Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 2 ноября ст.ст., сб - ?> Может ли безусловная преданность христианской истине совмещаться ?> с принятием возникшего в Новое время мировоззренческого плюрализма, ?> с серьезным отношением к чужим истинам? > Я думаю, что христианство должно себе отдавать отчет в том, > что плюрализм, который сейчас существует и часто антагонистичен > христианству, является результатом того, что христианство не дало > мировоззрения, которое было бы откровением новой жизни и радости > людям. Мы ответственны за то, что люди стали искать > других мировоззрений, ибо то, что мы говорили о христианстве, > их не могло удовлетворить. Это одно, первое; и в данной ситуации > мы должны сознавать, что мы ответственны за все ереси, > за все отклонения, за все несовершенства, мы ответственны за то, > что люди обращаются и на Восток, и в самые дикие секты, > и в политические и общественные мировоззрения – из-за того, > что не находят полноты в том христианстве, которое мы проповедуем > и которое мы проявили. С другой стороны, несомненно (т.е., для меня > несомненно, конечно, это не обязательно для другого несомненно), > если посмотреть на все христианское общество в его разделенности, > что нет ни одной христианской группировки, которая (именно потому, > что она отделилась от других по признаку какой-то интуиции о том, > что то или другое – колоссально важно) не могла бы христианский мир > в целом не приблизить к полноте, которая отчасти потеряна. > Это относится и к Православию: у нас есть, что давать, но у нас есть > и чему учиться и в нравственности, и в делании, и в понимании того, > что мы сами проповедуем. Так что я считаю, что плюрализм – > это не оскорбление христианству, это множество голосов, > которое ставит под вопрос не христианство, а христиан. > Бердяев когда-то писал брошюру, которая называлась “О достоинстве > христианства и недостоинстве христиан” – вот это-то и есть. > Если бы христианство было христианством Евангелия, осуществленного, > реального, то все бы говорили: Да, это полнота жизни, этим ст`оит > жить... Но кто может сказать это о русском православии в России, > о русском православии за границей или о других вероисповеданиях? > Поэтому я думаю, что существование плюрализма ставит нас под вопрос, > и мы должны всмотреться в себя каждый раз, когда мы встречаемся > со взглядами, мнениями или реакциями со стороны людей, которые знают > христианство, но его отвергают. Почему я не сумел это открыть? > Почему я не могу им дать то, чего они ищут и что они находят только > частично?.. Вот что мне кажется очень важным. И притом – диалог > всегда был бы диалогом. В какие-то периоды истории торжество > христианского мировоззрения достигалось мечем и огнем. > Это не торжество, это просто последнее падение. Скажем, инквизиция > как идея (я сейчас не делаю упрека никому в этом, т.е. ни католикам, > никому, просто инквизиция как подход), что надо человека сломать > и заставить думать так или иначе, это грех, это просто преступление, > потому что Бог хочет Себе свободно избравших Его друзей, а не рабов. > “Я вас не называю больше рабами, потому что раб не знает воли > господина своего, Я называю вас друзьями, потому что Я всё вам > сказал”, – вот что говорит Христос (Ин.15,15). И нельзя ожидать, > чтобы всякий человек без искания нашел бы окончательную форму > истины, которая соответствует Божественной истине. А искание > неизбежно бывает периодами неясно. Ставятся под вопрос вещи, которые > в конечном итоге могут быть оправданы, но которые на пути искания > должны быть аналитически рассмотрены, постольку, > поскольку мы употребляем слова. > И еще одно я скажу. Паскаль молился Богу и говорил, кричал, > что не может Его найти, и Бог ему сказал: “Ты бы Меня не искал, > если бы ты Меня уже не нашел”. И это я перенес бы на все религии > мира. Бога невозможно выдумать. Я не говорю об уродливых формах, > которые потом можно придать этому первичному опыту; но когда человек > говорит: “Я опытно знаю, что есть Божественная сила”, это значит, > что он коснулся хоть края ризы Божественной. И поэтому мы должны > относиться с глубокой вдумчивостью к тому, что люди опытно знают > о Боге, даже если они выражают это совершенно неприемлемыми формами > благочестия или мировоззренческими представлениями. И нам надо быть > очень осторожными. Я знаю, у апостола Павла есть место, > где говорится, что боги язычников – бесы (1Кор.10,20) – постольку, > поскольку они отрицали Христа. Слово “сатана”, как вы знаете, > по-еврейски значит “противник”, это не “черти” в нашем понимании. > Они противники – да, и те, кто держится этих мировоззрений, особенно > если они придерживаются их изуверчески и яростно, ошибаются, > но надо заботиться о том, как им открыть б`oльшую истину.
____________ _________________________/еще по теме:\__________ /// Яков Кротов: Не ставить кадиллак впереди телеги \\\ ||| с. Христ.Просвещ./rasylka/002/252.htm#0 ||| \=================================================/
*Созвав к себе двенадцать Своих учеников, * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/15.htm |
|
![]() |