=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 19 февраля ст.ст., ср 2-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.5:16-25# [(продолж.) Господь предвещает бедствия, которые обрушатся на беззаконный Народ; перечисляются его преступления. *Христианин, внимающий пророческому слову, должен осознать, что так поступит Господь со всяким, кто противится Его воле, кто высоко мнит о своей мудрости, кто чужд страха Божия.]
> Быт.4:16-26# [Распространение потомства Каина (16-24) и Сифа (25-26).]
> Притч.5:15-6:3# [(продолж.) Наставления о соблюдении супружеской верности (15-23). Совет осторожно принимать на себя поручительство за другого (1-3).] /Текст Ис.5:17-30 и Пр.5 в новом переводе - см. в "подвале" этого выпуска/

 

> Я хотел бы кое-что сказать об великопостной молитве святого Ефрема Сирина, потому что некоторые ее слова слишком привычны, а другие слишком необычны; и в том и в другом есть опасность.

> Обращение: Господи и Владыка живота моего (жизни моей), это признание Бога - Господом, признание, что Он - Творец всего, признание, что Он Промыслитель и Податель всего, что Он Судия всех людей, что Он всесилен и восседает во славе; видение Господа в Его величии. Но отношение Ефрема к Богу как к Господу и Владыке имело место не только на этом объективном уровне. Бог  -  Господь и Владыка не только объективно говоря; Ефрем выбрал Его Господом, по следам Его, как наставника, он хотел идти. И когда он призывает нас признать Христа Господом и назвать Его Владыкой, он порой действительно подразумевает больше, чем мы готовы принять. Если мы хотим назвать Христа Владыкой и не быть осужденными, недостаточно говорить «Господи, Господи» (об этом предупреждает и Сам Христос); важно творить Его волю, а не только провозглашать Его слова.

> Когда мы произносим эти слова, когда размышляем о них, мы должны ставить перед собой вопрос: «Что это признание Бога Господом значит в моей жизни? Значит ли это, что объективно я признаю Его Господином, признаю Его всецелую власть, признаю, что Он призвал нас из небытия в существование и в какой-то день мы будем судимы, что Он Податель всего и Судия всех людей?» Но и на человеческом уровне любой преступник признаёт всё это относительно земной власти. Когда мы говорим о Христе как нашем Владыке, мы должны полностью сознавать ответственность за свои слова и помнить, что изо дня в день мы стоим перед судом этих слов. Никто не заставлял нас признать Иисуса Христа своим Господом, назвать Его Владыкой. Мы свободны принять это или не принять; но если мы приняли, то ответственность наша велика.

> Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (не дай мне).

> Дух праздности (это слово переводится с оригинала очень по-разному). В первую очередь это относится к состоянию нашей души, когда в ней нет жизни, нет духа, она дремлет, застыла. Это отражает соответствующую пустоту нашей души. Это та пустота, о которой в Евангелии говорится: пустой дом, откуда был изгнан злой дух, прибранный и чистый, готовый принять гостя, но оставленный пустым. И Евангелие говорит, что изгнанный злой дух вернется посетить свое прежнее жилище и, увидев его чистым и прибранным, пойдет и позовет семь злейших духов, и они придут и поселятся в этом пустом доме (Мф 12:43-45). Это предупреждение: если душа наша пустая, если сердце пустое, ум пустой, если в наших словах нет духа и жизни, принадлежащих Тому, Кого мы исповедуем Господом и Владыкой, тогда в них войдет, их охватит, наполнит другое присутствие. Поэтому первое, о чём мы взываем к Господу, это чтобы Он спас, избавил нас от духа праздности, сонливости, пустоты  -  так много слов означают одно это понятие  -  которое в основе всякой разрушительности.

> Следующее слово - уныние. Когда мы обнаружили в себе то состояние души, которое я только что описал, мы должны как-то действовать. Для действия требуется решимость, мужество, а мы малодушны. Так легко надеяться на лучшее; так страшно сдвинуться с места. Так легко пребывать и дальше в мире грез; так трудно очнуться. Но подвижник - тот, кто проснулся, подвижник - тот, кто стряхнул с себя дремоту, кто в высшей степени бодр. Это тот, кто, по определению святого Серафима Саровского, полон такой решимости, что предпочитает лишиться покоя и всего, к чему привязан, чем лишиться Бога; и в этом вся разница между погибающим грешником и святым, достигающим своего призвания: малодушие, уныние.

> Уныние очень похоже на сонливость. Все пущено на самотек. Человек погружается в грезы наяву, уходит в нереальный мир, в мечтания. Дремота не ждет ночи. Закрываешь глаза - и можно считать, что настало время ночного сна. И как ни странно, но именно в моменты, когда у нас недостает энергии действовать на самом деле, наши мечты полны гордости, силы, власти, успеха. Когда мы погружены в дело, то, чем мы заняты, требует всего нашего внимания, но в мечтах первое место занимает любоначалие, жажда власти, гордые устремления.

> И наряду с малодушием - наша трусость, расслабленность, жизнь полная грез наяву, и в этих грезах - жажда власти и воображаемая сила и вся сопутствующая им жестокость и грубость.

> И празднословие. Не в том дело даже, что мы говорим много. Разумеется, есть и это. Но не в этом «праздность» слов. Праздность - значит бесплодность, она коренится в духе уныния, малодушия, мечтательности, которые приводят к жажде власти - и мы говорим, когда не должны бы, и живем в воображаемом, а не в реальном мире. И это очень важно, потому что мир Божий - мир реальности. Мир дьявола - мир мечтаний и нереальности. Мир Божий реален, в нём присутствуют все трудности, вся жесткость того, что реально. Дьявол предлагает нам мир, в котором нет ничего реального, хотя всё кажется доступным. Мы всесильны, наша гордость удовлетворена, мы славны, мы воображаем себя всем, чем не являемся в реальности. Мы отважны и смелы, хотя еще ничего не совершили. Мы спим, но мир реальности принадлежит тем, кто бодрствует.

> Так что эти первые слова молитвы говорят о самом главном. Если я признаю Бога своим Господом и Владыкой, если я стремлюсь жить в реальном мире, если я стремлюсь отбросить бесовский мир воображения и нереальности, если я всеми силами стремлюсь к жизни и хочу избежать смерти - потому что жизнь и реальность идут вместе, а смерть идет вместе с иллюзией - тогда я должен дойти до конкретного, действенного понимания того, что значат эти слова, не только как описание душевного состояния, но как программа действия, потому что каждое из этих слов должно стать призывом, как бы лозунгом, девизом, который заставит нас поступать определенным образом.

=окончание следует=

[ Митр. Антоний Сурожский  
Беседа 'МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА'  
Из рассылки сайта "Митрополит Сурожский Антоний",  
21/II/2004 (там опубликовано впервые)  ]

 

 

* МОЛИТВА в тематич. указателе сайта "ХП"
     с. Христ.Просвещ./temy/m.htm#molitva
* Кн. митр. Антония Блюма
  МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?
  www.mitras.ru/molitva/a_main.htm

* Пособие к проведению Великого поста, день 10:
     www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/039_gl10.html


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Там, словно на пастбище, будут пастись овцы; /
будут жиреть ягнята на разорённой земле.
Г`оре тем, кто верёвкой лжи тащит за собою зло, /
впрягшись в грех, как в телегу!
И они же говорят: "Скорее, /
пусть быстрее явятся дела Его, чтобы мы увидели их!
Пусть придёт и настанет то, что назначил Святой Израилев, /
и тогда мы узн`аем!"
Горе тем, кто зовёт зло добром, / а добро называет злом,
свет подменяет тьмою, / а тьму — светом,
сладость подменяет горечью, / а горечь — сладостью!
Горе тем, кто считает себя мудрецом, / кто уверен в своём разумении!
Горе тем, кто отважен лишь пить вино, / силён готовить выпивку!
За взятку оправдывают злодея, / а правый лишён правосудия.
Поэтому, как пламя лижет стерню, / как тонет в огне сухая трава,
так обратится их корень в гниль, / а цветы их, как пыль, улетят.
Ведь они отвергали наставления Господа воинств, /
они пренебрегали словами Святого Израилева!
Разгневался Господь на Свой народ, / простёр руку — нанёс удар!
Г`оры сотряслись, / и трупы лежали на улицах, словно отбросы.
Но на этом не стих Его гнев, / и рука Его ещё простёрта!
Поднимет Он знак для далёкого народа, /
призовёт его свистом от края земли, / и те прибегут, быстро и легко!
Ни один из них не устанет, не споткнётся, /
никто не уснёт, не задремлет;
ни у кого не ослабнет повязка на бёдрах, /
не лопнут ремни на сандалиях.
Их стрелы остры, натянуты луки, /
копыта лошадей кремню подобны, / колёса — словно буря.
Раздаётся их львиный рык, / рычанье молодых львов;
с рёвом добычу схватив, / уносят — никто не спасёт!
Их рёв над добычей в тот день будет как рёв морей; /
над землёю нависнет тьма, тучи закроют свет.*
(Ис.5:17-30, перев. А.Графова)

* * *
*Сын, выслушай мою мудрость, / в мысли мои вникай –
чтобы исполниться прозорливости, / чтобы знание твои уста хранили.
Источают мед уста чужой жены, / и текут, как масло, ее речи –
обернется она горечью полынной, / лезвием меча обоюдоострого.
Ее стопы спускаются к смерти, / шаги направлены к Шеолу.
О дороге жизни она не помыслит, / как зыбки ее пути, сама не знает.
Так послушайте меня, дети, / и слов моих не отвергайте.
Держись от нее подальше, / к порогу ее не приближайся,
а не то потратишь на чужих свою силу, /
на безжалостных – годы своей жизни;
твоей силой насытятся другие, / чужому дому пойдут твои старания.
И вздохнешь ты в конце своей жизни, /
когда плоть твоя увянет и иссохнет:
«Зачем пренебрегал я наставлениями / и упреки отвергало мое сердце,
зачем я учителей не слушал / и наставникам не внимал?
Еще шаг – и меня осрамят / перед людьми, при всём народе».
Пей из своего водоема, / черпай из своего колодца.
Зачем твоим водам проливаться на улицах, / растекаться по площадям?
Оставь их себе одному, / не дели с чужими.
Да будет благословен твой родник, /
да будет в радость жена юности твоей. /
Лань любимая, козочка милая – /
ее грудь утолит тебя во всякое время, /
любовь к ней пьянит тебя непрестанно.
И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой, / обнимать стан замужней?
Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека, /
все дороги людские Он ведает.
Нечестивый попадет в сети зла своего, /
запутается в собственных грехах.
Погубит его недостаток воспитания, / избыток глупости с пути собьет.*
(Пр.5 (нов.пер., РБО, 2000г.))


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»