=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2)

* 21 декабря ст.ст., сб -
Гал.3:8-12; Лк.13:18-29 (субботы перед Рождеством);
Кол.1:3-6; Лк.16:10-15 (ряд. 31-й седм.)

 
> <...> я хочу с вами вслух продумать тему, которая, мне кажется, > из года в год обновляется и остается современной и своевременной > из поколения в поколение; это вопрос о том, что такое вера, > как к этой вере приходят, и как вера сто`ит перед темой сомнения. > Постепенно, за столетия успокоенного христианства, у нас сложилось > представление о вере, которое не соответствует ее существу. Вера — > не мировоззрение; есть мировоззрение, которое соответствует вере, > но самое существо веры это не система понятий. Слово “вера” значит > разные вещи; первичное значение слова “вера” это доверие; второе — > верность; дальше — то содержание веры, которое мы обыкновенно > называем верой и которое является результатом того, что через > доверие Богу и верность Ему мы познаём Его и делаемся уже способными > о Нём что-то сказать; но начинается это не с понятий, а с +лица+. > “Отцом верующих” назван Авраам (Гал.3,7); и когда вчитываешься > в его жизнь, поражает, что его вера, прежде всего — можно сказать, > исключительно — была совершенным, неограниченным доверием к Богу, > и +из+ этого доверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этого > общения вырастало знание о Боге, Какой Он есть. Вера Авраама > заключалась не в том, что он сначала получил какие-то сведения > о Боге и в них уверовал, а в том, что он с самого начала, туманно, > но вместе с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу с Живым > Богом. Он верил не во что-то, а в +Кого-то+, и в этом, может быть, > и есть самое существо веры. > Если наша вера есть вера в Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, > направленные против нее, не могут ее поколебать; если же вся наша > вера заключается только в том, что мы верим в те или другие > богословские или полу-богословские или просто суеверные предпосылки, > они могут быть колеблемы — причем суеверие держится крепче, > чем богословские выкладки. > И вот вспомните Авраама, первую его встречу с Богом, как Господь его > по имени позвал: +Аврам+!.. <...> это имя “Аврам” ударило его > в сердце, и он узнал непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог. > И первое, что ему сказал Бог: Оставь свое родство, оставь страну, > в которой ты родился и живешь, и иди, +куда Я тебя поведу+... > (Быт.12,1) Тема доверия: потому что Бог ему ничего, в сущности, > не обещает. Он ему говорит: Оставь то, что у тебя есть, и пойди > туда, куда ты не знаешь, туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — > Я не объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает, это что с ним > говорит Бог; он знает, что с него требуется уйти; он знает, > что он куда-то будет приведен; но только отрицательное ему +опытно+ > известно: бросить родную землю; бросить родные пепелища; отойти > от своих самых близких, от всей семьи, от всего своего народа. > А то, что будет — “известно” только в общих каких-то чертах, > т.е. именно в порядке того, что мы называем верой, доверием: > ...+куда Я тебя поведу+... И верить в это требование возможно, > только если оно исходит от лица говорящего; в такой мере можно > довериться тому, кто говорит, а не какому-нибудь руководящему > принципу. > И вот Авраам идет, находит землю обетованную; и тут Господь > ему обещает сына, который будет началом великого, несметного народа. > И рождается сын, Исаак. Короткое время проходит, каких-то > десять-двенадцать лет, и Тот же Бог, Который обещал Аврааму в лице > этого сына наследие вечное, ему повелевает: сына взять и принести > в кровавую жертву... (Быт., главы 21-22) И снова сказывается > это качество, это свойство подлинной, основной веры в Бога, > а не в то, что Он так или иначе выразил. Неверующий, вернее, каждый > из нас, вероятно, обратился бы к Богу и сказал: Господи — Ты Себе > противоречишь, что же Твое обетование — как же из Исаака может > родиться потомство мне, если я сейчас его принесу в кровавую > жертву?... Это было бы разумно, но это было бы актом +недоверия+ > к Богу. И Авраам не ставит этого вопроса, потому что его вера > обращена не на то, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит. > Он не ставит вопроса о том, что Бог Себе противоречит, > он предоставляет Богу знать, противоречит Он или нет, и что Он имеет > в виду. Авраам поступает так: я доверился этому Богу, я и теперь > доверяюсь... И он берет своего мальчика и ведет на заклание, > и мы знаем, как это кончается; Господь заменил Исаака животным; > это — дело Божие; но дело Авраама было — совершенная вера, понятая > именно как доверие — безграничное, полное, спокойное доверие. > Причем “спокойное”: не без боли, не без ужаса, не без содрогания. > Но только такое доверие, которое давало возможность не то чтобы > превозмочь, а оставить душу совершенно открытой и для боли, > и для чуда. > И вопрос, который в Евангелии Христос ставит в области веры, > это именно вопрос: как ты относишься ко Мне? НЕ к Моим обетованиям, > а ко Мне лично... Вы, наверное, помните рассказ о том, как Христос > на пути в Иерусалим говорил Своим ученикам, что Ему надлежит идти > во Святой Град, быть предану в руки грешников, быть убиену > и воскреснуть. И в этот момент двое из Его учеников вышли к Нему: > +Дай нам сесть одесную и ошуюю от Тебя!+.. (Мк.10,37) Во всём, > что Христос говорил о восхождении Своем в Иерусалим, о грядущих > страстях, о Воскресении после страшной голгофской смерти, > они услышали только то, что относилось к ним: Он воскреснет. > Он победит; и тогда Он будет царем, и тогда настанет наша очередь > торжествовать... Они совершенно пропустили страшное благовестие > о страстях и смерти. Они пережили только то, что касалось их, > а мимо Христа и Его судьбы — прошли. И вот они просят, чтобы когда > настанет победа — забывая, какой ценой она будет получена — сесть им > по правую и левую руку Христа в славе Его... Христос > им не отказывает, Он подводит их к самому сердцу беседы > и спрашивает: <...> Готовы ли вы остаться при Мне, когда ночь сойдет > и ужас окутает Меня? Останетесь ли вы при Мне в Моей оставленности, > когда Я буду побежден, поруган, убит? Пройдете ли вы через всё то, > что есть Моя судьба, пока Я не стану победителем? И ученики отвечают > согласием. Своим утверждением они свидетельствуют, что готовы быть > Его друзьями, что бы ни случилось; ибо ибо это-то и делает человека > +другом+: готовность не уйти, что ни случись... И Христос в этот > момент <...> им обещает крестный путь — именно +путь+, но ничего > дальше; только то, что если говорит Бог, то, конечно, это будет > добро: почему вы беспокоитесь о победном дне? Разве Я забуду тех, > кто остался Мне верным другом в дни испытания? — но никакого земного > обещания, никакой “приманки”...

[ Митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ.  
(Выступление в МДА 24/9/1971)  
www.orc.ru/~m_antony/prop/prop_29.htm  
www.mitras.ru/besedy/besedy3.htm  ]

/************ ССЫЛКИ: ********************************************\
: +В.Н.Кузнецова: комм. к Гал.3:10-12 (Закон противоположен вере) *
:                        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/628.htm#0  *
: +Cвящ. Александр Мень: тесные врата                             *
:                        с. Христ.Просвещ./rasylka/003/301.htm#0  *
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

        
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама – это те, кто верит.
Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языческие народы,
и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
когда Аврааму было сказано:
"Через тебя все народы получат благословение Бога".
Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
получат благословение все те, кто верит.*
(Гал.3:7-9)

* * *
*Иисус сказал:
'Чему подобно Царство Бога? С чем Мне его сравнить?
Представьте себе: вот горчичное зернышко,
его взял человек и посадил у себя в огороде,
и оно выросло высотою с дерево, и птицы в его ветвях свили гнёзда'.
И еще сказал Иисус:
'С чем сравнить Мне Царство Бога?
Представьте себе: вот горстка дрожжей,
их взяла женщина и положила в целых три пуда муки —
и поднялось всё тесто'. ...
Какой-то человек спросил Его:
'Господь, неужели будут спасены только немногие?'
Иисус им сказал:
'Постарайтесь пройти через узкую дверь, потому что, поверьте,
многие будут пытаться войти, но не сумеют.
А когда встанет хозяин дома и дверь закроет, вы окажетесь снаружи,
будете стучаться в дверь, говоря: "Господин наш, открой нам!"
А он вам скажет в ответ: "Я не знаю, кто вы и откуда".
Станете вы тогда говорить:
"Мы с тобой вместе ели и пили. Ты учил у нас на площадях".
А он вам ответит:
"Я не знаю, кто вы и откуда. Уйдите от меня, все творящие зло!"
И заплачете вы и заскрипите зубами,
когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
и всех пророков в Царстве Бога,
а вы — изгнаны вон!
Придут с востока и с запада, с севера и с юга
и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
а первые станут последними'.*
(Лк.13:18-21,23-30)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»