=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 28 февраля ст.ст., пт  3-ей седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.13:2-13# [Пророчество о разрушении и судьбе Вавилона: войско, собранное из разных народов, идет на завоевание Вавилона под предводительством Господа; ужас и отчаяние вавилонян. *Непостоянны земная слава и величие - как отдельных людей, так и государств... (ср. Иак.1:10) Целые народы и царства падают и исчезают с лица земли за свои грехи и неправды]
> Быт.8:4-21# [Окончание Потопа (4-14). Ной выходит из ковчега (15-18) и приносит благодарственную жертву (19-21).]
> Притч.10:31-11:12# [Правота, честность и благоразумие благоустрояют путь жизни, избавляют от бед и напастей, содействуют устроению общественного блага; нечестие и злонравие не только ведут к погибели тех, кто им предаются, но и оказывают пагубное влияние на общественное благосостояние...] /См. в "подвале" этого выпуска Быт.8 и Пр.11:1-14 в новом переводе Рос. Библ. Общества/

 

?> <.... Почему Бог терпит зло?> Почему <Он> не пресечет страдания
?> невинных людей, дав нам пример справедливости?

> Надо  прежде  всего  задать  вопрос:  имеем ли мы  право  переносить
> на  Творца  такие  вот  свойства  надзирателя? Потому что мы были бы
> тогда  не  людьми, не образом и подобием Божиим — мы были бы детским
> садом,  марионетками. Нам очень хочется, чтобы наверху сидел большой
> господин,  который  бы  всё  время  наблюдал  за нами и при малейшем
> нарушении тут же карал виновных и поощрял невинных. Этого нет. Этого
> не   должно   быть.   Человек,  по  замыслу,  является  соучастником
> божественного   творения.   Библия  называет  это  словом   «завет».
> «Завет»  —  это  церковно-славянское  слово,  по-русски оно означает
> «союз».   Союз   может  быть  с  каким-то  маломальски  равноправным
> существом.  Но если это существо — заводная кукла, то какой же может
> быть  с  ним  союз? Если его жестко запрограммировали на добро, если
> ему  не  дали возможность выбирать между добром и злом, тогда что же
> это  за  выбор?  Это  вроде тех «выборов», которые были у нас долгое
> время.

> Когда   не   будет   возможности  совершать  зла,  когда  всё  будет
> запрограммировано  в  одну  сторону,    то   у  человека   не  будет
> ни  завоеваний,  ни  подвигов,  ни личности,  ни свободы  —  ничего.
> Это  будет  просто <кукольный театр>, где невидимые руки дергают всё
> за ниточку.

> Вы  скажете:  а как удобно было бы, как чудесно, если бы нас дергали
> за  ниточку,  а мы бы себе дремали.  Но Бог не хочет этого!  Поэтому
> мы  ответственны. Создание человека — это особый акт природы, потому
> что  человек  является,   по  словам  знаменитого немецкого  мистика
> и  писателя  Новалиса,  мессией  природы.  Человек  —  это спаситель
> природы,  но  вместо  этого  он ее поганит, а может поступать иначе.
> Может иначе, и это будет обязательно, потому что мы только начинаем,
> мы  еще  троглодиты  эволюции.  Один  французский теолог сказал мне:
> «Самое страшное, что было в наши дни, это лагеря, и хотя человек там
> пал  страшно  низко,  хуже  животного  (и одно это может привить нам
> мизантропию,     презрение   к  человеку),   но  помните,   что  те,
> кто  мужественно  шли  на  смерть,  боролись,  шли в газовые камеры,
> повторяя "<Отче наш>", — это были тоже люди». Это были люди! Значит,
> человек   способен   побеждать  и  это.  Значит,  есть  в  нём  дух.
> <.....>  Пусть  это  немножко  выше нашего потолка,  но  ведь  идеал
> не  может  быть  приравнен  к средним  меркам   —  на то он и идеал,
> чтобы устремлять нас вверх.

> Какой  смысл  нам  проникать  в метафизический дальний план? Христос
> вовсе не объясняет, почему и отчего всё произошло, потому что мы Его
> не  поймем,    потому  что   рациональная  стихия  зла  в космосе  —
> это  абсурд,  потому  что  иррациональное  не может быть рационально
> объяснимо.  Объяснить  зло,  дать  логически ясную теодицею — значит
> сделать  зло  обоснованным,  а  оно необоснованно, как слепая стихия
> бунта,    как  темное  стремление против света. <...>  Темной стихии
> надо  противостоять.   Христос  учит нас не тому,  как произошло зло
> в мире, — это философия, —  а тому,  как жить в мире,  где есть зло.
> Он  сказал:  «В  мире  будете  иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил
> мир».

> Да,  у  нас  были ужасные годы, ужасные события, но не надо особенно
> гордиться  своими  ранами:  очень  трудной была судьба и германского
> народа,  и  многих  других  народов,  страдавших  под пятой тирании.
> Носясь со своими болячками, мы как-то забываем, что наш век есть век
> диктаторов,  что  при  Франко удавливали людей ни за что ни про что,
> что    был   Муссолини    (пусть  это,   конечно,   был  не  Сталин,
> но  всё-таки...).  Мир  бушевал. Мир, потерявший Бога, поклонившийся
> политическим  идолам,   пожал  полной  мерой  свое  идолопоклонство,
> плоды  своего идолопоклонства.  Вот в чём драма.  Человек отвернулся
> от  Бога  и  поклонился  идолу,   и  когда этот идол  на него  упал,
> мы   хотим,    чтобы  Господь  в  это  время  определял,   кто прав,
> кто   виноват.   Мы все связаны между собой.   Если бы не Гутенберг,
> мы не получили бы <книгопечатание>, если бы не Шарден, не слышали бы
> прекрасного о любви, если бы не Бах, мы не знали бы его божественной
> музыки.   Если  бы  не  моя  мать и ваша мать,  то мы не получили бы
> в  наследство  то, что мы получили. Все — дети, внуки, родственники,
> весь  человеческий  род  —  это  одна  семья.  Мы  соединены великой
> солидарностью.   Передается всё благое,  всё святое,  всё священное,
> всё   прекрасное!    Но   мы должны помнить,  что передается и злое.
> Если  человек  разлагает  свое  тело  наркотиками  и  потом  у  него
> рождается   ребенок-урод,    то   ребенок,    конечно,   не виноват,
> но  есть  нравственный  порядок,  закон,  потому  что  мы  все тесно
> связаны.    Мы  единая  система,   и  когда  страдает  один  `орган,
> это  отдается во всём  организме. <...>   Как  говорил  Достоевский,
> «все друг за друга в ответе». Это очень правильные слова. <....>

[ ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ  
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ (3)  
/М., 1999/  
www.alexandrmen.ru/books/voprosy/otvet_03.html  
www.krotov.info/library/13_m/myen/tso/vopr_03.html  ]

 

 

* "Зло", "Страдание" в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова":
                              www.krotov.info/spravki/temy/z/zlo.html
                        www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html
* Н.Бердяев: о жестокости и боли
  www.krotov.info/berdyaev/1918/sudba_22.html
* Он же: "Отношение христианства к страданию
                           двойственно и парадоксально..."
  а) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html#5
  б) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_08.html#страд
* Он же: "Я страдаю, значит, я существую..."
  www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_3_5.html#V
* Виктор Франкл: О смысле страдания
  www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*И вспомнил Бог про Ноя
и про тех животных, диких и домашних, что были с Ноем в ковчеге.
Бог послал на землю ветер, и воды отступили.
Закрылись жерла пучины, / закрылись небесные створы, /
и прекратился дождь.
И вода стала медленно уходить с земли.
На сто пятидесятый день вода начала спадать:
в семнадцатый день седьмого месяца
ковчег остановился на Араратских горах.
Вода медленно отступала; настал десятый месяц года.
В первый день десятого месяца показались вершины гор.
Прошло сорок дней.
Отворив сделанное им окошко, Ной выпустил наружу в`орона,
и пока земля не просохла, тот кружил, то улетая, то возвращаясь.
Следом Ной выпустил голубя, чтобы узнать, кончилось ли наводнение,
но голубь не нашел, на что сесть, и вернулся,
так как вся земля была еще под водой.
Ной протянул руку и взял голубя в ковчег.
Спустя семь дней он выпустил голубя снова.
Тот вернулся вечером - с листом маслины в клюве,
и Ной понял, что наводнение кончилось.
Он подождал еще семь дней, снова выпустил голубя,
и тот больше не возвращался.
На шестьсот первый год жизни Ноя,
в первый день первого месяца, вода спала.
Ной отворил ковчег и увидел, что вода сошла с земли.
В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла,
Бог сказал Ною:
- Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей.
И всех животных выведи -
и птиц, и скот, и живность, снующую по земле:
пусть земля будет ими полна,
пусть они будут плодовиты и многочисленны.
И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей,
а следом вышли звери, мелкая живность, птицы -
все обитатели земли, вид за видом.
Ной воздвиг жертвенник Господу
и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц.
Вдыхая запах жертв, Господь сказал Себе:
- Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей.
Хотя их мысли с самой юности устремлены к злу,
Я не стану больше истреблять всё живое.
Не прекратятся, доколе сто`ит земля:
сев и жатва, / холод и зной, / лето и зима, / день и ночь.*
(Быт.8)

* * *
*Лживые весы мерзки ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны.
За дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость.
Прямодушных ведет их непорочность, /
а вероломных губит их коварство.
Не поможет богатство в День Гнева, /
но праведность избавит от смерти.
Праведность и непорочность ведут прямой дорогой, /
а нечестивец падет в своем злодействе.
Праведность спасает прямодушных, /
а вероломные – в силках своих желаний.
Вместе с нечестивцем умрет его надежда, /
ожидания людей недобрых сгинут.
Праведник избежит беды, / а попадает в нее нечестивец.
Уста безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание.
Хорошо праведнику – и радуется город, / погибли нечестивцы – ликует.
Благословениями честных возводится город /
и рушится речами нечестивцев.
Глупец бесчестит ближнего, / а кто понимает – промолчит.
Сплетник раскрывает чужие секреты, /
а верный человек и словом не обмолвится.
Без наставления народ погибнет, /
а если советников достаточно – спасется.*
(Пр.11:1-14)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»