=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Любовь,
милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2)
* 21 декабря ст.ст., сб
-
Гал.3:8-12; Лк.13:18-29
(субботы перед Рождеством);
Кол.1:3-6; Лк.16:10-15
(ряд. 31-й седм.)
> <...> я хочу с вами вслух продумать тему, которая, мне кажется,
> из года в год обновляется и остается современной и своевременной
> из поколения в поколение; это вопрос о том, что такое вера,
> как к этой вере приходят, и как вера сто`ит перед темой сомнения.
> Постепенно, за столетия успокоенного христианства, у нас сложилось
> представление о вере, которое не соответствует ее существу. Вера —
> не мировоззрение; есть мировоззрение, которое соответствует вере,
> но самое существо веры это не система понятий. Слово “вера” значит
> разные вещи; первичное значение слова “вера” это доверие; второе —
> верность; дальше — то содержание веры, которое мы обыкновенно
> называем верой и которое является результатом того, что через
> доверие Богу и верность Ему мы познаём Его и делаемся уже способными
> о Нём что-то сказать; но начинается это не с понятий, а с +лица+.
> “Отцом верующих” назван Авраам (Гал.3,7); и когда вчитываешься
> в его жизнь, поражает, что его вера, прежде всего — можно сказать,
> исключительно — была совершенным, неограниченным доверием к Богу,
> и +из+ этого доверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этого
> общения вырастало знание о Боге, Какой Он есть. Вера Авраама
> заключалась не в том, что он сначала получил какие-то сведения
> о Боге и в них уверовал, а в том, что он с самого начала, туманно,
> но вместе с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу с Живым
> Богом. Он верил не во что-то, а в +Кого-то+, и в этом, может быть,
> и есть самое существо веры.
> Если наша вера есть вера в Кого-то, в Живого Бога, то домыслы,
> направленные против нее, не могут ее поколебать; если же вся наша
> вера заключается только в том, что мы верим в те или другие
> богословские или полу-богословские или просто суеверные предпосылки,
> они могут быть колеблемы — причем суеверие держится крепче,
> чем богословские выкладки.
> И вот вспомните Авраама, первую его встречу с Богом, как Господь его
> по имени позвал: +Аврам+!.. <...> это имя “Аврам” ударило его
> в сердце, и он узнал непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.
> И первое, что ему сказал Бог: Оставь свое родство, оставь страну,
> в которой ты родился и живешь, и иди, +куда Я тебя поведу+...
> (Быт.12,1) Тема доверия: потому что Бог ему ничего, в сущности,
> не обещает. Он ему говорит: Оставь то, что у тебя есть, и пойди
> туда, куда ты не знаешь, туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда —
> Я не объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает, это что с ним
> говорит Бог; он знает, что с него требуется уйти; он знает,
> что он куда-то будет приведен; но только отрицательное ему +опытно+
> известно: бросить родную землю; бросить родные пепелища; отойти
> от своих самых близких, от всей семьи, от всего своего народа.
> А то, что будет — “известно” только в общих каких-то чертах,
> т.е. именно в порядке того, что мы называем верой, доверием:
> ...+куда Я тебя поведу+... И верить в это требование возможно,
> только если оно исходит от лица говорящего; в такой мере можно
> довериться тому, кто говорит, а не какому-нибудь руководящему
> принципу.
> И вот Авраам идет, находит землю обетованную; и тут Господь
> ему обещает сына, который будет началом великого, несметного народа.
> И рождается сын, Исаак. Короткое время проходит, каких-то
> десять-двенадцать лет, и Тот же Бог, Который обещал Аврааму в лице
> этого сына наследие вечное, ему повелевает: сына взять и принести
> в кровавую жертву... (Быт., главы 21-22) И снова сказывается
> это качество, это свойство подлинной, основной веры в Бога,
> а не в то, что Он так или иначе выразил. Неверующий, вернее, каждый
> из нас, вероятно, обратился бы к Богу и сказал: Господи — Ты Себе
> противоречишь, что же Твое обетование — как же из Исаака может
> родиться потомство мне, если я сейчас его принесу в кровавую
> жертву?... Это было бы разумно, но это было бы актом +недоверия+
> к Богу. И Авраам не ставит этого вопроса, потому что его вера
> обращена не на то, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит.
> Он не ставит вопроса о том, что Бог Себе противоречит,
> он предоставляет Богу знать, противоречит Он или нет, и что Он имеет
> в виду. Авраам поступает так: я доверился этому Богу, я и теперь
> доверяюсь... И он берет своего мальчика и ведет на заклание,
> и мы знаем, как это кончается; Господь заменил Исаака животным;
> это — дело Божие; но дело Авраама было — совершенная вера, понятая
> именно как доверие — безграничное, полное, спокойное доверие.
> Причем “спокойное”: не без боли, не без ужаса, не без содрогания.
> Но только такое доверие, которое давало возможность не то чтобы
> превозмочь, а оставить душу совершенно открытой и для боли,
> и для чуда.
> И вопрос, который в Евангелии Христос ставит в области веры,
> это именно вопрос: как ты относишься ко Мне? НЕ к Моим обетованиям,
> а ко Мне лично... Вы, наверное, помните рассказ о том, как Христос
> на пути в Иерусалим говорил Своим ученикам, что Ему надлежит идти
> во Святой Град, быть предану в руки грешников, быть убиену
> и воскреснуть. И в этот момент двое из Его учеников вышли к Нему:
> +Дай нам сесть одесную и ошуюю от Тебя!+.. (Мк.10,37) Во всём,
> что Христос говорил о восхождении Своем в Иерусалим, о грядущих
> страстях, о Воскресении после страшной голгофской смерти,
> они услышали только то, что относилось к ним: Он воскреснет.
> Он победит; и тогда Он будет царем, и тогда настанет наша очередь
> торжествовать... Они совершенно пропустили страшное благовестие
> о страстях и смерти. Они пережили только то, что касалось их,
> а мимо Христа и Его судьбы — прошли. И вот они просят, чтобы когда
> настанет победа — забывая, какой ценой она будет получена — сесть им
> по правую и левую руку Христа в славе Его... Христос
> им не отказывает, Он подводит их к самому сердцу беседы
> и спрашивает: <...> Готовы ли вы остаться при Мне, когда ночь сойдет
> и ужас окутает Меня? Останетесь ли вы при Мне в Моей оставленности,
> когда Я буду побежден, поруган, убит? Пройдете ли вы через всё то,
> что есть Моя судьба, пока Я не стану победителем? И ученики отвечают
> согласием. Своим утверждением они свидетельствуют, что готовы быть
> Его друзьями, что бы ни случилось; ибо ибо это-то и делает человека
> +другом+: готовность не уйти, что ни случись... И Христос в этот
> момент <...> им обещает крестный путь — именно +путь+, но ничего
> дальше; только то, что если говорит Бог, то, конечно, это будет
> добро: почему вы беспокоитесь о победном дне? Разве Я забуду тех,
> кто остался Мне верным другом в дни испытания? — но никакого земного
> обещания, никакой “приманки”...
[ Митр. Сурожский Антоний. О ВЕРЕ.
(Выступление в МДА 24/9/1971)
www.orc.ru/~m_antony/prop/prop_29.htm
www.mitras.ru/besedy/besedy3.htm ]
/************ ССЫЛКИ: ********************************************\
: +В.Н.Кузнецова: комм. к Гал.3:10-12 (Закон противоположен вере) *
: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/628.htm#0 *
: +Cвящ. Александр Мень: тесные врата *
: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/301.htm#0 *
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Желаю всяческих успехов! |
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама – это те, кто верит.
Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языческие народы,
и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда,
когда Аврааму было сказано:
"Через тебя все народы получат благословение Бога".
Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу,
получат благословение все те, кто верит.*
(Гал.3:7-9)
* * *
*Иисус сказал:
'Чему подобно Царство Бога? С чем Мне его сравнить?
Представьте себе: вот горчичное зернышко,
его взял человек и посадил у себя в огороде,
и оно выросло высотою с дерево, и птицы в его ветвях свили гнёзда'.
И еще сказал Иисус:
'С чем сравнить Мне Царство Бога?
Представьте себе: вот горстка дрожжей,
их взяла женщина и положила в целых три пуда муки —
и поднялось всё тесто'. ...
Какой-то человек спросил Его:
'Господь, неужели будут спасены только немногие?'
Иисус им сказал:
'Постарайтесь пройти через узкую дверь, потому что, поверьте,
многие будут пытаться войти, но не сумеют.
А когда встанет хозяин дома и дверь закроет, вы окажетесь снаружи,
будете стучаться в дверь, говоря: "Господин наш, открой нам!"
А он вам скажет в ответ: "Я не знаю, кто вы и откуда".
Станете вы тогда говорить:
"Мы с тобой вместе ели и пили. Ты учил у нас на площадях".
А он вам ответит:
"Я не знаю, кто вы и откуда. Уйдите от меня, все творящие зло!"
И заплачете вы и заскрипите зубами,
когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
и всех пророков в Царстве Бога,
а вы — изгнаны вон!
Придут с востока и с запада, с севера и с юга
и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
а первые станут последними'.*
(Лк.13:18-21,23-30)
|