почувствуем+, что они нужны, пока они не станут императивом > нашей насыщенной молитвою жизни. Если бы у меня хватило смелости > учить кого-нибудь молитве, я начал бы с другого конца — > не от +хроноса+, не от времени, выделенного по часам, > а от +кайроса+, от ожидания момента, который побудит нас стать > на колени. Но я слишком хорошо созна`ю опасности такой доктрины > и возможные ее издержки — хотя будет ли их больше, чем при наших > нынешних методиках? Такой подход требует не меньшей, а большей > самодисциплины. Так что не ст`оит торопиться осуждать его > как разлагающий. Тут я настаивал бы на следующем сравнении. > Есть люди, которые держат себя в узде и могут сохранять бодрость > только при жестком соблюдении ежедневного «моциона»; другие же > находят, что могут поддерживать форму, прислушиваясь к своему > здравому смыслу и прибегая к упражнениям тогда, когда в них > чувствуется потребность. Есть студенты, которые могут не запускать > свою учебу только в том случае, если они ежедневно определенное > количество часов посвящают занятиям; другие же доверяют > своей способности в меру работать и в меру развлекаться. Есть люди, > которые могут жить по средствам лишь при условии скрупулезного > подсчета доходов и расходов; другие же довольствуются периодической > проверкой банковского счета и исходя из этого всякий раз решают, > что они могут себе позволить. Наши викторианские деды относились > к моциону, к режиму дня, а наипаче к ведению счетов почти с таким же > религиозным рвением, с каким сегодня некоторые священники > предписывают правила жизни. Но разве отказ от этих правил > не приводит иных людей к такому же освобождению, какого друга > достигают соблюдением оных? И разве дисциплина при этом непременно > пойдет на убыль? Конечно, легко стать при этом толстым, ленивым > и расточительным, а уж в духовном отношении кто может ручаться, > как твердо он сто`ит? Однако если только человек ощущает обязывающую > власть безусловного над своей жизнью в каком-либо, хотя бы > и не религиозном отношении, если только он познал сколько-нибудь > глубоко, чего ст`оит человеческая личность, если ему знакомо > сострадание, если только он чувствует, что любовь Христова его > к чему-то обязывает, то есть основания надеяться, что жизнь такого > человека обретет свою внутреннюю дисциплину — и тягу к молитве — > более действенную, нежели от любых искусственных правил. Правила, > руководящие установки, контроль и сдерживание — всему этому должно > быть, но для «совершеннолетнего человека»/*/, > хотя бы и не возрожденного, они должны быть иными — > и более рискованными. Однако в духе той свободы, которую даровал нам > Христос, мы должны принимать и даже приветствовать этот риск. > Во всяком случае, если просто дудеть в старую дудку — надежды у нас > мало. Мы не должны налагать религиозную дисциплину ни на кого, > кроме людей религиозных, т.е. «подзаконных» (пользуясь терминологией > апостола Павла в его споре с иудействующими). Сегодняшний человек > более не соглашается быть «под детоводителем»{Ср. Гал.3:24-25}. > Однако он должен открыть — и открыть для самого себя, — что он будет > свободным лишь «в законе Христовом», будучи рабом Любви. > Слова блаженного Августина{}: «Люби Бога — и делай что хочешь» — > никогда не были безопасными. Но они составляют самую суть > христианской молитвы и христианского поведения.
<+> Дополнительно см. к еванг. чт-ю (Яков Кротов): •к Мф.23:35: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_35.htm •к Мф.24:15,20: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/346.htm#0 <+> К апост. чтению: •Общество друзей Священного Писания: www.bible-center.ru/book/corinthians/033 •Александр Мень. ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ www.bible-center.ru/book/apostles/011 •"Мысли вслух" сайта bible-center.ru к 2Кор.3:6: www.bible-center.ru/note/20030605/main + + + + + + + + + + +
*Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано
...
не чернилами, а Духом живого Бога. И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти. И эта наша уверенность перед лицом Бога — благодаря Христу. И не потому, что мы сами по себе на что-то годимся, что мы можем что-то отнести на свой счет. Нет, наша пригодность — от Бога. Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора, при котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух. Потому что БУКВА УБИВАЕТ, А ДУХ ДАРУЕТ ЖИЗНЬ. ... ... мы, которым Бог по Своему милосердию доверил такое служение, не падаем духом. Вовсе нет, ведь мы отвергли дел`а, обычно скрываемые из-за их постыдности; мы не жульничаем и не занимаемся подделкой Божьей Вести. Напротив, открыто возвещая истину, мы на глазах у Бога выставляем себя на суд совести всех и каждого. А если Весть, которую мы возвещаем, для кого-то и закрыта завесой, то закрыта она для идущих путем погибели. Бог этого века ослепил разум неверующих, и они не видят света Радостной Вести о славе Христа, который есть образ Бога. Ведь мы не самих себя возвещаем, а Иисуса Христа как Господа, а себя — лишь как ваших слуг ради Иисуса. Потому что Бог, сказавший: "Из тьмы да воссияет свет", — воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей славы на лице Иисуса Христа.* (2Кор.3:3-6; 4:1-6) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/27.htm |
|
![]() |