=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 21 ноября ст.ст., чт - Введение Богородицы во Храм
литургические чтения: Евр.9:1-7#; Лк.10:38-42#; 11:27-28#

> ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

> <....>  в  литургическом   году    двунадесятый   цикл   открывается
> и  завершается  праздниками  именно  Богородичными -  Ее  Рождеством
> и  Успением. Подобно этим двум великим праздникам, праздник Введения
> опирается  не  на прямые данные Евангелия, но на церковные Предания.
> Один    из    важнейших   источников   Предания   -   апокрифическое
> Первоевангелие  Иакова  <...>.  Давайте  же  снова  заглянем  в этот
> древнехристианский  текст,  в  тот его отрывок, что касается раннего
> детства Пресвятой Девы:

> "Прилагались  дитяти  месяцы, и дитя стало двух лет. И сказал Иоаким
> (жене  своей  Анне): "Отведем ее в Храм Господень, чтоб отдать обет,
> который мы обещали (Господу Богу), дабы как-нибудь Господь не отверг
> нас  и дар наш не сделался неприятным".  И сказала Анна:   "Подождем
> до  третьего  года,  чтобы  дитя  не  взыскалось отца  или  матери".
> И  сказал  Иоаким:  "Подождем".  И  достигло дитя трех лет, и сказал
> Иоаким:  "Призовите непорочных дщерей еврейских, и пусть они возьмут
> по   светильнику,   и  будут  стоять  с  возженными,    чтобы   дитя
> не  обратилось назад и чтоб сердце ее пленилось  Храмом  Господним".
> И  сделали так, пока пришли в Храм Господень. И принял ее священник,
> и,  лобызав,  благословил ее, и сказал: "Возвеличит Господь имя твое
> во  всех родах{ср. Лк.1:48}, на тебе Господь в последние дни покажет
> сынам  Израилевым  свое искупление". И посадил ее на третьей ступени
> жертвенника,  и  осенил  ее Господь Бог благодатию, и она от радости
> прыгала на ногах своих, и возлюбил ее весь дом Израилев.

> И  пошли родители ее,  дивясь и хваля Господа Бога за то,  что  дитя
> не  обратилось  назад.   Пребывала  же   Мария   в храме  Господнем,
> как   прикармливаемая   голубица,   и   принимала   пищу   от   руки
> Ангела"{<Протоевангелие Иакова, гл.7,8>}.

> <...>  о.  Александр  Мень  писал:   "Средневековые авторы  добавили
> к  рассказу  апокрифа  одну  знаменательную  деталь:  принимая Дитя,
> первосвященник ввел Ее в Святая Святых Храма{}.

> В  этом  сказании  следует  искать  не  столько  исторические факты,
> сколько духовный смысл, переданный языком легенды.

> Двир,  Святое Святых Храма,  был местом,  скрытым  от взоров  людей.
> Туда  входил,   да  и  то  раз  в год,  только первосвященник.  Там,
> во  мраке,  пребывала  незримая  Слава Господня. Двир - символ всего
> дохристианского      богопознания{}.      Сущий {условный    перевод
> табуированного библейского обозначения имени Божия: JHWH}
> неприступен.  Даже  пребывая  со Своим народом, Он скрывает, от него
> Свой Лик.

> Младенец,   преступивший   заветный   порог,   Сам   уготован  стать
> 'одушевленным    Храмом'.    Мария    предназначена   быть   Матерью
> Богочеловека,  Который  явит  миру  Лик  Вечного"{Мень  А. Таинство.
> Слово. Образ. Богослужение Восточной Церкви. // Брюссель, 1980,
>  с.85}.

> И  вот  это-то  предание  о  Вхождении  Девы  Марии во Святое Святых
> Иерусалимского  Храма  упоминается  в особом  песнопении  Введенской
> Литургии - в так называемом задостойнике:

> `Ангели, / вхождение Пречистыя зряще,
> див`ишаяся, / како Дева вн`иде / во Святая Святых...

> Не случайно "апостольское" чтение на Введенской Литургии - это текст
> из  Послания  к  Евреям  (9:1-7),  где  речь  идет  о  Святом Святых
> ветхозаветного,  иерусалимского  Храма  как  о  духовно-историческом
> прообразовании  мистического священнослужения Иисуса Христа. Ибо как
> израильский  первосвященник  свершал  земную  литургию в рукотворном
> храме Ветхого Завета,  так "Первосвященник будущих благ" (Евр.9:11),
> Иисус  Христос,  принеся  Самого Себя в жертву за всё сущее, свершил
> великую  космоисторическую Литургию Нового Завета (см. там же, стихи
> 12-28).

> Послание   к  Евреям  -    один   из  самых   таинственных   текстов
> среди   Апостольских   Посланий.   И  обращение  к  нему  заставляет
> задуматься о многом.

> Вполне   возможен   легендарный   характер   Предания   о вступлении
> юной Девочки, до двенадцати лет воспитывавшейся при Храме, во Святое
> Святых.   Но   эта  легендарность  не  умаляет  мистического  смысла
> праздника:  в  пространства  Иерусалимского Храма вводят Ту, Которой
> суждено   стать   начатком   Мистерии,    многократно  превосходящей
> своим  божественным  и  человеческим  смыслом  святую  и  прекрасную
> мистерию  Ветхого  Завета.  Трепетная  Девушка-Подросток из Назарета
> вмещает  в Себя все таинства дохристианского человечества, возвышает
> и   перерастает   их.   Высшие   духовные   поиски   дохристианского
> человечества  освящаются  в  Ней.  Прекрасно писал об этом о. Сергий
> Булгаков.  По его словам,  всечеловеческий путь ко Христу  "...ведет
> и  через  ветхозаветный  Храм,  в который вошла и его освятила собою
> богоизбранная  Отроковица;  это  есть  вселенский  храмовой праздник
> ветхозаветного  благочестия.  Христианину,  размышляющему об истинах
> своей  веры,   надлежит  поэтому носить в сердце благодарную  память
> о  Храме  Иерусалимском как молитвенном средоточии мира"{Булгаков С.
> Слова. Поучения. Беседы. // Париж, 1987, с.72}.

> Поэтому-то и поется в тропаре праздника Введения:     

> Днесь / благовол`ения Божия предображ`ение
> и человеков спасения проповедание:
> в храме Божии / ясно дева является
> и Христа всем предвозвещает...

> Ныне / Божие благоволение предначертается
> И спасение людей проповедуется ...

> Каждый  церковный  праздник -   особый,   с другими -   по духовному
> настрою  -  почти  что  несравнимый.  Праздник  Введения  дарит  нам
> какое-то особое ощущение просветленной нежности и чистоты.

> С  этого  дня  в  храмах начинают исполняться <на утрене> песнопения
> Рождественского канона - Введением прообразуется грядущее Рождество:

> Христ`ос раждается, сл`авите.
> Христос с небес, ср`ящите.
> Христос на земл`и, вознос`итеся.
> Пойте Г`осповеди вся земля...
>                               (Ирмос 1)

> Христос рождается - славьте.
> Христос нисходит с небес - встречайте.
> Христос на земле - воспаряйте.
> Господу пойте по всей земле...

[  Е.Б.Рашковский. С ВЫСОТЫ ВОСТОКА.  
Двунадесятый праздничный цикл  
в православном богослужении (12)  
(М.: Наука, 1993; стр.90-3)  ]

++++++++++++++++++++++++++++++++++
+ См. еще по теме (о празднике): +++++++++++++++
++      Проповедь митр. Антония Блума (1981г.) ++++++++++
 ++++           с. Христ.Просвещ./rasylka/002/270.htm#0 +
    +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус с учениками зашел в деревню.
Там Его приняла у себя женщина по имени Марфа.
У нее была сестра, которую звали Мариам.
Она, сев у ног Господа, слушала Его речи.
Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении.
Она подошла и сказала:
"Господин мой, Тебе д`ела нет до того,
что сестра бросила на меня всю работу?
Скажи ей, чтобы она мне помогла!"
Господь сказал ей в ответ:
"Марфа, Марфа, ты заботишься и хлопочешь, чтобы всего было много,
а нужно только одно.
Вот Мариам выбрала себе лучшее, этого у нее не отнимут".*
(Лк.10:38-42)

* * *
*Женщина из толпы воскликнула:
"Счастлива та, чье чрево носило Тебя и чья грудь вскормила Тебя!"
Иисус ответил:
"Скорее счастливы те, кто слушает слово Бога и соблюдает его!"*
(Лк.11:27-28)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Dec/4.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»