=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  13 сентября ст.ст., пт - {Пам. освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слов`ущее) (335).
Предпразднство Воздвижения Креста Господня}
литургические чтения: за пт.: Гал.4:8-21; Мк.6:45-53;
за сб.: 1Кор.4:17-5:5; Мф.24:1-13 .
{Седмица 15-я по Пятидесятнице}

Ст. 8 – Некогда вы, не зная Бога – Апостол подчеркивает контраст между тем, кем галаты некогда были и кем они стали сейчас. Язычники всегда назывались людьми, не знающими Бога. Это значило, во-первых, что они не знали о существовании Единого, а во-вторых, что Бог не дал им откровения о Себе. «Знать Бога значит войти с Ним в личные отношения, которые Он делает возможными».{Dictionary of New Testament Theology, v. 2, p. 396.}

Были в рабстве у «богов», которые и не боги вовсе – Вероятно, апостол видит в этих ложных божествах, которым некогда поклонялись галаты, те же самые «стихии мира». Скорее всего, Павел не отрицал существования языческих богов, но считал их некими низшими демоническими существами (ср. 1 Кор 8.5; 10.20; 12.2). Язычники были под их властью, словно рабы. Только в Христе человек может обрести истинную свободу.

Ст. 9 – Но теперь, когда вы узнали Бога – Ситуация сейчас совершенно другая: бывшие язычники узнали Бога, ведь благодаря единению с Христом, они видят в Боге милосердного Отца, к которому они тоже могут обращаться «Абба» (см. ст. 6). Вернее сказать, когда Бог узнал вас – А поскольку, как было сказано выше, знание Бога есть самооткровение Божества, то апостол торопится дополнить и исправить сказанное им. Человек всегда стремился познать Бога – и делал это через мистику, через тайное знание или исполнение Закона. Но познание Бога есть Божественный дар человеку. Это Богу принадлежит инициатива позволить человеку познать себя, т.е. вступить с ним в личные отношения, когда и Бог, и человек взаимно постигают друг друга. Конечно, человек никогда не сможет познать Бога полностью, иначе это означало бы, что Бог равен человеку. Христианин знает Бога, но главное то, что его знает Бог. Ср. 1 Кор 8.3: «Кто любит Бога, тот уже познан Богом».

Неужели вы снова хотите вернуться к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство? – О стихиях см. коммент. на ст. 3. Несомненно, в данном контексте это языческие боги, которые в действительности не являются богами. Галаты, освободившись от власти этих божеств и желая покориться еврейскому Закону, возвращаются под власть стихий. Павел здесь недвусмысленно включает Закон в число тех элементарных сил, которые порабощали человека – как язычника, так и еврея. «Вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира» (Кол 2.20).

Стихии названы бессильными, потому что апостол не видит в них никакого реального могущества. Сами по себе они ничего не значат. Человек, отдав себя к ним в рабство, наделяет их собственными силами. Они как бы питаются человеческой энергией, будучи сами по себе пусты и немощны.

Стихии также названы жалкими (буквально: «бедными, нищими; нищенскими»), они претендовали на всесилие, на контроль над человеческой судьбой, но Бог явил их пустоту и никчемность. Они бедны по сравнению с тем богатством, какое Бог дал людям через Христа (см. 2 Кор 8.9).

Многие комментаторы считают, что в число стихий апостол включает Силы, Престолы, Начала, Господства и Власти – духовные иерархии, покоренные Иисусом и лишенные Им силы. Ср. 1 Кор 15.24: «Христос одолеет всех духов – Начала, Власти и Силы» и Кол 2.15: «Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии» (см. также Еф 2.2; 1 Кор 2.6,8).

Ст. 10 – Вы соблюдаете какие-то дни, месяцы, времена и годы! – Апостол приводит пример того, как галаты возвращаются под власть стихий. Это выразилось, в частности, в соблюдении религиозного календаря. Ведь под стихиями мира понимались также небесные светила и олицетворявшие их божества, в чьем ведении были дни недели, праздники, счастливые и несчастливые дни и т.д. Ср. Кол 2.16: «Так пусть никто не осуждает вас за то, чт`о вы едите и чт`о вы пьете, и не спрашивает, соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы. Это лишь тень того, что должно было прийти, реальность же – во Христе!»

Дни – имеются в виду праздники и, в частности, суббота. Месяцы – вероятно, новолуния (ср. Числ 10.10; 28.11-15; 1 Пар 23.31). Временами, скорее всего, названы большие ежегодные праздники, которые праздновались в течение нескольких дней (например, Праздник пресных хлебов, Праздник Шалашей и т.д.). Годы – это так называемые субботние годы (т.е. каждый седьмой год); известно, что такой год был в 47/48 г. н.э. Но <может означать и празднование Нового года>. «Недостаток религии, основанной на соблюдении особых дат, состоит в том, что тогда почти неизбежно дни делятся на священные и мирские; и почти неизбежным следствием этого является то, что человек, тщательно соблюдавший священные дни, склонен думать, что выполнил все свои обязанности перед Богом».{У.Баркли, с. 40.}

Ст. 11 – Боюсь, мои труды у вас пошли насмарку – Если галаты действительно подчинились смутьянам и приняли на себя ярмо Закона, значит, вся апостольская проповедь Павла была впустую. В словах Павла звучит тревога, близкая к отчаянию.

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.158-62  ]


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

* Некогда вы, не зная Бога, были в рабстве у "богов",
которые и не боги вовсе.
Но теперь, когда вы узнали Бога, вернее сказать, когда Бог узнал вас,
неужели вы снова хотите вернуться
к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство?
Вы соблюдаете какие-то дни, месяцы, времена и годы!
Боюсь, мои труды у вас пошли насмарку...*
(Гал.4:8-11)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/26.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»