=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Приложение к вып. №719 > ИО.1:43-51: ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ > Этот евангельский рассказ читается в первое воскресенье Великого > Поста, посвященное Торжеству Православия. Удивительное торжество! > Много было в Православии великих побед: преодолевали в спорах > иудеев, громили на полях битвы мусульман, создавали грандиозные > храмы на месте языческих святынь. Всё это - не Торжество > Православия, всё это осталось достоянием пыльных церковных > летописей. Доводилось православным гордиться своими победами - > моральными, богословскими или военными - над католическим Западом. > Но и это - не Торжество Православия в самом полном значении слова. > Более того: когда православный Восток был раздираем спорами > о почитании святых икон, католический Запад твердо почитал их - > у него не было раздвоения, смущения, ереси, не было и триумфа > над ними. > Торжество Православия - воспоминание о победе не над иной верой, > не над иной страной или стороной света, а воспоминание о самой > великой из возможных побед: над собственными неверием, сомнением, > раздвоенностью. Ибо Торжество Православия - праздник, установленный > в начале IX cтолетия в память о победе над иконоборчеством, ересью, > раздиравшей единый ромейский народ на протяжении двух столетий, > ересью, которой придерживались самые победоносные из византийских > императоров, ересью, которая затем с тех пор и доныне нет-нет > да и поднимет голову в христианском сердце и спросит: "Понятна ли > икона тебе? не мешает ли она людям? нужна ли она Богу?!" > Чтобы понять, каким чудом стало возможно иконопочитание, каким чудом > средневековый мир - мир не менее жестокий, политизированный, > агрессивный чем любой другой - назвал Торжеством Православия > не какую-то жестокую, политизированную агрессию, а победу над своим > маловерием, нужно вспомнить, что вера в Христа и тогда стояла, > как и сегодня, на Евангелии. Откровение Духа Святого обращалось > к каждому отдельному человеку, свидетельствуя о Христе вновь > и вновь. > Церковь смело установила за литургией в день Торжества Православия > читать из Послания к евреям святого апостола Павла текст, > перечисляющий ветхозаветных героев веры. Апостол определил веру > как надежду на невидимое - и христиане до Христа отличали себя > от всех прочих верующих твердой решимостью не изображать Бога > в каком-либо образе. Единый Бог Израиля был Богом невидимым, и вера > в него потому и была непреходящим подвигом, что шествовала в мире > видимостей по невидимой дороге, попадая в огонь, пропасти и чудеса. > Единственным образом и подобием Божиим, который знал Ветхий Завет, > был человек. В его сердце, в его душе невидимый Бог открывался вере, > оставаясь невидимым. Конечно, в начале этой веры был Христос - > и апостол Павел называет его "начальником веры" <(т.е. началом, > источником веры)> - ибо, воплотившись в одном году человеческой > истории, Господь предвечно явился плотским образом и телесным > подобием человека, которого Сам создал. /***/ > Апостол называет Христа и "совершителем веры" - Тем, Кто привел веру > к вершине, цели, спасению. Иисус не просто сопровождает верующего > на пути к Богу - Он и есть Бог. Он не просто указывает на цель - > Он и есть цель. Соединение Бога и человека и есть спасение; явление > Невидимого в видимой плоти и есть вершина. И оказывается, > что героизм веры со времени Богоявления - в следовании за видимым. > Евангелист рисует героя такой веры - апостола Нафанаила. > Он рассказывает о нём немного; ясно одно: то был человек, которому > мало было публичной молитвы, публичного богослужения, составлявших > основной массив религии ветхозаветного народа - как и любой другой > тогдашней религии. Он, как и Авраам, мучался седцем. Он томился - > и невидимый Бог что-то ответил ему. Евагелист даже не сообщает, > что именно. Он подчеркивает не невидимость мистической встречи, > а видимость места, где эта встреча с Богом произошла у Нафанаила: > под смоковницей. > К взволнованному, погруженному вглубь себя Нафанаилу подходит Филипп > и говорит ему об Иисусе: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей > в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова". - "Из Назарета может ли > быть что доброе?" - отвечает Нафанаил. И не в том дело, > что у Назарета была особенно скверная репутация: Москва, Рим, > Атланта, - любой город и любая деревня мира могла бы быть названа > вместо Назарета, ибо может ли быть вечное из временного, спасение > из погибающего, невидимый Бог из видимого творения? Что мне твой > Иисус, когда сейчас, под смоковницей, я испытал прикосновение > невидимой Десницы Божией? Только что я испытал то же, что испытал > праотец Авраам, то, с чего начинается всякая религия: ощущение, > что есть Некто, видящий меня изнутри и одновременно извне, видящий > меня всего, как я сам себя не вижу - и любящий меня через это > в`идение. > "Пойди и посмотри", - отвечает Филипп - и Нафанаил идет. > Так удостоверяется подлинность его мистической встречи с Невидимым: > в нём открывается способность и желание видеть. Из него исчезает > лукавство, ставящее толкование Откровение выше Откровения, > лукавство, предписывающее Богу, Каким Ему быть, лукавство, > помешавшее большинству израильтян увидеть в Иисусе - Сына Божия. > И Спаситель, видя Нафанаила, говорит: "Вот подлинно израильтянин, > в котором нет лукавства". - "Почему Ты знаешь меня?" - "Прежде > нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел > тебя" - и Нафанаил опускается перед Спасителем на колени: "Равви! > Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!". Он - видит, он - прозревший, > его вера совершенна и достигла цели, ибо верит в видимость > Невидимого. > Эта вера - нелегка. Большинство людей не видели в Иисусе Спасителя > и Сына Божия. Они видели обычного мужчину, обычные щеки, губы, нос; > может быть, среди актеров, изображавших Иисуса, были люди красивее > Его и величественнее. Тот же апостол Филипп спросил ведь однажды > Спасителя: "Покажи нам Отца" - и услышал в ответ недоуменно-горькое: > "Столько времени ты со Мною и не познал, что Отец - во Мне?" > И каждый из нас, сколько бы ни созерцал иконы, не понимает до конца, > до понимания Дня Судного, что мы созерцаем не краску, не материю, > не лицо человеческое - а Лик Невидимого Бога. Само это созерцание > и есть спасение, преодоление пропасти между Богом и падшим > человеком, возведение нас на небо по лестнице церковной. Не случайно > в истории Церкви каждый раз, где слабело почитание икон, начинала > ослабевать и вера в то, что Телом и Кровию Своими Господь питает нас > +подлинно+ в Евхаристии, сообщая спасение и вечную жизнь до Второго > Пришествия Своего, оправдывая нас и обнимая всецело ранее Суда > над нами. > Не случайно и то, что именно евангелист Иоанн, апостол Любви, > сказавший: "Всякий, не любящий брата и утверждающий, что любит > Бога - лжец", поместил в Евангелие рассказ о Нафанаиле. Почитание > икон - последний из догматов Православия. Торжество Православия - > не торжество теории или практики, а торжество любви; догмат > об иконах есть догмат о Богочеловеческой любви, и мы возрастаем > в познании икон, возрастая в любви. Укрепляясьв вере, мы всё чаще > смеем обращаться к Спасителю с просьбой: "Покажи нам Себя реально, > не в иконах, не в Евхаристии, а во всей полноте Своей личности". > И что же мы слышим в ответ? Не только простое напоминание о том, что > в Церкви, в Евхаристии, в иконах мы видим Спасителя именно во всей > Его богочеловеческой полноте - иначе не нужна была бы ни Евхаристия, > ни иконы. Мы слышим слова, подобные сказанные Филиппу: "Вы столько > времени со Мною, и не познали, что Я - в человеческой плоти? > что когда вы кормите алчущего - вы кормите Меня, когда помогаете > страдающему - помогаете Мне? когда смотр`ите на ближнего > или дальнего, друга или врага - смотрите на Меня?" > Вся наша падшая природа сопротивляется этим словам. Как! Вот на этот > сизый нос, эти хищно поджатые губы, эти заплывшие ложью глаза - > я должен глядеть как на нос, уста и очи Сына Божия? Из Назарета > может ли быть что доброе? Может ли Иисус глядеть на меня из глаз > моего злобного соседа, высокомерного прохожего, развратного > начальника? Куда проще вернуться к ветхозаветному героизму > и считать, что Бог - абсолютно невидим и чужд, что любовь к ближнему > может быть невидимой для нас самих и для окружающих. Но христианский > героизм - иной, как иной - христианский храм. В православной церкви > верующие сто`ят не прямо перед алтарем - перед иконостасом; > они видят множество человеческих ликов - Спасителя, Матери Божией, > Иоанна Предтечи, пророков и апостолов. Иконостаса не видят только, > странным образом, священнослужители - они за ним, пред алтарем. > Но каждый раз, когда священник выходит из царских врат алтаря, > выходит как выходил Спаситель к народу, он видит перед собой другой > иконостас - живой, составленный из лиц, нарисованных не иконописцом, > но Творцом. Этот живой иконостас тоже достаточно однообразен: > лики святых похожи между собою, как бы лишены индивидуальности - > и лица в толпе тоже теряют свои особенности, сливаясь в один лик - > Божий. > В каждом лице православие открывает лик Христов. И каждый > христианин, в храме и за его пределами, в хорошем настроении > и в дурном, в мистическом озарении и без оного - призван самой сутью > христианской веры видеть в человеческом лице - лик Божий, любимый, > драгоценный, спасительный. Божественная Жизнь вочеловечилась, любила > людей воочию, была распята и воскресла здесь. К вере зрячей, трезвой > и верной Богу и людям до смерти и воскресения призваны христиане. > Господь явил нам Себя и являет нам ближних - и наша любовь к ближним > становится лестницей, возводящей нас в средоточие жизни Пресвятой > Троицы. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ (Ин.1:43) На www.krotov.info ]