=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

*  6 октября ст.ст., воскресенье — {пам. ап. Фомы, Iв.}
литургические чтения: Гал.1:11-19 #; Лк.7:11-16 # * .
{Воскр. 18-е по Пятидесятнице, ряд. чт-я 20-го воскр.}

Ст. 11-12Я хочу, братья – Несмотря на то, что Павел чрезвычайно недоволен галатами и считает, что они на грани отступничества, он тем не менее продолжает видеть в них братьев во Христе./*/ Чтобы вы знали: Радостная Весть, которую я вам возвестил, не есть нечто человеческое. И получил я ее не от людей, и не люди меня ей научили Эти слова очень напоминают ст. 1. Если там Павел утверждал Божественное происхождение своего апостольства, то здесь он утверждает, что его версия Радостной Вести, в центре которой сто`ит распятый Христос, освободивший людей от грехов и от ига Закона, точно также восходит к Богу напрямую, без какого-либо человеческого посредничества. Это подчеркивается троекратным отрицанием: «не есть нечто человеческое», «получил я ее не от людей (дословно: «не от человека»)», «не люди меня ей научили». А Иисус Христос, который мне ее открыл (дословно: «через откровение Иисуса Христа») – Во время встречи на дороге в Дамаск Иисус Христос, явившись Павлу, сообщил ему, что и кому он должен возвещать. Но смысл этих слов может быть немного иным: Бог явил Павлу Своего Сына и одновременно с этим велел возвещать о Нём язычникам.

Ст. 13 – Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем (дословно: «в иудаизме»). «Иудаисм`ос» – редкое слово в Новом Завете (употреблено лишь дважды, в ст. 13 и 14). Оно возникло в те времена, когда еврейской религии грозило полное уничтожение. В Маккавейских книгах так называли тех евреев, кто, несмотря на смертельную опасность, остались приверженцами религиозного отеческого наследия в отличие от евреев, поддавшихся давлению Антиоха Епифана, который стремился создать синкретическую религию. Иудаизм времен Маккавейского восстания – это религиозная система, отличавшаяся строгим соблюдением Закона и всячески подчеркивавшая свое отличие через жертвоприношения, праздники, обрезание и законы о пище. Некогда апостол был приверженцем именно такой системы, но теперь он перестал им быть. Нередко можно услышать, что Павел обратился в христианство. Это неверное утверждение, потому что Павел не переменил религию, он действительно обратился, но из одного религиозного еврейского движения в другое: бывший фарисей стал христианином. Но он остался уверенным, что народ Израиля избран Богом, что христианская церковь есть часть и продолжение истинного Израиля. И всё же для Павла уже в это время иудаизм и христианство разделены, хотя и не стали еще двумя разными религиями. Впервые четкое разделение между ними появляется лишь у Игнатия Антиохийского (начало II века).

> Я беспощадно преследовал и уничтожал Церковь Божью – О том, что некогда Павел, еще Шауль, или Савл, был гонителем Церкви, повествуется в Деяниях апостолов. Апостол никогда не скрывал этого факта, наоборот, он, вероятно, всегда начинал свою проповедь с рассказа о том, какое великое чудо сотворил с ним Бог. Он преследовал евреев, принявших Христа, потому что считал их отступниками от веры отцов. Его целью было полное искоренение этой опасной ереси. Ревность Саула побудила его не ограничиваться пределами Палестины: он отправился в Дамаск, где находилась большая еврейская община и куда, вероятно, бежали многие христиане после смерти Стефана (Деян 7.57-60). Церковь Божью – греческое слово «экклес`ия» значит «собрание». Так христиане стали называть себя, возможно, чтобы отличаться от евреев, не принявших Христа и называвшихся синагогой (это еще одно греческое слово, означающее «собрание»). В своих ранних письмах апостол обычно понимает под церковью местную христианскую общину. Но здесь, вероятно, иудаизму уже противопоставлена некая новая данность – единая всемирная  Церковь Божья, перешагнувшая национальные границы и состоящая как из евреев, так и из бывших язычников.

Ст. 14 – Во всём народе мне не было равных среди моих ровесников в том, что касалось нашей религии – дословно: «Я делал б`ольшие успехи в иудаизме, чем многие ровесники в моем народе» – Это первое из двух автобиографических свидетельств апостола о своей дохристианской жизни{Второе в Флп 3.5-6, но см. также Рим 11.1; 2Кор 11.22; Деян 22.3; 23.6; 24.4-7.} Павел оставил прежнюю жизнь потому, что подчинился Богу, а не потому, что был ленив и равнодушен к вере отцов. Нет, он был ревностным фарисеем,{Фарисеи – члены  религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Первое упоминание о фарисеях относится ко II веку до н. э. Они, вероятно, были духовными наследниками благочестивых (евр. «хасид`им») Маккавейских времен. Хотя количество фарисеев было сравнительно небольшим (около шести тысяч человек), они были очень влиятельны и пользовались огромным уважением в народе.} фанатически стремившимся к достижению совершенной чистоты, делавшим постоянные успехи в своем продвижении к этой цели. Он был абсолютно уверен в правильности своего пути и не знал никаких колебаний и сомнений. И особенно ревностно я придерживался отеческих преданий – Как известно, фарисеи относились к отеческим преданиям, то есть к устной традиции, с таким же благоговением, как и к Священному Писанию. Так называемый устный Закон включал в себя обширный свод ритуальных предписаний, которые фарисеи скрупулезно соблюдали.

Зачем Павел рассказывает об этом сейчас? «Рассказ о прежней жизни демонстрирует необходимость последующих драматических перемен в его жизни после обращения. Только милосердным Божественным вмешательством можно объяснить перелом, наступивший в жизни Павла».{Новый Библейский Комментарий, ч. 3, с. 512-513.}

Ст. 15Но Бог решил, по Своей великой доброте, избрать меня и предназначить Себе на служение – Величайшим событием его жизни стала встреча с живым Господом. Об этом Павел говорит не прямо, а намеками, с величайшим целомудрием и словами, которые напоминают призвание Богом пророка Иеремии: «Я знал тебя прежде, чем дал тебе облик во чреве, освятил тебя прежде, чем вышел ты из утробы, Я пророком поставил тебя для народов» (1.5). Похожими словами описывает свое призвание и пророк Исайя (49.1-6). Возвышенная лексика призвана подчеркнуть преемственность служения Павла и великих пророков. В его деятельности пророческое служение не только продолжилось, но и достигло своей кульминации. <...> Еще до рождения из чрева матери – возможно понимание: «еще до зачатия». То, что Павел, несмотря на то, что он был гонителем, уже с момента своего зачатия или рождения был предназначен Богом Себе на служение, может быть понято как указание на предопределение. Отчасти это верно, так как, согласно еврейской традиции, всё в мире совершается по воле Божьей, но нужно помнить, что Библия утверждает свободу выбора человека и, следовательно, его ответственность. Главное в этом тексте – указание на Божественное происхождение Радостной Вести в том виде, в каком ее возвещает Павел, а также то, что великий дар Божий был дан ему не за его заслуги, а обусловлен одной лишь Божьей любовью и добротой.

[ В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003  ]

-----------------------------------
* эпизод №53~ по "Брюссельскому согласованию" (http://krotov.info/spravki/temy/h/hri_chro.html)

/*/ см. в вып. расс. №144 (прим. редактора рассылки)

  =+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+
      Темы, связанные с апостольским чтением:
     > А.МакГрат: Кого считать христианами?
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/144.htm#0
     > К.С.Льюис: В богопознании инициатива исходит от Бога
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/225.htm#0
  =+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Я хочу, братья, чтобы вы знали:
Радостная Весть, которую я вам возвестил, не есть нечто человеческое.
И получил я ее не от людей, и не люди меня ей научили,
а Иисус Христос, который мне ее открыл.
Вы, конечно, наслышаны о том, как я жил, когда был иудеем.
Я беспощадно преследовал и уничтожал Церковь Божью.
Во всём народе мне не было равных среди моих ровесников
в том, что касалось нашей религии,
и особенно ревностно я придерживался отеческих преданий.
Но Бог решил, по Своей великой доброте,
избрать меня и предназначить Себе на служение
еще до рождения из чрева матери
и, явив мне Своего Сына, велел возвестить о Нём всем народам.
И тогда я ни к кому из людей не обратился за советом,
даже не пошел в Иерусалим
к тем, которые стали апостолами до меня...*
(Гал.1:11-17)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/19.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»