=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 16 ноября ст.ст., сб - {пам. пам. ап. и евангелиста Матфея, †60}
литургические чтения: Гал.3:8-12#; Лк.9:57-62#
{Седм. 24-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 26-й седм.; Рождественский пост}

> Если раньше говорилось об оправдании, любви, дарах Духа, обещании, благословении, то в этом отрывке апостол доказывает свою мысль от противного. Он выстраивает противоположный ассоциативный ряд, пугающий и мрачный.

> Ст. 10И наоборот:  кто полагается на дела Закона, тем грозит  проклятие, потому что «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего того, что написано в книге Закона» – Если в 2.16 говорится о том, что никто не будет оправдан делами Закона, здесь Павел, приведя другую цитату, из Втор 27, которой заканчивается т. наз. Шехемский додекалог{Шехем (в русской традиции – Сихем), город близ горы Гаризим. Здесь израильтяне подтвердили свое обещание поклоняться одному только Богу и не служить идолам. Додекалог (от греч. «д`одека» – «двенадцать»; «л`огос» – «слово» <…>) – двенадцать проклятий, произнесенных левитами, после каждого из которых народ говорил «Аминь». Проклятиям подвергались те преступления, что совершались втайне и не могли быть осуждены человеческим судом.}, объясняет, что, согласно Писаниям, неисполнение Закона в полном объеме влечет за собой проклятие.  Ср. также Лев 18.5.

> Итак, Павел указывает своим оппонентам, что в текстах Писания, посвященных Закону, говорится только о каре, а не о вере и не о благословении. Люди, подчинившие себя Закону, сами поставили себя под проклятие. Апостол подчеркивает неисполнимость Закона, никто не смог бы соблюсти его требования во всей полноте. Ведь если человек нарушит хотя бы одну заповедь, это означает, что он нарушил весь Закон (ср. Иак 2.10). Например, школа Шаммая считала, что даже исполнение 99% всех требований означает провал человека, в то время как более либеральная школа Гиллеля полагала, что 51% уже означает успех. Конечно, согласно взглядам многих еврейских богословов того времени, спасены будут все те, кто, входит в завет с Богом, кроме упорных отступников и людей, ведущих развратный образ жизни. Любое нарушение Закона искупалось специально разработанной системой покаянных жертвоприношений. Но в павловом богословии раскаяние не играет практически никакой роли.

> Ст. 11А что через Закон никто не получит у Бога оправдания, ясно из следующих слов: «Кто праведен благодаря вере, тот будет жить» – Апостол приводит другой текст, который, с одной стороны, подтверждает его мысль о том, что Закон не оправдывает, а осуждает человека, т.е. лишает его жизни, а с другой, указывает на истинный путь к жизни. Это цитата из пророка Аввакума (2.4). Она для Павла так важна, что он повторит ее в Рим 1.17. С точки зрения Павла, ею подтверждается центральный тезис его Вести о том, что для принятия Богом человеку нужна одна только вера.

> О чём говорилось у пророка? Он просит у Бога ответа на вопрос, когда наконец вавилоняне, бывшие вначале инструментом Божьего суда над грешным народом Божьим, прекратят его зверское уничтожение. Бог велит пророку терпеливо дожидаться конца: «жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится» (2.3). А далее следуют слова, которые уже во времена Павла понимались еврейскими богословами по-разному. Ведь по-еврейски они звучат так: «праведный будет жить его верой». Местоимение «его» может относиться к Богу или к человеку, а «вера» может быть верой/верностью самого праведника или верностью Бога по отношению к нему. В итоге получается четыре варианта понимания. К тому же греческие рукописи Септуагинты имеют два чтения: «праведник будет жить Моей верностью» и «Мой праведник будет жить верой». Известно, что еврейские богословы, стремившиеся свести все сотни заповедей Закона к нескольким исходным, считали, что эти слова Аввакума представляют собой суть Закона, его самую краткую формулировку. Ср. Лк 21.18: «Тот, кто выдержит до конца, будет жить».

> Для ап. Павла самое важное в тексте пророка то, что в нём есть все необходимые для его аргументации ключевые слова: «праведник», «вера», «жить». Он вообще опускает местоимение, и акцент падает на слово «вера». Смысл пророческих слов в его интерпретации таков: «кто праведен благодаря вере [в Христа], тот будет жить». Это значит, что вера – это единственный путь к достижению праведности, к оправданию Богом. Праведность достигается верой, вера дает жизнь. Так текст из Быт  15.6 («Он поверил Богу, и Бог признал это за праведность» <– см. Гал 3.6>) и текст Аввакума становятся практически идентичными.

> <...>

> Ст. 12Закон же не имеет никакого отношения к вере, ведь в нём сказано: «Только тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить!» – Еще одна цитата (Лев 18.5) подтверждает несовместимость Закона и веры, а следовательно, и жизни. Но из предыдущих стихов становилось очевидно, что никто не соответствует таким критериям. В Письме римлянам Павел скажет об этом так: «Нет праведного ни одного» (3.10). Следовательно, всё человечество обречено на смерть. Есть ли выход?

[  В.Н.Кузнецова.  
КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.  
М., 2003; стр.113-6  ]

 ____~~~~~~~~~~~_________
##  СМОТРИ ТАКЖЕ:       #####################
#**** К АПОСТОЛЬСКОМУ ЧТЕНИЮ:               ###########
#       * Мартин Лютер: оправдание всем - за веру!    #########
#          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/266.htm#0            #####
#**** К ЕВАНГЕЛЬСКОМУ ЧТЕНИЮ:                                     ###
##     * Комм. В.Н.Кузнецовой к Мф.8:21-22                          ##
  #      (|| Лк.9:59-60 - "Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов") #
   #                   с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/0821-2.htm#0 #
    #  * Митр. Сурожский Антоний: решимость ответить на Божий призыв #
     #                       с. Христ.Просвещ./rasylka/002/134.htm#0 #
      ################################################################

  ++++++++++++ Новое на сайте www.ХристПросв (c 8/XI) ++++++++++++
  +       К.С.Льюис. дневник "Боль утраты"                       +
  ++    * с. Христ.Просвещ./bibliotk/l/lewis/bolutraty.htm#0    ++
   ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языческие народы,
и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
когда Аврааму было сказано:
"Через тебя все народы получат благословение Бога".
Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
получат благословение все те, кто верит.
*И наоборот: кто полагается на дела Закона, тем грозит проклятие,
потому что "проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего того,
что написано в книге Закона".
*А что через Закон никто не получит у Бога оправдания,
ясно из следующих слов:
"Кто праведен благодаря вере, тот будет жить".
*Закон же не имеет никакого отношения к вере, ведь в нём сказано:
"Только тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить".*
(Гал.3:8-12)

* * *
*Они продолжали путь, и в дороге какой-то человек сказал Иисусу:
"Я готов следовать за Тобою повсюду, куда бы Ты ни шел".
Иисус ответил ему:
"У лис есть норы, у птиц — гнезда,
а Сыну человеческому негде голову приклонить".
Другому же Иисус сказал: "Следуй за Мной".
Тот ответил:
"Господин мой, позволь, я сначала вернусь домой и похороню отца".
Иисус сказал:
"Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов,
а ты иди и возвещай Царство Бога".
Другой человек сказал Ему:
"Господин мой, я пойду за Тобой.
Но позволь, я сначала попрощаюсь с домочадцами".
Иисус ответил:
"Тот, кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад,
непригоден для Царства Бога".*
(Лк.9:57-62)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/29.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»