=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  10 сентября ст.ст., вт -
литургические чтения: Гал.2:21-3:7#; Мк.6:1-7 # .
{Седмица 15-я по Пятидесятнице}

Ст. 1Галаты, глупцы, кто вас сглазил?! – Установив общий принцип – оправдание верой в Иисуса Христа, а не делами Закона, – Павел переходит к конкретным доказательствам этого принципа и после долгого перерыва снова напрямую обращается к своим адресатам. Слова его гневны и язвительны, они полны укора, но они не преследуют цель сорвать зло, оскорбить их. Павел хочет показать, как сильно он боится за них, как озабочен их судьбой. <....> Глупцы – греческое слово «ан`оэтос» («глупый, неумный») указывает не только на отсутствие интеллекта, но и на духовное состояние человека, которое проявляется в неспособности постичь Божью волю (ср. Лк 24.25).

Павел задает им риторический вопрос: «кто вас сглазил?» Греческий глагол имеет значения: «сглазить, околдовать, зачаровать». Хотя вера в сглаз и колдовские чары была широко распространена в древности и о ней неоднократно говорится в Новом Завете (Гал 5.20; Деян 19.18; Откр 9.21; 18.23; вероятно также Мф 6.23; Лк 11.34), здесь это слово, скорее всего, употреблено в риторических целях. Павел хочет показать, что он настолько поражен известием об отступничестве галатов, что отказывается верить в возможность каких-то разумных объяснений. Нет, тут не обошлось без воздействия демонических сил, их, наверно, кто-то околдовал, ведь не могли они сами совершить подобную глупость!

> Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Христа, когда внимали моей Вести! – Павел напоминает им о том, как он впервые проповедал им Христа (вероятно, на это намекает 1.21). Они оказались столь отзывчивыми на весть о крестной смерти Христа, что, казалось, сами присутствовали при Его казни, видели всё своими собственными глазами. В тексте буквально сказано: «Христос был написан перед вами распятым»; слово «писать», как и в русском языке, употреблено в значении «изображать». Конечно, для Павла важна не столько эмоциональная реакция слушателей, сколько их духовное постижение смысла искупительной смерти Сына Божьего. Неужели теперь они забыли об этом?! Центром проповеди Павла всегда был Христос распятый, Своей искупительной смертью даровавший людям спасение.

Ст. 2 Об одном только хочу у вас спросить: вы получили Дух потому, что исполняли Закон, или потому, что, услышав Радостную Весть, поверили? – Павел обращается к галатам с еще одним ироническим вопросом, призванным снова напомнить им о том, что некогда с ними случилось. Во время их обращения к Христу и крещения им был дарован Дух. Но ведь они в то время и не слыхивали о Законе. За что же им был дан Богом Дух, живое свидетельство их единения с Христом? Разве они и тогда уже исполняли Закон? Нет, за то, что они, услышав Радостную Весть о Христе, поверили, то есть приняли ее и обрели веру в Христа. Так пусть припомнят и задумаются!

Ст. 3Неужели вы так глупы, что начали с Духа, а  кончаете людскими уставами?! – Неужели их ум покрыт  настолько плотной завесой, что они не смогут ответить на простой вопрос, что важнее: Дух или человеческие уставы? Дух – это, несомненно, Дух Божий; человеческими же уставами (буквально: «плотью») в данном контексте пренебрежительно названы дела Закона, т.е. то, что относится к слабой и греховной человеческой природе, то, что противоположно Духу. Глупость галатов в том, что они, начав с единственно важного, собираются закончить тем, что уже обветшало и потеряло смысл. Ведь дела Закона относятся к сфере плоти, а не Духа (2 Кор 3.6). Дарование Духа подтверждает искупительное деяние Христа (см. Ин 7.39; 16.7; 20.22; Деян 1.8; 2.38), есть зримое доказательство того, что век Закона подошел к концу и в мире занялась заря Нового века, эсхатологического века Духа. Дух – это залог нашего спасения. Дух дается за веру, и дар Духа есть самое важное, что может получить человек. Раз Дух получен за веру, это раз и навсегда доказывает превосходство веры над Законом.

Ст. 4 – Или всё то, что вы пережили, пустой звук? <.....> Пережили – глагол «п`асхо» обычно употребляется в значении «страдать». Некоторые ученые полагают, что галаты доказали истинность своей веры, стойко перенеся гонения, обрушившиеся на них. Но нам ничего не известно о таких гонениях. Кроме того, контекст указывает на б`ольшую вероятность того, что глагол употреблен в другом значении: «испытывать, переживать» (см. ст. 5). Вероятно, дарование Духа сопровождалось видимыми проявлениями, подобными тем, о которых часто рассказывается в Деяниях апостолов и других произведениях Нового Завета (чудесные исцеления, пророчества, говорение на языках и т.д.). См. Деян 2.43, а также 1 Кор 12; 2 Кор 12.12; Евр 2.4.

<...> Быть не может! – дословно: «уж, конечно, не впустую». Эти слова свидетельствуют о том, что надежда на восстановление для галатов не потеряна. Работа Духа не могла не оставить отпечатка в их сердцах.

Ст. 5Неужели Бог дарует вам Дух и творит среди вас могучие дела потому, что вы исполняете предписания Закона, а не потому, что вы, услышав Его Весть, поверили? – Последний вопрос почти дословно повторяет тот, что был задан в ст. 2, но вносит очень важные уточнения. Инициатива принадлежит Богу: это Он дарует Дух, Он совершает чудеса. <Могучие дела> – так переводится, за неимением соответствующего русского слова, греческое слово «дюн`амейс» («силы»). Бог совершает могущественные дела, являя тем Свои силы; это знаки прорыва иной, высшей реальности в наш мир. В данном случае это проявления Духа, которые галаты узнали на личном опыте. Настоящее время, употребленное здесь («дарует», «творит»), свидетельствует о том, что положение галатов не безнадежно и может быть исправлено: Бог их не покинул, они еще слышат Его Весть и продолжают верить.

Итак, «воспринимая ложное Евангелие иудействующих, галаты отрицали собственный достоверный опыт получения Духа во всей Его силе и чудодейственном проявлении. Они должны понять, что это – движение вспять. Вместо того чтобы вести жизнь сыновей грядущего, они деградировали, вернувшись к вещественным началам этого мира (ср. 4.8-10).{Новый Библейский Комментарий, ч. 3, с. 517}

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.102-6  ]

* Дополнительно по теме смотри:
 ** комм. Мартина Лютера к Гал.3:7:
  *** с. Христ.Просвещ./rasylka/002/206.htm#0

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Галаты, глупцы, кто вас сглазил?! Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Христа, когда внимали моей Вести!
Об одном только хочу у вас спросить:
вы получили Дух потому, что исполняли Закон,
или потому, что, услышав Радостную Весть, поверили?
Неужели вы так глупы, что начали с Духа,
а кончаете людскими уставами?!
Или всё то, что вы пережили, пустой звук? Быть не может!
Неужели Бог дарует вам Дух и творит среди вас чудеса
потому, что вы исполняете предписания Закона,
а не потому, что вы, услышав Его Весть, поверили?*
(Гал.3:1-5)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/23.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Румынская мебель для гостиной
Белорусская мебель
russimex.ru