=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

*  16 сентября ст.ст., пн - {Попразднство Воздв`ижения Креста}
литургические чтения: Еф.4:25-32 #; Лк.3:19-22 # .
{Седмица 16-я по Пятидесятнице; ряд. чт-я 18-й седм.}

окончание, начало – в предыдущем выпуске

(см. Гал.2:16-20#)

> Ст. 17 – Но если мы, стремясь к оправданию через единение с Христом <...>.

> Обнаружим, что и мы перед Законом такие же грешники <...>.

> Значит ли это, что Христос – пособник греха?! Нелепость! – Это очень трудное место, допускающее ряд толкований. Согласно одному из них, раньше евреи считали себя праведниками, но сейчас, когда они обнаружили, что и они грешники, формально в мире грешников стало больше. И причиной этого явился Христос. Но на самом деле увеличилось количество людей, осознавших свою греховность, грешниками же они были и раньше (см. Рим 3.23).

Другие понимают эти слова так: люди, ратующие за сохранение Закона, были уверены, что без его контроля христиане будут совершать безнравственные поступки и тогда враги могут обвинить Христа в том, что Его последователи тоже грешат. Итак, из-за Него количество греха в мире увеличится.

> Этот текст явно носит полемический характер, потому что апостол вынужден защищаться от обвинений своих оппонентов и одновременно атаковать их. Вероятно, как и во многих других церквах, в общинах Галатии были христиане-либертинисты{Либертин`изм (от лат. «либ`ертас» – свобода) – течение в раннем христианстве, приверженцы которого были убеждены в том, что им, спасенным смертью Христа и свободным от Закона, отныне всё позволено, и поэтому они вели безнравственный образ жизни.} (см. 5.13), и противники Павла обвиняли его в том, что причиной такого поведения является отсутствие Закона и что Павел в глазах всего мира делает Христа пособником греха.

Третья точка зрения указывает на то, что греческое слово «ди`аконос» («слуга»), переведенное здесь как «пособник», возможно употреблено сознательно, т.к. оно имеет значение «прислужник за столом». Во время Своей земной жизни Иисус часто ел с грешниками (Мф 11.19; Лк 7.34; Мк 2.16). Разве Иисус отказался бы сесть за один стол с антиохийскими язычниками, поверившими в Него?! Если евреи-христиане считают, что такое общение делает их нечистыми грешниками, то в таком случае сам Христос – служитель и пособник греха! Павел сознательно сводит аргументацию «людей от Иакова» к абсурду. «Рассматривать тех, кто был принят Христом и в Христа как «грешников» значит делать из Христа того, кто прислуживает греху и поддерживает грех».{J. Dunn, The Epistle to the Galatians, p. 141}

> Грех – Апостол редко употребляет это слово во множественном числе. Для него грех – это не множество малых и больших прегрешений, а скорее некая демоническая порабощающая персонифицированная сила, держащая человечество в своей власти. Она оказывает на него роковое воздействие, заставляя человека сосредоточиваться на себя, забывать о своей тварной природе, делая его добычей низменных желаний и приводя к смерти.{там же}

> Ст. 18 – Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил, этим я покажу, что преступил Закон – Возможно, это житейская максима: всякий, кто возвращается к тому, что некогда отрицал, этим ясно показывает, что прежде он заблуждался. Здесь Павел говорит о собственной жизни: некогда он жил под оградой Закона, а затем разрушил ее. Если бы он потребовал от язычников соблюдения Закона, он стал бы восстанавливать стену, разделявшую два народа, ту самую стену, которую он вместе с Христом уничтожал. Но если язычники грешат по неведению, то он сейчас оказался бы сознательным нарушителем Закона.

Возможно и более широкое понимание, при котором Павел продолжает развивать мысль ст. 17: евреи, обнаружив, что и они грешники, обратились к Христу; теперь же, снова возвращаясь к Закону как пути спасения, они опять становятся грешниками, но в этом Христос неповинен, люди сами восстанавливают свою греховность.

> Ст. 19 – Закон меня умертвил – дословно: «я через Закон умер». Существуют споры по поводу того, как следует понимать слова «через Закон». Согласно мнению многих комментаторов, Павел рассматривает Закон как нечто абсолютно необходимое для человека в его старом существовании до Христа. Закон направляет человека к Христу, уступая Ему место и как бы самоуничтожаясь. Получается, что изначальной целью Закона было приведение человека к жизни и служению для Бога иным, не законническим образом.

Исключить такую точку зрения нельзя, ведь у Павла отношение к Закону было сложным и неоднозначным: он, иногда приравнивая Закон к греху, тем не менее никогда не отрицал его происхождение от Бога: «Закон исходит от Бога, и заповеди его святы, справедливы и хороши» – Рим 7.12). И всё же в данном контексте вероятнее иное толкование: это Закон причинил ему смерть. Павел помнит о том, как ревностное исполнение Закона привело его к гонению на Сына Божьего и чуть не стало причиной духовной смерти. Он имеет в виду неразрывную связь между Законом и грехом (Рим 7.4-6; 6.2). Следствием Закона может быть только проклятие и смерть (см. 3.10). Христос, принявший проклятие вместо нас на себя, умер «через Закон» (3.13). Именно благодаря собственному опыту Павел побуждает христиан: «Пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона, а во власти Божьей доброты» (Рим 6.14).

> И я умер для Закона – Павел говорит от лица христиан-евреев, но с точки зрения пережитого им собственного опыта. Умер для Закона – Он неоднократно утверждал, что с приходом Христа началась новый век, сменивший собой старую эру, когда человек находился под властью Закона. Отныне его требования не обязательны для него. Как произошла смерть по отношению к Закону, будет объяснено ниже: христианин умирает вместе с Христом, а мертвый свободен от прежних обязательств.

> Чтобы жить для Бога – Отныне жизнь «под Законом» закончилась и началась иная – жизнь «в Христе», в единении с Ним, а это и есть истинная жизнь для Бога (ср. Рим 6.11). Закон больше не имеет над ним власти. Верующие во Христа умерли для греха, для самости, для мира, для Закона, но живы и живут для Бога. Хотя воскресение и соединение с Богом ожидает христиан в будущем, но уже сейчас они должны жить так, как люди, умершие для греха. Это жизнь, посвященная Богу.

> Я распят вместе с Христом – Христос распятый есть центр христианского благовестия. Его жертвенная смерть на кресте – единственное средство спасения греховного человечества от владычества греха. Христианин – это тот, кто духовно умер вместе с Ним, стал причастным Его смерти, чтобы вместе с Ним жить новой жизнью. Распятие с Ним означает смерть для самости, для прежней неискупленной человеческой природы, противостоящей Богу.

<...> эти слова <поясняют> предыдущую мысль о смерти через Закон и для Закона или вводят новую, раскрытую в следующем стихе? Если они поясняют, то смерть Христа служит основным доказательством того, что время Закона безвозвратно ушло. Но если вводится новая мысль, то этим подчеркивается неразрывная связь смерти и новой жизни. Новая жизнь невозможна без предшествующей ей смерти вместе с Христом.

> Ст. 20 – И живу уже не я – Павел еще больше усиливает парадокс. Это значит, что прекратило свое существование старое эгоистическое, эгоцентрическое «я», стремившееся в самоутверждению, к автономии от Бога. А живет во мне Христос – Перед нами один из наиболее ярких образцов мистицизма апостола. Но в отличие от восточного мистицизма, при котором человеческая личность перестает существовать, сливается с Абсолютом и поглощается Божественным, павлово понимание мистики единения с Христом иное. Оно не порывает с библейским мистицизмом, в котором полностью отсутствует отрицание тварного мира и поиск эзотерических путей соединения с Богом. Личность не растворяется, но возрастает благодаря общению с Богом.

<...>

> <И пока я живу на земле>, я живу благодаря вере в Сына Божьего – Вера в Христа сделала человека оправданным, освобожденным от власти греха, перенесенным из сферы рабства в сферу жизни в Боге и в Христе. Благодаря вере в Сына Божьего – эти слова могут быть поняты по-другому: «благодаря верности Сына Божьего» (см. коммент. к ст. 16). Только Его верность воле Своего Отца дарует жизнь всем, кто пришел к Нему. Полюбившего меня и отдавшего себя в жертву за себя – Как замечательно сказал один комментатор: «Это было для него источником бесконечного изумления, что “я, даже я, обрел милость!”»{F. F. Bruce, Galatians, p. 146} То, что Свою жизнь отдал Сын Божий, подчеркивает величие жертвы. Если в начале письма (1.4) тоже говорилось о том, что Иисус отдал себя за наши грехи, здесь на первое место выходит причина, почему эта жертва была необходима. Это Божественная любовь к человечеству (см. также 1 Фес 1.4; 2 Фес 2.13,16; Рим 8.37; Ин 3.16). Бог спас нас смертью Своего Сына не потому, что мы заслуживали спасения (см. Еф 2.8-10). Наоборот, Его милосердие застигло нас посреди греха – как гонителя Саула на дамасской дороге! «Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас, когд а мы были грешниками!» (Рим 5.8).

[  В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.92-9  ]


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона,
а только верой в Иисуса Христа.
Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса,
чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона,
так как делами Закона "не оправдается никто из живущих". ...
Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога.
Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос.
И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего,
полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня.
Так неужели я отвергну Божий дар?!
Ведь если оправдание может дать Закон, значит Христос умер напрасно!* (Гал.2:16,19-21)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/29.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»