=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте!
Христос на земле - воспряньте!
Пой Господу, вся земля!
(*)

* 30 декабря ст.ст., пн;
литургические чтения: 1Пет.2:21-3:9#; Мк.12:13-17#* .
{Седм. 31-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я 33-й седм.; Святки}

 
?> Свою  главную  проблему  в  духовном   поиске   я  могу  определить
?> как отсутствие или исчезновение того, что можно назвать религиозной
?> «гипнабельностью».
?> Я   не  расстаюсь   с  Библией.   Евангелия  знаю  почти  наизусть.
?> Прочла         немало         апокрифической,         богословской,
?> духовно-просветительской   литературы.  Крещена,  хожу  в  церковь,
?> соблюдаю  не все, но некоторые обряды. Общаюсь постоянно со многими
?> верующими  и  с  некоторыми  духовными  лицами. Но с болью душевной
?> должна  признаться,  что  всё это не приближает меня к вере, скорее
?> наоборот.   Первоначальный  религиозный  порыв,   толкнувший   меня
?> в  церковь,  постепенно  гаснет,  сменяясь  холодным, анализирующим
?> сознанием. Чем дальше, тем больше  «в чужом пиру похмелье».  Вместе
?> с  оскудением  (или  запрятыванием  куда-то  вглубь?)  религиозного
?> чувства  всё  яснее  проступает  для  меня, так сказать, «анатомия»
?> религии – ее исторические, психологические, социальные корни...
?> Теперь Евангелие для меня – прекраснейшая музыка, величайшая поэзия
?> духа.  Но  чтобы  быть  верующей,  этого  мало – необходимо принять
?> поэзию  за  реальность,  метафору – за бытие, музыку – за естество.
?> Необходимо   поверить   БУКВАЛЬНО.  Но  чтобы  поверить  буквально,
?> приходится  подавлять в себе всякую логику, всякую чувствительность
?> к  противоречиям;  приходится  запрещать себе задаваться вопросами,
?> отказываясь  тем  самым  от  величайших  из  человеческих  свобод –
?> свободы  мысли.   Свобода  же дана  человеку,   как  учит  религия,
?> самим  Богом.  «Верую,  ибо  абсурдно»?  Но  не  слишком  ли многим
?> абсурдам  людям  верят и без того?  Мы каждый день видим и  слышим,
?> к чему это ведет.

> +А.М.+  –  Вопрос  серьезный. Надо сказать, что «верую ибо абсурдно»
> всегда  приписывают  одному  из учителей Церкви Тертуллиану. Он этих
> слов не говорил. <...>

> <...>  рождественский  тропарь включает в себя такие слова: «Воссиял
> миру  свет  разума».  Приход  <в  мир Христа> сравнивается с солнцем
> разума,  а вовсе не с бездной иррационализма. Иррационализм, мистика
> и   вера   часто   смешиваются.  На  самом  деле  наиболее  активные
> иррационалисты  были  воинствующими  атеистами. Достаточно вспомнить
> Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю...

> В их атеистических книгах слышатся грозные, мрачные пессимистические
> завывания  и  проклятия  в  адрес   разума,    которые   раздавались
> на  протяжении  всего  двадцатого  века. Между тем уважение к разуму
> очень  прочно  утвердилось  в  недрах  Церкви.   Достаточно  указать
> на  философию  томизма  Фомы  Аквината,  и  вообще  на  всю традицию
> патристики,  то  есть  святых Отцов. Нужно ли себя заставлять гасить
> все  вопросы?  Не  только  не  нужно,  а  напротив,  человек  должен
> исследовать  свою  веру. То, что происходит с автором этой записки –
> совсем иное, но едва ли он виноват в этом целиком. Почему получилось
> «на  чужом  пиру  похмелье»? Опять-таки, в силу того обстоятельства,
> что  те  люди,  с  которыми  она  встречалась, те формы христианской
> жизни,   в   которых   она  оказалась  –  не  отвечают  потребностям
> современного человека,  и в частности вот этого  человека.   Поэтому
> она  включилась  просто  в некий внешний механизм, думая, что он сам
> будет  продолжать  порождать  нечто. Но он ничего не дал. У Толстого
> описывается балет,  если кто из вас  помнит.   Он  выглядит  нелепо.
> Можно  описать  любую  вещь   внешне,    и  это  получается  абсурд.
> Когда исчезло главное, то всё пропадает. Так вот, это главное должно
> углубляться,  развиваться  и  расти.  Внешняя  церковность  способна
> поддерживать  преимущественно  людей  с  вялой, неактивной психикой,
> склонной к каким-то повторяющимся вещам,  ритуал для них  –  это то,
> за  что  они  цепляются,   без  чего  они  чувствуют   себя  неуютно
> на  свете...  Они-то  и  породили,  между  прочим всякие буквализмы,
> формализмы и прочее.

> Теперь,  если говорить о символах веры, о прекрасной музыке, которой

> надо  верить  буквально,   то здесь вопрос поставлен  слишком  общо.
> Те  люди,   которые   пытались  сделать  именно  вот  такую  модель,
> верить  буквально  – они всё время заходили в тупики. Они опять-таки
> путали  внешнее  с внутренним. Если в Библии мир изображается в виде
> плоского или круглого шара и  твердь  небесная  в виде  колпака  над
> ним, - то человек формалистический говорил: значит, это есть истина,
> он  переносил  это  в  свою  астрономию. Возникали трудные коллизии.
> Смешивалось Откровение, подлинное, глубокое – с преходящими вещами.

> Само  Священное  Писание  является  произведением  Богочеловеческим,
> т.е.   великой   встречей   человеческого   творчества   и   высшего
> божественного  вдохновения.  Причем  человеческое  творчество  здесь
> нисколько  не  подавлялось.  Достаточно  указать,  что  каждый автор
> каждой  книги  в  Библии  имеет  свое  лицо. Они выглядят совершенно
> по-разному, за каждым сохраняется эта индивидуальность.

> И  всё-таки  Библия – это единая книга, и единый дух ее пронизывает.
> Поскольку она Богочеловеческая,  для понимания ее необходимо  видеть
> в  ней  человеческую форму. В середине нашего века была опубликована
> энциклика  папы  Пия  XII  «Дивино афланте спириту» (Divino afflante
> spiritu,  1943),  где  четко говорилось, что в Библии прослеживается
> целый ряд литературных жанров, у каждого из которых есть собственные
> закономерности: у поэмы – свои, у гимна –  свои,  у притчи  –  свои.
> Нам  важно  знать, что хотел сказать священный писатель, какую мысль
> хотел  выразить.  Для этого надо знать фактуру,   надо  знать  язык,
> надо  знать  тот метод, при помощи которого библейский автор доносит
> до  нас озарившее его внутреннее прозрение.  При таком  подходе  нам
> не  придется выяснять, пролез ли Иона в горло киту или большой рыбе.
> Совсем  не это важно. Быть может существовала такая легенда, и автор
> ее  использовал   –  ведь он нам рассказывает совсем о другом!  Одна
> из  величайших книг Библии становится предметом юмористики. Сознание
> Ионы  живет  и  в  нас  теперь.  Таких  Ион  я  видал полно, которые
> радовались  концу  света,  скорей бы всё это провалилось, скорей бы!
> Они ходят,  с таким мстительным  удовольствием  поглядывая  на дома:
> вот скоро нас всех накроют. Это же новый Иона!

> И  что ответил Бог ему? Ты пожалел растение, которое выросло за одну
> ночь,  а  мне  ли  не  пожалеть  великого города? Языческого города,
> нечестивого.  И  то,  что Бог жалеет этот город, в который Он погнал
> этого  пророка,  чтобы  он там проповедовал – это же великая притча,
> разве тут рассуждать о том кто кого проглотил?

> Вспомним   притчи  Христа.  Разве  нам  важно,  был  ли  милосердный
> самарянин  на  самом  деле?  Был ли блудный сын  –  звали его так-то
> и однажды ушел он от своего отца? – это не имеет значения. Нам важна
> суть того, что до нас донесено. Разумеется, есть в Священном Писании
> некоторые  вещи,   которые действительно  соответствуют  реальности,
> не  только глубинно-духовной, но и прямо исторической. Это касается,
> прежде всего, личности Христа.

[ Свящ. Александр Мень  
ПОЧЕМУ НАМ ТРУДНО ПОВЕРИТЬ В БОГА?  
(Беседа за круглым столом)  
www.alexandrmen.ru/besedy/why_hard.html  ]

-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-46; Лк.20:9-19;
эпизод №132 по
"Брюссельскому согласованию"

  * * * * * * * * * * ссылки по темам апост. и еванг. чтений * * * * *
 *                                                                  **
* •••Комм. В.Н.Кузнецовой к Мк.12:13-17                              *
*                      с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0 *
*  •Харви Кокс: Цезарь и Бог с. Христ.Просвещ./rasylka/003/310.htm#0 *
*  •Труц Рендторф: Кесарево и Божье                                  *
*                           с. Христ.Просвещ./rasylka/002/279.htm#0  *
*                                                                    *
*  •Св. Исаак Сирин: Страдание и смирение                            *
*                           с. Христ.Просвещ./rasylka/003/338.htm#0  *
 ********************************************************************

Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, /
ибо чрез него звёздам служащие / звездою были научаемы /
Тебе поклоняться, Солнцу правды, /
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. /
Господи, слава Тебе!*
(Тропарь Рождества, перев. Амвросия Тимрота)

* * *
*Хвала тебе, если переносишь беды потому,
что сознаёшь волю Бога, и страдаешь незаслуженно.
А какая может быть слава,
если т`ерпите побои потому, что в чём-то провинились?
Но если делаете добро и т`ерпите страдания,
вот тогда это заслуга в глазах Бога.
Вы ведь к этому призваны.
Христос страдал за вас и оставил вам пример,
чтобы вы следовали по Его стопам.
"Он не свершил греха, и не было обмана в устах Его".
Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями,
когда страдал, не отвечал угрозами,
но предавал себя в руки праведного Судьи.
Он сам в Своем собственном теле принес наши грехи на крест,
чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности.
Вы были исцелены Его ранами.
Вы некогда блуждали, словно овцы,
но теперь вернулись к своему Пастырю и Попечителю.*
(1Пет.2:19-23)

* * *
*К Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан,
чтобы те поймали Его на слове.
Они приходят и говорят:
"Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой,
никого не боишься и никому не угождаешь,
а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи.
Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет?
Платить нам или не платить?"
Иисус, увидев их неискренность, сказал:
"Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий".
Они принесли. Иисус спрашивает их:
"Чье здесь изображение и чье имя?"
Они отвечают: "Цезаря".
Тогда Иисус сказал им:
"Цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу".
Они были поражены Его ответом.*
(Мк.12:13-17)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
www.DAYS.ru/Days/dekabr'30.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»