=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 14 ноября ст.ст., чт - {пам. апостола Филиппа, Iв.}
литургические чтения: 1Тим.3:1-13#; Лк.16:1-9#
{Седм. 24-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 26-й седм.}

 
> СВЯТОСТЬ КАК НЕЧЕСТНОСТЬ: ЛК 16:1-<12> > (109 по брюссельскому согласованию)
> Притча  Христа  об  управителе,  который  растратил  деньги хозяина,
> которого хозяин собрался увольнять и который до увольнения ухитрился
> заручиться   расположением  кучи  народа  -  за  счет  всё  того  же
> хозяйского  кармана,  поражает людей, которые плохо знают Евангелие.
> Людей,  которые  читают  и  даже  перечитывают Евангелие, эта притча
> поражает  вдвойне.   Есть  в  ней  какая-то   явная   неправильность
> и неправедность, недостойная Бога.

> В   синоптических  Евангелиях  насчитывается  сорок  притч.  Из  них
> тринадцать  прямо  построены на образе Хозяина, Царя, Отца, Которому
> изменяют, от Которого уходят, Которому верны, Сына Которого убивают.
> Во  всех  остальных  этот  образ  присутствует либо косвенно,   либо
> в  образе,   символизирующего  Сына  Божия:  сеятеля,  или  пастуха,
> или  жениха.  Естественно,   читая  притчу   о неверном  управителе,
> мы  подсознательно уверены, что хозяин имения и в этой притче - Бог,
> как и в притче о благоразумном управителе (Лк.12:42).

> И  вот  один  за  другим  толкователи  юлят, пытаясь оправдать этого
> хозяина,   либо  просто  замалчивают  скандальность  Его  поведения.
> Говорят,   что  хозяин   хвалит   управителя   только   за  ловкость
> и сообразительность, а не за само жульничество. Один из толкователей
> домыслил, будто управитель вел общий счет долгам хозяйским и своим -
> и  простил должникам только то, что одалживал лично, так что хозяину
> ущерба   не   нанес.   Но,   во-первых,   приписки  и   к  Евангелию
> не  дозволяются,  во-вторых,  при таком толковании толкование притчи
> Иисусом  теряет всякий смысл.  Спаситель Сам говорит,  что речь идет
> о неправедности - что ж тут переиначивать всё в хитроумие.

> Нет,  надо прямо сказать: хозяин имения - не праведен с точки зрения
> справедливости.  Ему  нравится  жульничество,  наносящее ему ущерб -
> более  того,  он  так  радуется,  что  ему  нанесли ущерб, будто ему
> несправедливость  важнее  денег.   Хозяин  не наказывает  управителя
> по  всей  строгости  закона   (как это делает Бог во многих  притчах
> о  суде  над  нерадивыми)  и  даже,  судя  по приподнятости похвалы,
> оставляет его на своей службе.

> Чтобы  облегчить  понимание,  Евангелие,  подобно Псалтири, в данном
> месте одну и ту же мысль излагает дважды, параллельно. Стихи (Лк.16)
> 11 и 12 - абсолютно об одном:

> Если вы в неправедном богатстве | Если в чужом
> не были верны,                  | не были верны,
> кто поверит вам                 | кто даст вам
> истинное?                       | ваше?

> Неправедное  богатство - чужое. Чье же? Неужели сатаны? Было и такое
> толкование  этого  места:  в  притче  под  "хозяином" имеется в виду
> "князь  мира  сего". А "богатство неправедное" - это деньги, которые
> нажиты  злом и обманом - то есть, в сущности, все. В общем, раздайте
> всё имение свое нищим. Как-то молниеносно обнаруживается, что сатана
> не  имеет  не  только  собственного существования, но и собственного
> банка.   Сатанинские деньги наживаются людьми на законном  основании
> и  чужими  не  являются  -  почему  с  ними так трудно расставаться.
> Главное   же:   и   при   таком   толковании  исчезает  то,  на  чём
> сосредотачивал  внимание  Иисус:  неправедность  богатства. Остается
> хитроумие.

> Разгадка  проста  как  "Отче наш". Разгадка содержится в "Отче наш".
> "Остави  нам долги наша,  якоже и мы  оставляем  должником  нашим" -
> это  Иисусом  мягко  сказано,  чтобы  мы,    твердя   эту   молитву,
> не  превратились  в  вечно недовольных собою людей, чтобы подбодрить
> нас.  Ведь  по  справедливости  надо  было бы сказать: мы не прощаем
> должникам  нашим,  но  ты прости нам то, что мы тебе должны. А Бог -
> несправедлив.   Он  не только прощает нам нашу жестокость  к ближним
> и  считает,  что  мы  прощаем  должников.  Вся сила и удивительность
> Спасения - в том, что Бог доверяет нам прощать от Его Святого Имени.
> Всякий грех - против Бога.  Всякий долг -  не против нашего кармана,
> а  против  Творца. Мы должны прощать ближним то, что они нам должны?
> Очень   поэтично   и  милосердно  -  но  суровая  финансовая  правда
> заключается  в  том,  что  никто  нам  ничего не должен - все должны
> только Богу. Мы все лишь случайно получили заем в Его банке.

> Не  только  деньги,  которые  мы  раздаём,   Божии.  Блага,  которые
> мы  получаем,  -  тоже  Божии,  ведь Иисус не ограничивается словами
> "приобретайте  себе  друзей  богатством  неправедным", но добавляет:
> "чтобы  они,   когда  обнищаете,   приняли  вас  в вечные  обители".
> Ганс   фон   Бальтазар   пояснял:  "Друзья",  которых  рекомендуется
> приобретать,  -  не от земли,  а от неба,  и ...  розданные деньги -
> не  что  иное,   как  милостыня.    День  же,    когда   "обнищаете"
> и  всё  подойдет  к  своему  концу,  -  это, конечно, смертный день"
> (Бальтазар Ганс У. фон.  О простоте христиан. -  Символ. №29.  1993.
> С.24).

> На протяжении веков Спасение полагали в том, что Бог придет и взыщет
> то,  что должны Ему. Это - справедливость, в этом - Закон. Благодать
> же и мир Христовы в том,  что пришел Сын Божий  и  Сын  Человеческий
> и  в  Себе, Собою, доверил нам прощать то, чем согрешили против Бога
> люди.   Он  не  взыскал долгов -  а мы должны вообще  отпустить  их.
> Это отрицательное выражение новой заповеди: люб`ите ближних, как Бог
> любит  Вас.  Прощайте  ближним,  как  Бог  прощает  Вам.  Да, прощая
> ближних,  Вы  совершите страшную несправедливость и нарушите Закон -
> но  Бог  нарушил  Закон  вдвойне,   простив  Вас  и  умерев  за Вас.
> Обнищайте  -  лишитесь  той  последней,  законной  гордыни,  которая
> шепчет:   я  простил всё,  что должны мне,  но не могу простить  то,
> чем  согрешили против Бога.  И это -  простите,  и  это  отпуст`ите,
> хотя  это  неправедно.  Милость  выше праведности - и эту-то милость
> Господь вручил Вам, Своему управляющему.

[  Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ  
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_16_11.html  ]

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ:
        * другое размышление Я.Кротова:
          "Богатство неправедное - масло масляное"
          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/264.htm#0
        * еще небольшое:
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_16_09.html
        * Традиционные толкования:
          www.bible-center.ru/note/20021128/orth (ст.1-9)
          www.bible-center.ru/note/20010923/cath
          www.bible-center.ru/note/20030913/odp5 (ст.1-13)
          www.bible-center.ru/note/20020322/odp3 (ст.1-18)
          www.bible-center.ru/note/20030815/odp1 (ст.1-31)
          www.bible-center.ru/note/20031108/cath (ст.9-15)
        * митр. Антоний Блум:
         www.mitras.ru/mark/mk_13.htm
         (в конце, последние 3 абзаца)

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Своим ученикам Иисус сказал:
'У одного богача был управляющий, и ему донесли, что он его разоряет.
Вызвав его, хозяин сказал:
"Что это я о тебе слышу?
Дай мне отчет в управлении, управлять ты больше не будешь".
И тогда управляющий сказал себе:
"Что мне делать? Хозяин лишает меня м`еста.
Копать я не могу, просить милостыню стыжусь.
А, знаю, что делать!
И тогда меня возьмет кто-нибудь к себе в дом, когда лишусь м`еста".
Он вызвал одного за другим должников своего хозяина.
Первого он спросил: "Сколько ты должен моему хозяину?" -
"Сто бочек оливкого масла", - ответил тот.
"Вот твоя расписка, - сказал ему управляющий, -
садись и быстрее пиши: 'Пятьдесят'".
Потом спросил следующего: "А ты сколько должен?" -
"Сто мешков пшеницы", - ответил тот.
Управляющий говорит: "Вот твоя расписка. Пиши: 'Восемьдесят'".
А хозяин похвалил мошенника управляющего
за то, что он сообразил как поступить.
Ведь люди этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными,
чем сыны света.
И Я вам говорю:
тратьте деньги этого неправедного мира
на то, чтобы приобретать себе друзей,
чтобы потом, когда денег у вас не станет,
они приняли вас в свои вечные дома'.
Кто верен в ничтожном, / тот и в великом верен.
Кто в ничтожном нечестен, / тот и в великом нечестен.
И если вам нельзя доверить земное богатство, /
кто доверит вам истинное?
И если вам нельзя доверить чужое, / кто вам даст ваше?
Ни один слуга не может служить одновременно двум господам:
одного он не будет любить, а другого будет;
одному будет предан, а другим будет пренебрегать.
И вы не можете служить и Богу, и деньгам!*
(Лк.16:1-13)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/27.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»