=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 18 февраля ст.ст., вт 2-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.5:7-16# [(продолж.) Бедствия, которые постигнут народ Божий, Его 'любимый виноградник', за нечестие (8-10). 'Горе' тем, кто пристрастен к пирам, к вину (11-12). Плен и голод ожидает Народ (13-14); гордые будут смирены, а Господь будет возвеличен своим правосудием!] /Текст Ис.5:1-16 в переводе А.Графова (оп. в альм. "Мир Библии" №7) - см. в "подвале" этого выпуска/
> Быт.4:8-15# [Убийство Каином своего брата Авеля. Наказание Каина Богом.]
> Притч.5:1-15# [Предостережение от развратной жизни. Призыв к вниманию перед лицом соблазнов и вредных последствий развратной жизни. Заповедь хранить супружескую верность.]

> Всё    достоинство    человека   основано   на   чувстве   свободной
> ответственности,   на  сознании  виновности  в  собственной  судьбе.
> Страдание,   которым   полон  мир,  есть  уже  последствие  до  мира
> содеянного  зла,  результат  греха. Страдание не есть первоначальная
> основа   творения;    страдания нет в идее Творца.  Творение создано
> для  блаженства,  и  соединение  творения с Творцом есть блаженство.
> Если   творение   не  блаженствует,   а страдает,  то в этом виновно
> само   творение,   его  отпадение  от Творца:  план страдающего мира
> не  есть  план  Творца.  Страдание  людей  есть  знак того, что было
> совершено  преступление,   и  освобождение  от страдания  может быть
> лишь результатом искупления греха, творческой победы над злом.

> Страдание, само по себе взятое,  не есть  цель  и  не есть  заслуга.
> Цель  есть  блаженство  в Боге, но путь к этой цели – страдательный,
> заслуга  – в усилии победить корень страдания, т.е. зло. Идеализация
> страдания  как  такового,  как  цели, как высшей заслуги, как высшей
> красоты,  есть  великий  соблазн,  и с соблазном этим связано ложное
> понимание  Голгофской  жертвы.  Смысл  Голгофы  не  в  обоготворении
> страдания,    а   в  победе   над страданием.  Великий подвиг Христа
> не  в том, что Он страдал. Страдают все люди. В самом факте большого
> страдания  никакой заслуги не было и не было бы ничего спасительного
> для   мира.   Но   Голгофское   страдание   Христа   было  победное,
> божественно-активное;   оно   вырывало  из  мира  корень  страдания,
> уготовляло  воскресение. Христос принял на себя все страдания мира –
> последствия   греха,    чтобы   победить  их в корне,  искупить грех
> и  тем сделать зло бессильным над судьбой мира и человека. Вся жизнь
> Христа   есть   страдание  активное,   победное;   во всей жизни Его
> уже открывается воскресение.

> Поклоняющиеся  всякому  страданию,    обоготворяющие   его   красоту
> так  загипнотизированы,   что   не  отличают   страдания   активного
> от  страдания   пассивного,  а в этом различии,  быть может,  скрыта
> вся тайна мирового  спасения.   Обожествление  пассивного  страдания
> есть  обожествление небытия, есть соблазн сладости смерти. Страдание
> активное    стремится    мужественно   вырвать   корень   страдания,
> освободиться  от  страдания  победой   над  злом.    Нужно   принять
> всю  полноту жизни, не бежать трусливо от страданий мира, но принять
> эту   тяжесть   мира   для  победы,  для  завоевания  окончательного
> блаженства.  Страдание  в религии Христа совсем не то, что в религии
> буддийской,   к  которой  слишком  часто   уклонялось   христианство
> в  истории.   Буддизм  видит  в  страдании  сущность  бытия  и  лишь
> в  освобождении   от  бытия,   в  небытии,   нирване  видит спасение
> от  страдания.  Христианство  не  считает страдание сущностью бытия,
> видит в страдании лишь болезнь бытия, лишь уклон к небытию (смерть),
> и  победу  над  страданием  видит  в  утверждении   высшего   бытия,
> в  освобождении  от  болезненного  небытия.  Страдание  христианских
> святых  было  активно,  а  не  пассивно:  они  бросали вызов законам
> природы,     они    побеждали    самые   сильные   страдания   мира,
> так  как    находили   источник   высшего   бытия,    перед  которым
> всякое страдание ничтожно. Не страдать как можно больше, а побеждать
> радостью    и   предчувствием   блаженства   даже   самые   сильные,
> самые  нестерпимые  страдания этого мира  –  вот христианский идеал.
> Св.  Исаак  Сирианин  говорит:   «Когда вожделение  любви  Христовой
> не  препобеждает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе
> бесстрастным  во  всякой  скорби  своей:  тогда знай,  что мир живет
> в  тебе  более, нежели Христос. И когда болезнь, скудость, истощение
> тела,  боязнь, вредная телу, возмущают мысль твою в радости упования
> твоего  и в попечении по Господу: тогда знай, что живет в тебе тело,
> а  не Христос».  Слова  «претерпевший до конца спасется»  не значат,
> что  нужно  стремиться  к  страданию,   страдать  как можно  больше,
> а  значат,  что  нужно  иметь  как можно большую силу сопротивления,
> принимать  мужественно удары мирового  зла,   вынести  всё  до конца
> и  не  согнуться, не погибнуть. Нести крест значит не роптать против
> Бога,  смиряться,  а  +смиряться  в высшем смысле этого слова значит
> активно  противиться  власти  зла, не подчиняться искушениям злобы+.
> Слишком   большое    страдание   может  быть   недостатком  смирения
> перед  Богом,   а  дьявольская злоба есть страдание  самое  большое.
> Ад  потому  невыносим,   что  в  нём  потеряна всякая связь  с Богом
> и  страдание ничем не просветляется. Достоинство человека измеряется
> не  пассивным  страданием,   не  исканием ударов судьбы,  а активной
> и творческой победой над корнем страдания, над злом жизни. Не искать
> смерти  повелевал  Христос,  а  с Ним в соединении побеждать смерть,
> идти к воскресению.  Претерпеть до конца и значит  завоевать  жизнь,
> не  погибнуть  от  страдания.  Христос учит мужественному  отношению
> к жизни и ее мукам.

[ Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ  
(II.5. (ЗАКЛЮЧЕНИЕ. О СТРАДАНИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ))  
www.krotov.info/berdyaev/1911/pil_sv05e.html#123  ]

 

 

* Николай Бердяев об аде; "нравственное сознание началось
   с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?» ..."
                  с. Христ.Просвещ./rasylka/003/599.htm#0
* Яков Кротов об убийстве Каином Авеля и смертной казни:
                 с. Христ.Просвещ./rasylka/003/374.htm#0

* Николай Бердяев 'ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА И СМЫСЛ ИСТОРИИ'
           www.krotov.info/berdyaev/1911/pil_sv05.html
* Питер Крифт о проблеме зла в кн. Иова
  с. Христ.Просвещ./rasylka/003/438.htm#0

* "Страдание" в тематическом указателе "Библиотеки Я.Кротова"
                 www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html

* Пособие к проведению Великого поста, день 9:
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/038_gl09.html


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Каиново превзойдя преступление, /
по своей воле убил я совесть в душ`е, /
оставил беззащитною жизнь мою, / истреблял ее злыми моими деяниями.
Авелевой, Иисусе, не уподобился я праведности, /
дара не принес приятного Тебе, /
ни деяния божественного, ни жертвы чистой, ни жития непорочного.
Словно Каин и мы, душе моя бедная, /
Создателю всех деяния скверные, жертвы порочные, /
и непотребное житие принесли вместе, - / за это с тобою и осудимся.
Прах земной Создатель жизнию наполнил, /
вложил в меня плоть и кости, дыхание и жизнь. /
но, о Творче мой и Избавителю мой и Судия, / кающегося приими меня.
Исповедую Тебе, Спасе, грехи мною содеянные, /
и душ`и и т`ела моего раны, коварно нанесенные мне /
собственными моими помышлениями.
Хотя бы и согрешил, Спасе, но знаю человеколюбие Твое: /
наказываешь Ты с милостью и милосердствуешь с любовью, /
плачущего видя, спешишь к нему, / отечески призывая сына блудного.*
(Канон Св. Андрея Критского)

* * *
*О том, кого люблю, я песню спою: / о друге моём и винограднике его.
У того, кого люблю, виноградник был на плодородном холме.
Он полол его, от камней очищал, / посадил в нём лучшую лозу,
сторожевую башню в нём воздвиг / и даже устроил давильню.
Надеялся собирать гроздья, / но ягоды оказались гнилыми!
"А теперь, жители Иерусалима, / вы, обитатели Иудеи,
вы рассуд`ите Меня с виноградником Моим!
Что можно сделать для виноградника, чего бы не сделал Я?
Я надеялся собирать гроздья — / почему же ягоды гнилые?
А теперь Я вам расскажу, /
что Я собираюсь сделать со Своим виноградником!
Я лишу его ограды, / и он будет ободран дочиста;
разрушу его стену, / чтобы вытоптали его.
Я отдам его на разорение; /
неподрезанный и непрополотый, / зарастёт он сорняками и колючками.
А облакам прикажу не лить на него дождь".
Виноградник Господа воинств — это дом Израилев; /
обитатели Иудеи — любимая поросль Его!
Он надеялся увидеть правосудие, но нашёл у них беззаконие; /
надеялся увидеть праведность, но вот — стоны угнетённых!
Г`оре тем, кто приобретает один дом за другим, /
присоединяет поле к полю!
Уже не осталось места: / лишь вы живёте на земле.
Я слышал, как поклялся Господь воинств:
"Множество домов придёт в запустение! /
Огромные и красивые — они станут безлюдны.
Виноградник в десять участков даст только бат вина, /
а х`омер посеянного зерна принесёт не больше эфы".
Горе тем, кто с раннего утра ищет, чего бы выпить, /
долго сидит вечером, разжигая себя вином!
Лиры и арфы, бубны и флейты! / Льётся вино на празднествах этих!
А на дела Господа не смотрят они, / творений Его не замечают.
Поэтому, за неразумие своё, пойдёт в изгнание мой народ! /
Страдает от голода знать, измучена жаждой чернь.
Поэтому Шеол распахнул свою пасть, / зияют без удержу челюсти его:
туда сойдут вельможи и чернь, / и все, кто шумит и ликует сейчас.
И склонился человек, и унижены люди, / и потупили взор гордецы.
А Господь воинств возвеличен правосудием Своим! /
Святой Бог Своей правотой показал, что Он свят.*
(Ис.5:1-16)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»