=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 13 октября ст.ст., воскресенье{пам. отцов VII Вселенского Собора (787)}
литургические чтения: Гал.2:16-20#; Лк.8:5-15# * .
{Воскр. 19-е по Пятидесятнице, ряд. чт-я 21-го воскр.}

> Мф.13.1-9. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
(Мк 4.1-9; Лк 8.4-8)

> Эта притча во всех синоптических Евангелиях занимает первое место в подборках притч. Следовательно, она чрезвычайно важна, недаром за ней следует ее истолкование.

> <…>

> Ст. 4-7 – По некоторым сведениям в древней Палестине сев проходил следующим образом: сначала крестьяне сеяли, зачерпывая горстями зерно из специальной корзины и разбрасывая его по полю, и лишь после этого поле запахивалось. В этой притче рассказывается о целом ряде неудач, постигающих сеятеля. Одни зерна были склеваны птицами, другие погибли под жаркими лучами солнца, третьи задушены сорняками. Можно было бы добавить и другие опасности, подстерегающие земледельца: нашествие саранчи, сирокко и т.д. Возникает впечатление, что труд загублен, б`ольшая часть зерен погибла. Но это не так.

> Ст. 8 – Те, что попали в добрую землю, дадут невиданный урожай, который с лихвой компенсирует потери. В древности обычным был урожай сам семь, а сам десять уже считался богатым, так что стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный – это сказочный урожай, намного превосходящий земные представления. И это сразу переводит рассказ с земного, привычного для слушателей уровня, делая его притчей. Перед нами притча контраста, когда нечто малое и незаметное вначале приобретает огромные, даже фантастические размеры в конце. Иногда ее также называют притчей роста. Такая притча должна вселять оптимизм в слушателей – хотя ростки Царства кажутся слабыми и незаметными, оно всё равно придет в победоносной силе!

> Другие же ученые предлагают иное название – притча о четырех видах почвы.

> Ст. 9 – Чтобы понять учение Иисуса, нужно иметь уши, т.е. желание слушать и услышать, нужно понять призыв, обращенный к слушателю, и повиноваться. Это также значит, что в притче говорится и о человеческой ответственности.

 

> Мф.13.18-23. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ
(Мк 4.13-20; Лк 8.11-15)

> Ст. 18 – В то время как у Марка Иисус изумлен непонятливостью учеников, у Матфея ничего этого нет, он, как правило, щадит учеников. Иисус объясняет им притчу не потому, что они ее не поняли, но, вероятно, желая, чтобы им полностью открылся ее глубинный смысл. Он дарует им способность понимания. А т.к. притча о сеятеле сто`ит на первом месте в собрании притч, то это истолкование дает ключ к пониманию остальных притч.

> Ст. 19-23 – <…>. Если сама притча призвана укрепить и ободрить людей, смущенных незаметным ростом Царства, то главная задача истолкования – указать на ответственность людей. Вера слишком многих поверхностна и мелка, они видят в Царстве лишь выгоду, но не готовы противостоять гонениям и жизненным соблазнам.

Очень многие комментаторы склоняются к мысли, что истолкование принадлежит не Иисусу, а ранней Церкви. Действительно, у большинства притч нет истолкования, и, кроме того, в этом отрывке много слов, которые в Евангелиях не употребляются в метафорическом значении («сеять», «корень», «бесплодный», «приносить урожай»). Целый ряд слов не встречается в Евангелиях вообще: например, «недолговечный», «обман». «Слово» также употреблено здесь в абсолютном значении, как «Слово Бога». Жизненный контекст тоже предполагает более позднюю ситуацию, когда вера христиан подвергалась самым различным испытаниям. «В таком истолковании притча потеряла свой изначальный эсхатологический смысл, став просто предостережением и ободрением для христиан в условиях преследований и мирских соблазнов».{D.E. Nineham, Saint Mark, p.140.}

Комментаторов смущает и очевидная аллегоризация притчи, что одно время считалось совершенно невозможным. Относительно последнего взгляды несколько изменились, понятно, что притчу и аллегорию разделяет слишком тонкая грань и они могут перетекать друг в друга. Поэтому сейчас точка зрения начинает меняться. Ученые обращают внимание на то, что здесь аллегорически истолковываются не все элементы, например, цифры, как это делали некоторые Отцы Церкви. Четыре вида почвы легко, без натяжки допускают отождествление с четырьмя основными типами людей, в то время как обычно аллегорические толкования поражают своей неестественностью и субъективизмом. Поэтому вопрос о принадлежности истолкования разумнее всего оставить открытым.

[ В.Н.Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М., 2002; стр.282-3;287-9  ]

-----------------------------------
* эпизод №63 по "Брюссельскому согласованию" (http://krotov.info/spravki/temy/h/hri_chro.html)

 

 ======================================> ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГ. ЧТЕНИЯ:
  •В.Н.Кузнецова:
            Комм. к Мк.4:3-9: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/550.htm#0
    почему Иисус говорит притчами? -
         Комм. к Мк.4:10-12:  с. Христ.Просвещ./rasylka/002/198.htm#0
         к Мф.13:10-17: с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1310-7.htm#0
  •2 проповеди митр. Антония Блума:
                             с. Христ.Просвещ./rasylka/002/140a.htm#0
  •Яков Кротов (небольшие размышления):
                          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_03.htm
                          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_04.htm
                          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_18.htm
  •Cаймон Тагуэлл: "забота века сего" включает помыслы и дела,
                       которые принято считать добродетельными
                              с. Христ.Просвещ./rasylka/002/078.htm#4

                         
 ======================================> ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ АПОСТ. ЧТЕНИЯ:
  •В.Н.Кузнецова:
         Комм. к Гал.2:16-17: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/566.htm#0
               к Гал.2:17-20: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/567.htm#0
  •Свящ. Александр Мень: спасение не заслужить:
                              с. Христ.Просвещ./rasylka/002/232.htm#0
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона,
а только верой в Иисуса Христа.
Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса,
чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона,
так как делами Закона "не оправдается никто из живущих". ...
Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога.
Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос.
И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего,
полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня.*
(Гал.2:16,19-20)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/26.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»