=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 10 декабря   ст.ст., чт
  (30-я седмица по Пятидесятнице, чтения 29-й седмицы);
  {Рождественский пост}
  литургические чтения: Евр.7:1-6; Лк.21:28-33.



>                ИИСУС ХРИСТОС: МЕССИЯ-'ПЕРВОСВЯЩЕННИК'

> Имя  'Христос',  как  известно,  в  переводе  с  греческого означает
> 'Мессия', или 'Помазанник'.

> Это  имя,  помимо  'царского' характера, <...> носит также, согласно
> ветхозаветной  традиции, 'священнический' характер. Оба эти элемента
> как  две  стороны одного и того же мессианского призвания отличаются
> друг  от  друга  и  в  то же время как бы взаимно дополняются. Образ
> Мессии, данный в Ветхом Завете, соединяет в себе посланничество царя
> и священника, раскрывая их глубокое внутреннее единство.

> Такое  единение находит свой образец (как прообраз и предвосхищение)
> в  личности  Мелхиседека - загадочного царя Салимского, современника
> Авраама.  В  Книге  Бытие  читаем, что Мелхиседек, встречая Авраама,
> 'вынес  хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил
> его,  и сказал:  Благословен Аврам от Бога Всевышнего,  Владыки неба
> и земли' (Быт.14,18-19).

> Образ   Мелхиседека,   царя-первосвященника,   вошел  в  мессианскую
> традицию, о чем прежде всего свидетельствует Псалом 110 [109] <...>.
> В  этом  Псалме  Бог-Ягве  обращается  к   'Господу моему'  (то есть
> к Мессии) со словами: 'Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих
> в  подножие  ног  Твоих.  Жезл  силы  Твоей  пошлет Господь с Сиона:
> господствуй  среди  врагов  Твоих'  (Пс.110 [109], 1-2). Приведенный
> текст,    не  вызывающий  сомнений  относительно царственности Того,
> к  Кому  обращается  Ягве,  затем дополняется предсказанием: 'Клялся
>  Господь,   и   раскается:   Ты священник вовек по чину Мелхиседека'
> (Пс.110  [109],  4).  Таким  образом, Тот, к Кому общается Бог-Ягве,
> приглашая    воссесть     'одесную',     должен  быть    как  царем,
> так и священником 'по чину Мелхиседека'.

> В  истории  Израиля  священство  Ветхого  Завета берет  свое  начало
> в личности Аарона, брата Моисея, и непосредственно связано с коленом
> Левия, одним из двенадцати израильских родов.

> <....>

> Согласно этой традиции, священство как бы 'сосуществовало' с царским
> достоинством.    Христос  же происходит  не из священнического рода,
> не из колена Левия, а из колена Иуды;  и Он,  кажется,  не ссылается
> на  священнический  характер  Мессии. В глазах современников Христос
> прежде  всего  -  Учитель,  Пророк,  хотя они охотно видели бы в Нём
> царя,   наследника  Давида.  В  то  же  время  мессианская  традиция
> Мелхиседека, царя-первосвященника, как бы отсутствует.

> Однако  это  мнимое отсутствие.   Нужны были все пасхальные события,
> в    которых    раскрылось    подлинное    значение   'Мессии-Царя',
> 'Царя-Первосвященника  по чину Мелхиседека', представленное в Ветхом
> Завете,  открытое  и реально осознанное как присущее посланническому
> служению   Иисуса   из Назарета.   Характерно,  что Иисус,  представ
> перед  синедрионом,    на  вопрос  первосвященника:  'Ты ли Христос,
> Сын  Божий?', отвечает: 'Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите
> Сына  Человеческого, сидящего одесную Силы' (Мф.26,63-64). Тем самым
> Иисус  Христос ссылается на мессианский псалом (Пс.110 [109]), тесно
> связанный со всей традицией Царя-Первосвященника.

> Однако  свое  полное  выражение  эта  истина о Христе  нашла  только
> в Послании к евреям, в котором говорится о связях священства левитов
> со священством Христа. Затрагивая тему священства Мелхиседека, автор
> Послания  к  евреям  отмечает  в  то  же время, что Христос исполнил
> мессианское предсказание, связанное именно с этой фигурой, поскольку
> еще со времен Авраама,  по предопределению свыше,  оно было включено
> в посланничество народа Божия.

> Итак,  мы читаем о Христе: 'И, <став совершенным>, сделался для всех
> послушных  Ему  <причиной  их вечного спасения>, быв наречен от Бога
> Первосвященником  по  чину  Мелхиседека'  (Евр.5,9-10).  Здесь автор
> Послания  к  евреям  напоминает  о  том,   что сказано о Мелхиседеке
> в   Книге    Бытие   (14,18),     а  затем  добавляет:   'Во-первых,
> по  знаменованию  имени  царь правды, а потом и царь Салима, то есть
> царь  мира,  без  отца,   без  матери,   без родословия,  не имеющий
> ни  начала  дней,  ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает
> священником навсегда' (Евр.7,2-3).

> Используя  сравнения с обрядами, храмом и жертвоприношениями Ветхого
> Завета, автор Послания к евреям показывает, что в Христе исполнились
> все  обетования,  заключенные  в  ветхозаветном  священстве, которое
> 'служит  образу  и  тени  небесного'  (ср.:  Евр.8,5).  Христос  же,
> 'милостивый  и  верный  первосвященник' ср.: Евр.2,17), несет в Себе
> 'священство  не  преходящее'  (Евр.7,24),  жертвуя 'Себя непорочного
> Богу' (Евр.9,14).

> Здесь  ст`оит  привести  полностью некоторые, наиболее выразительные
> фрагменты  этого  Послания.  Вот Христос, входя в мир, говорит Богу,
> Отцу  Своему:  'Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал
> Мне.  Всесожжения  и  жертвы  за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал:
> Вот,  иду,  как  в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою,
> Боже'  (Евр.10,5-7).  'Таков  и  должен  быть  у нас Первосвященник'
> (Евр.7,26). 'Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы
> быть    милостивым    и    верным    первосвященником   пред  Богом,
> для умилостивления за грехи народа' (Евр.2,17).

> 'Ибо   мы  имеем  Первосвященника,  Который,   подобно вам,  искушен
> во  всём,  кроме  греха,  и  Который  может сострадать нам в немощах
> наших' (ср.: Евр.4,15).

> Далее  мы читаем, что этот Первосвященник 'не имеет нужды ежедневно,
> как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом
> за  грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя
> Самого'  (Евр.7,27). И затем: 'Христос, Первосвященник будущих благ,
> придя  с  большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть
> не  такового  устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею
> Кровию,  однажды  вошел  во  святилище и приобрел вечное искупление'
> (Евр.9,11-12).  Отсюда  наша  уверенность  в том, что 'Кровь Христа,
> Который  Духом Святым Себя непорочного Богу,   очистит совесть  нашу
> от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!' (Евр.9,14).

> Вот   почему   священство   Христа  заключает  в  себе  непреходящую
> спасительную  силу,   ибо  Христос  'может всегда спасать приходящих
> чрез  Него  к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них'
> (Евр.7,25).

> Автор  Послания к евреям  проникновенно  и  убедительно  показывает,
> что  Христос   исполнил   всей   Своей   жизнью,    и  прежде  всего
> через  жертвенную смерть на кресте то,   что предвечно было включено
> в  мессианскую  традицию Божественного Откровения. Своим священством
> Христос    продолжает   священническое   служение   Ветхого   Завета
> и  превышает  это  служение,    являясь  одновременно и Священником,
> и  Жертвой.  Таким  образом,  Он  исполнил  то,  что было предвечным
> замыслом и намерением Бога, то, во имя чего Бог установил священство
> в истории Завета.

> Это  установление,  согласно  Посланию к евреям, выражается в образе
> Мелхиседека.  Мы  читаем  в  Послании, что по воле Бога, 'по подобию
> Мелхиседека  восстает  Священник  иной,  Который  таков не по закону
> заповеди  плотской,  но  по  силе жизни непрестающей' (Евр.7,15-16).
> Речь идет о непреходящем священстве (ср.: Евр.7,3,24).

> Церковь,  сохраняя  и  верно  объясняя  эти  и  другие тексты Нового
> Завета, не раз напоминала истину о Мессии-Первосвященнике. <...>

> Но  прежде  всего свидетельствует ежедневная Евхаристическая Жертва,
> установленная  Христом,    которую  Церковь приносит под видом хлеба
> и вина, то есть 'по чину Мелхиседека'.
        [ Иоанн Павел II. ВЕРУЮ В ИИСУСА ХРИСТА ИСКУПИТЕЛЯ (I.I.6)
          www.agnuz.info/library/books/ioan_pavel_veruu/page08.htm ]


*** смотри также:
 *  статья "МЕЛХИСЕДЕК"
     в Словаре Библейского Богословия п/ред. Кс.Леон-Дюфура
      www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/m.htm#m4
 *  "Краткий толкователь" к Посланию евреям
     

*** к евангельскому чтению смотри также:
  *  митр. Сурожский Антоний: Суд Божий как часть Благовестия
                        www.messia.ru/rasylka/003/647.htm#0

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Иисус рассказал им такую притчу:
 "Посмотр`ите на смоковницу и остальные деревья.
  Когда они распускаются, /
   вы, глядя на них, сами знаете, / что уже близко лето.
  Так и вы, увидев, что это сбывается, /
   знайте, что близко Царство Бога.
  Говорю вам, еще не пройдет это поколение, /
   как всё это сбудется.
  Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут.
  Так смотр`ите, не обременяйте сердец своих разгулом,
  пьянством и житейскими заботами,
  чтобы День тот не застал вас врасплох.
  Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
  Бодрствуйте всё время, мол`итесь,
  чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
  и предстать перед Сыном человеческим".* (Лк.21:29-38)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU