Милость вам и мир полной мерой!(1Пет.1:2) * 3 января ст.ст., пт - {пам. прор.
Малахии, †ок. 400г. до н.э.} > “<Слово стало плотью>” — в этом высшая радость христианской веры. > В этом — полнота Откровения. И откровения не только о Боге, > но и о человеке... В Воплощении Слова открывается и осуществляется > смысл человеческого бытия. Во Христе — Богочеловеке явлена мера > и высший предел человеческой жизни. Ибо “Сын Божий стал Сыном > человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим”, как говорил > сщмч. Ириней <Лионский>{}... В воплощении Слова не только > восстанавливается первозданная цельность и полнота человеческой > природы. И человеческая природа не только возвращается к утраченному > Богообщению — но обновляется, воссозидается, новотворится... Первый > Адам был до падения духоносным человеком... “Последний Адам” > есть <Господь с неба> (1Кор.15,47)... И в Воплощении Слова > человеческое естество не только помазуется сверхизбыточным излиянием > благодати, но приемлется в ипостасное единство со Словом, > как “собственное” Ему человечество, уже нераздельно и неразлучно > соприсущее Ему в Его собственной ипостаси... В этом восприятии > человеческого естества в непреложное общение Божественной жизни > древние отцы видели смысл спасения, смысл искупительного дела > Христова... “То спасается, что соединяется с Богом”, — говорил > свт. Григорий Богослов{}... Это основной мотив богословия > сщмч. Иринея, свт. Афанасия, свв. Каппадокийцев, свт. Кирилла > Александрийского, преп. Максима Исповедника. Вся история > христологического догмата определяется этой основной предпосылкой: > Воплощение Слова как Искупление... В Воплощении Слова сбывается > человеческая судьба, свершается предвечное Божие изволение > о человеке — “еже от века утаенное и ангелом несведомое таинство”... > И отныне жизнь человека, по слову апостола, “сокрыта со Христом > в Боге” (Кол.3,3). > Воплощение Слова было абсолютным Богоявлением. И прежде всего — > явлением Жизни... Христос есть Слово Жизни, `o logoV taV zwaV... > “Ибо Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам > сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам” > (1Ин.1,1–2){}... Воплощение Слова есть оживотворение человека, > некое воскрешение человеческого естества. Но Воплощением только > начинается Евангельская история Бога Слова... Исполняется она > в смерти, и смерти крестной. Жизнь открывается нам через смерть... > В этом таинственный парадокс христианской веры: жизнь через смерть > как воскресение от <добровольной> смерти — жизнь от гроба и из > гроба — таинство живоносного и животворящего гроба... И каждый > рождается к подлинной и вечной жизни только через крещальное > умирание, через крещальное сопогребение Христу — возрождается > со Христом от погребальной купели... В этом непреложный закон > истинной жизни... “<То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет>” > (1Кор.15,36). > “<Великая> благочестия тайна: Бог явися во плоти” (1Тим.3,16). > Но “явился” Бог не затем, чтобы сразу и действием > Своего всемогущества пересоздать мир, и не затем, чтобы сиянием > Своей славы его сразу просветить и преобразить... Божественное > изволение не упраздняет изначального законоположения человеческого > “самовластия” (to autexusion), не отменяет и не нарушает “древнего > закона человеческой свободы”... И в этом сказывается > некое самоограничение, некий к`енозис Божественной воли... И более > того — некий кенозис и самой Божественной любви. Божественная любовь > как бы связывает и ограничивает Себя соблюдением тварной свободы... > И Божественная жизнь является в уничижении, не в славе... Не многие > узнавали под “<образом> раба” Господа славы... А кто узнавал — > узнавал не силою естественной прозорливости, но по Отчему откровению > (ср.: Мф.16,17)... Воплощенное Слово является на земле как человек > среди человеков... Это было искупительным восприятием > всей человеческой полноты — не только человеческой природы, > но и всей полноты человеческой жизни... <...> Это было “уничижением” > Слова (ср.: Флп.2,7). Но не было умалением или “истощанием” > Его Божества, которое пребывает в воплощении неизменным <...> > (aneu tropaV). Это было скорее возвышением человека, > “об`ожением” человеческого естества{}. Нужно подчеркнуть: > в Воплощении Словом воспринята +первозданная+ человеческая природа, > свободная от первородного греха, кроме греха... Этим не нарушается > полнота природы, не нарушается “единосущие” Спасителя > по человечеству с нами, грешными людьми. Ибо грех не принадлежит > к человеческой природе, есть на ней некий паразитарный > и противоестественный нарост — это с большою силою было показано > свт. Григорием Нисским и особенно преп. Максимом Исповедником > в связи с учением о воле как о седалище греха{}... В Воплощении > Словом воспринимается первозданное человеческое естество, созданное > “по образу Божию” — потому в воплощении и “восстанавливается” > образ Божий в человеке... И это восприятие не было еще восприятием > человеческих страданий, не было восприятием страждущего > человечества... Иначе сказать, это было восприятием человеческой > жизни, но не смерти... Свобода Спасителя по человечеству > от первородного греха означает и Его свободу от смерти > как от “оброка греха”. Спаситель уже от рождения неповинен тлению > и смерти, подобно Первозданному <(Адаму)>: уже может не умереть (), > хотя еще и может умереть (). И поэтому смерть Спасителя была и могла > быть только <добровольною> — не по необходимости падшего естества, > но по свободному изволению и приятию.
*Так говорит Господь Иоанну: / * * * * * * |
|
![]() |