Приложение к выпуску рассылки №710 > Суждения наши о ближних бывают большею частью ложны, потому что > нам неизвестно внутреннее расположение других, и потому что > мы большею частью судим о них с пристрастием, которое не дает нам > видеть и признавать истину. Таким образом мы никогда не можем > назвать кого-либо злым, не подвергаясь в то же время опасности > солгать. Мы можем, если требует того необходимость, сказать только, > что такой-то сделал такое-то худое дело, что он жил в такое-то время > худо, или что он и теперь делает худо; но не можем заключать > от вчерашнего к нынешнему, а тем более к завтрашнему, и также > по одному частному поступку не можем определять целый характер > человека. Ап. Павел заповедует: отложите злоречие, и сквернословие > уст ваших, и тут же присоединяет: не лгите друг на друга. > (Кол.3:8,9), и тем показывает, что сии два порока, т.е. злоречие > и ложь, заключаются один в другом и бывают неразлучны. А с ними > соединено и осуждение ближнего, так что, произнося бранное слово, > мы часто творим три греха: брань, осуждение и ложь. Посему, > воздерживаясь от брани и осуждения, мы вместе <с тем> предохраним > себя и от лжи. > Ложь человеку ни в каком состоянии не естественна. Она есть свойство > и порождение дьявола: он не устоял в истине, ибо истины нет в нём, > когда он говорит ложь, тогда говорит свое; ибо он лжец, и отец лжи. > (Иоан.8:44). В первоначальном падении человека участвовала ложь. > Пророк Давид говорит о людях, что они от материей утробы блуждают, > говоря ложь. (Пс.57:4); посему-то этот порок так всеобщ > между людьми. Начало же восстановленной благодатью природы > есть истина: Я есмь путь и истина и жизнь (Иоан.14:6), - говорит > о Себе Спаситель. Не оттого ли всякий особенно и стыдится лжи, > что она показывает, что нет в нём того основания, которым человек, > просвещенный благодатью, отличается от ветхого, погруженного > в заблуждение человека. И самая глубина корня сего зла достаточно > доказывает причину, по которой человек так трудно освобождается > от сего порока. И в самом деле недостаточно только вознамериться, > чтобы отстать от сего греха; но необходимо нужно употреблять > для того продолжительные вооружения, упражнения, добрые навыки > и разные по особенному каждого состоянию средства. Прекрасно > определяют добродетель, что она есть навык в добре. Итак и сию > добродетель, чтобы не лгать, не иначе можно приобресть, > как продолжительными трудами и привычкою. > Посему привыкай никогда не лгать с сознанием, ни для извинения себя, > и ни под каким-либо другим предлогом, помня, что Бог твой > есть Бог истины; что закон Его истина (Пс.118:142). Дело рук Его - > истина (Пс.110:7). Все заповеди Его - истина Пс.(118:151). Он любит > истину (Пс.83:12), погубляет же говорящих ложь (Пс.5:7). > Пророк Захария, изображая бедствия, постигшие людей за их нечестие > и беззакония, за которые Бог попустил, чтобы каждый человек > воcставал один против другого, возвещает избавление от сего зла > и наслаждение благоденствием, но под сим только условием: истину > и мир возлюб`ите (Зах.8, ст. 10 и 19). Итак, пусть слова твои будут > всегда мирны, истинны, сладостны, откровенны, искренни, чисты > и верны. Если же случится тебе произнести ложь нечаянно, и если > можешь исправить ее чрез какое-либо объяснение, то сделай это > тотчас. А когда ложь твоя причинит кому-либо вред, то почитай это > столь же тяжким грехом, как воровство, и немедленно постарайся > загладить нанесенный вред. Кто на чистый вопрос нечисто отвечает, > тот дает повод подозревать его в нечистой совести. Напротив того, > кто на ясный вопрос отвечает прямодушно и совестно, кто к чужим > словам, когда их передает другому, ничего не прибавляет и ничего > от них не убавляет и не превращает их, кто напрасно не употребляет > увеличительных или уменьшительных выражений против того, > что на самом деле есть или что он хочет сказать, тот своим > чистосердечием заставляет всех его уважать и любить и заслуживает > доверенность и честь, и можно о нём думать, что он исполняет > сие повеление ап. Павла: праводушие ваше да будет известно всем > человекам (Филип.4:5). Кто так любит истину в словах, тот будет > заботиться о ней и в сердце и делах. Чрез бранные слова мы впадаем, > как показано, в три греха: брань, суд и ложь; чрез ревнование же > об истине мы предохраним себя от сих трех пагубных уловлений > дьявола, и остановив чрез сию первейшую добродетель, не лгать, один > из главных источников грехов, утвердим стопы наши в истине и откроем > вход к другим добродетелям, начавши сим подражание Господу нашему > Спасителю, Который не сделал никакаго греха, и не было лжи в устах > Его (1Петр.2:22). > <Сыны человеческие, доколе будете любить суету и искать лжи?> > (Пс.4:3). Послушайтесь спасительного увещания, предложенного в слове > Божием: отвергнув ложь, все говорите истину пред ближним своим; > ибо мы члены в отношении один к другому (Еф.4:25). О настави меня, > Господи, на истину Твою! Не отыми от уст моих словесе истинна, и я, > отвергнув ложь, пойду во истине Твоей, и правдою явлюся лицу Твоему! > (Пс.16:15; 24:5). [ Фридрих Гааз АЗБУКА ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОНРАВИЯ (V) www.krotov.info/libr_min/h/haas.html#2 ] * * * > На втором году правления Дария в Иерусалиме возвышает голос новая > группа ревнителей веры, которая призывает народ очнуться ото сна. > Престарелый пророк +Аггей+ выступает с энергичными призывами > возобновить строительство <Храма>{}. > Аггей объяснял все неудачи равнодушием народа к святому делу. > Как можно надеяться на восстановление царства, если Дом Божий еще > не построен? Неурожай, голод, бедность — всё это знаки небесного > гнева. > В конце лета 520 года Аггей обратился к Зерубабелю <(в синод. > перев. - Зоровавель)> с повелением от Ягве оставить все сомнения > и немедленно приступить к прерванным работам на гор`е Божией. > Аггея поддержал другой пророк — +Захария+, видимо, как и Иезекииль, > принадлежавший к духовенству. «Не будьте подобны отцам вашим!» — > восклицал он, напоминая о том, как жестоко страдал Израиль в прошлом > из-за своего маловерия{}. > Эти проповеди и воззвания укрепили решимость Зерубабеля и верховного > священника. Они с новым рвением взялись за дело. Пророки сумели > также «пробудить дух народа». Меньше чем через месяц ст`ены > уже начали расти. > Оба пророка постоянно находились на стройке, убеждая народ > не отступать, пока святилище не будет воссоздано. Они воодушевляли > работавших взволнованными речами, в которых предсказывали близость > великого Дня. Предчувствуя особое значение Второго Храма, > Аггей говорил, что он будет более велик, чем старый, ибо в нём > Бог явит миру Свое Благоволение. Пусть минувшие годы были > безрадостны и мрачны! Царство Божие непременно наступит! > Если пророки и Израиль усомнились бы в этом, тщетна была бы вся > их вера. Бог сто`ит у ворот! Не знаменательно ли, что Он дал власть > в Иудее «сыну Давидову»? <(Т.е. потомку Давида, князю Зерубабелю)> > Не он ли призван восстановить Храм и не для него ли предназначен > мессианский венец? Для Аггея наступление царства Мессии было > не политическим событием, а зн`аком скорого Богоявления. > Но он не предвидел, что тайна посещения Господня будет облечена > в неприметные одежды. Тот, Кто освятит Храм, явится в нём Младенцем, > двенадцатилетним Отроком, Учителем, изгоняющим торговцев. Аггей же, > как сын своего времени, рисует пришествие Божие в виде > апокалиптической катастрофы <(см. Аг.2,21-23)>. > <.....> > Примечательно, что свою речь Аггей обращает не только к правителю > <(Зерубабелю)>, но и к первосвященнику <(Иошуа)>. А Захария > уже прямо говорит о том, что мессианское служение будет представлено > в двух лицах: царя и первосвященника. > Иошуа <(в синод. перев. - Иисус)>, как и «сын Давидов», является > для пророка воплощением всего народа, его представителем > перед Богом. Захария описывает вид`ение, в котором Иошуа приводится > к престолу Господню в запятнанных одеждах. Эта нечистота — > грехи Израиля{}. Но вот они прощены, и на первосвященника возлагают > новое белое одеяние. > Стало быть, если в древней традиции Мессия — это Царь, а <у> > Второисайи — страждущий Пророк, Слуга Ягве, то теперь к Его Образу > добавляется еще одна черта: Он — Первосвященник и, следовательно, > +посредник+ между Богом и людьми. > Однако не следует забывать, что ни Аггей, ни Захария не могли еще > отделить этот духовный образ Мессии от Его исторических прототипов. > Скорее всего им казалось, что их современники, князь и священник, > уже и есть та великая двоица, которая возглавит Новый Иерусалим. > Следуя Иезекиилю, Захария любил излагать свои пророчества в форме > таинственных видений. Вот в ночи перед ним появляются всадники: > это ангелы, обходящие землю. Они объявляют, что повсюду царит мир. > Только Иерусалим еще погружен в траур. На их вопрос, когда же > Господь сжалится над Своим градом, Бог отвечает, что час этот > недалек и предвестием его будет построение Храма, который явится > святыней для всего человечества. > «И присоединятся в то время к Ягве многие народы, и станут > Моим народом... Да благоговеет всякая плоть перед Ягве, > ибо Он восстанет из святого жилища Своего... И будут приходить > многочисленные племена и сильные народы, чтобы взыскать Ягве Саваофа > в Иерусалиме и помолиться перед лицом Ягве» (Зах.2,11,13; 8,22). > <.....> > Слухи об успехах Зерубабеля подняли авторитет иерусалимской Общины > в иудейском мире. Вновь оживились связи с вавилонской диаспорой, > самой большой и влиятельной. Из Халдеи приезжали советоваться > по религиозным вопросам, в частности относительно постов: нужно ли > справлять траурный день «гибели Храма», если новый уже близок > к завершению. Ответ, полученный от пророка Захарии, был достоин > преемника Второисайи. Пост — дело человеческое, объяснил пророк, > вина Израиля была не в нарушении постов, а в отступлении > от нравственных требований «прежних пророков». Именно в них — > суть повелений Божиих: > «Производите справедливый суд и оказывайте милосердие и сострадание > каждый брату своему; вдов`ы и сирот`ы, иноплеменника и бедняка — > не притесняйте и не мыслите друг против друга зла в сердце вашем» > (Зах.7,9-10). > Посланцы из Вавилона привезли в дар Общине золото. Захария велел > сделать из него две короны: одну — «сыну Давидову», другую — > первосвященнику. Это должно было означать, что момент воцарения > Мессии вот-вот наступит, что «Побег», который, по пророчеству Исайи, > должен выйти из срубленного древа Израилева, уже распустил > свои листья. Эта «Цем`а», Отрасль, — не кто иной, как Зерубабель: > «Так говорит Ягве Саваоф: вот Муж, имя которого Отрасль, который > там, где поднимется, восстановит Храм Ягве, и поставит Храм Ягве, > и примет славу, и воссядет на престоле своем. Священник будет > одесную его, и согласие будет между ними обоими» (Зах.6,12-13). > Нельзя не почувствовать здесь воскрешения старой теократической > мечты ранних пророков о земном царстве, управляемом волей Бога; > только вместо прежнего единовластия мы уже видим союз двух начал: > светского и теократического. > И всё же, несмотря на это, Аггей и Захария остались верными своим > предшественникам — пророкам. Царство Мессии не стало для них новым > вариантом «Царства стран», ахменидской деспотии. Его слава > утвердится «не силою и не воинством, но Духом Моим, говорит Ягве > Саваоф» (Зах.4,6). > Но сумел ли Зерубабель устоять на этой основе? Не соблазнила ли его > перспектива политического мессианизма? > Последнее, что мы знаем о нём, это то, что он участвовал в освящении > Храма. Работа была закончена в поразительно короткий по тем временам > срок. 12 марта 515 года состоялось торжественное освящение > Дома Божия, приуроченное к празднику Пасхи. На этом библейское > повествование о Зерубабеле обрывается. Известно, что после него > персы больше не ставили «сынов Давидовых» правителями Иудеи. > Согласно одному преданию, наместник по приказу царя вынужден был > уехать в Вавилон. Потомки его через семьдесят лет еще жили в Халдее > (1Пар.3,22; Езд.8,2). В доносе Артаксерксу самаряне впоследствии > говорили, что Иерусалим — «город мятежей и опасный для царей > и областей, и отпадения бывали в нём издавна» (Езд.4,15). Это может > являться намеком на какие-то беспорядки в Иерусалиме{}. > Что же произошло там? Не пытался ли Зерубабель провозгласить себя > Мессией и не пал ли он жертвой вековой мечты Израиля? Или, быть > может, обеспокоенные персы успели заблаговременно опередить > его замыслы? Все эти вопросы остаются без ответа. Ясно одно: звезда > дома Давидова закатилась надолго, чтобы подняться теперь уже только > над Вифлеемом. [ Александр Мень. ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ (21) www.krotov.info/library/13_m/myen/1_6_gl_21.html ]