=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  4 марта ст.ст., ср  4-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.26:21-27:9# [Пророчество о судьбе Иудеи и соседних царств: Господь накажет за беззаконие жителей Земли, а Иудею - возлюбленный виноградник Свой - сохранит; Израиль расцветет, а поражавшие его будут наказаны; загладятся беззакония Иакова, его грех будет снят с него, когда он искоренит у себя идолопоклонство]
> Быт.9:18-10:1# [Сыновья Ноя; преступление Хама; проклятие Ноем Хама и благословение им Сима и Иафета; смерть Ноя, рождение его внуков]
> Притч.12:23-13:9# [Продолжение сопоставления праведных и нечестивых...]
 /См. в "подвале" этого выпуска.../

 

> Христианский   культ   представляет   собою   свободное   творчество
> человеческого  духа.   Поэтому  естественно  в  него  могут  входить
> и входят элементы и составные части, общие и иудейскому и языческому
> культам:    ничто  человеческое не чуждо ему.  Первоначальный культ,
> как  мы  видим,  имеет  много  сходного  с иудейскими синагогальными
> богослужениями.    Однако,   христианское  богослужебное  творчество
> не  есть  что-нибудь  произвольное, фантастическое, экстравагантное,
> оно управляется или подчиняется христианским принципам.

> Поклонение  Богу  должно  быть   "духом  и истиною" (Ин.4:24).  "Дух
> и истина" — вот основные принципы христианского богослужения. "Дух",
> т.е.  духовное,  мистическое,  таинственное, возвышенное; "истина" —
> верное,  точное  выражение или отражение духа, характера, содержания
> христианской религии, истинная символизация.

> Главное    содержание    христианской    религии    —   Сын   Божий,
> вочеловечившийся для спасения людей. Воплотившийся Бог — центральный
> предмет  христианского  культа.  Здесь  "дух  и  истина"  церковного
> богослужения:  "дух  и  вера"  в  существующего  от вечности и вечно
> рождающегося  от  Отца  Сына  Божиего; "истина" в том, что Сын Божий
> ради  человеческого  спасения  принял  истинную  (а  не  призрачную)
> человеческую  плоть;  в  этом заложена глубокая основа христианского
> символизма.     Развитие    христианского    догматического   учения
> и богослужебного культа шло параллельно.

> В  течение особенно двух веков - IV-го и V-го - учение о Сыне Божием
> поглощало  всё  внимание  целого  христианского  мира.   К раскрытию
> этого  учения  было  привлечено  всё  то,  что  могла дать эллинская
> образованность, наука, философия, диалектика. Развитие христианского
> вероучения  происходило  тогда  при  полнейшей  свободе,  при  самой
> благоприятной  атмосфере  —  не  только  при  признании христианства
> свободной религией,  но и покровительственной,  но и господствующей,
> и   государственной   (особенно со времени <императора> Феодосия I).
> В  эти  же  века  и  христианский  культ достигает своего блестящего
> развития.  Прекращение  гонений,  оживление  богословия под влиянием
> христологических  споров  и  расцвет  монашества не могли не оказать
> самого  благотворного   влияния   на развитие  богослужения  в IV-ом
> и V-ом в. Если уже к концу III-го века создается в некоторых Церквах
> твердый   и   сложный   чин,   кроме  литургии,   и  для  утреннего,
> как  важнейшего  богослужения,  то  в  два  следующие века такой чин
> слагается уже почти для всего нынешнего круга суточных служб. И хотя
> этот  чин  различен  у  отдельных  Церквей  и  последующему  времени
> он  передал  далеко  не всё из своего состава, тем не менее к началу
> VI-го века по всему Востоку вырабатывается тот довольно однообразный
> и  устойчивый  тип богослужения, или вернее — несколько таких типов,
> из видоизменения или слияниями которых к началу IX-го века наметился
> в  существенных    чертах   нынешний   чин  суточного  богослужения.
> Кроме  богослужебных  чинов, в богослужение входят таинства, обряды,
> весь  вообще сложный ритуал. Для создания этих частей культа сыграло
> свою громадную роль таинство воплощения, всё то глубоко­мистическое,
> таинственное  и  возвышенное   в  нём,    пред  чем   в  недоумении,
> в  благоговении  останавливается и человеческая мысль и воображение.
> Тварное  возвышается  к  небесному  и пополняется вечною, всемогущею
> силою   Божества,   смертное   воспринимается  бессмертным.  Задачею
> христианского  культового  творчества  являлось   поставить  в связь
> с горним миром всё то, что так или иначе касается христианской жизни
> в её широте и глубине. Обратить внимание на эту таинственную сторону
> в  христианском  учении,   и  особенно  с  IV-го  века,  располагало
> и   побуждало  бывших  язычников,   образованных  греков,   и именно
> с  IV-го  века устремившихся в христианскую Церковь, воспитанное ими
> еще в греческом культе чувство или влечение  ко всему  мистериозному
> в  олевзинских  и  других  таинствах  греческих и восточных культов.
> Особенно   соответствовали   настроениям   эллинов-христиан  и  были
> доступны  для  понимания  их,  таинства   —   крещение и причащение.
> В  первом случае, предварительное оглашение и только потом допущение
> к  таинству;   во  втором  случае   деление   на несколько  разрядов
> или  ступеней  —  оглашенных,  вместе  сто`ящих и верных, совершение
> таинства     при   запертых    дверях{Ср.  возглас:  "двери,  двери,
> премудростью вонмем."}  —  всё это вызывало аналогичные воспоминания
> о  порядках  и  действиях  в  древних, мистических культах, и знание
> последних помогало восприятию и усвоению первых. <....>

[ Михаил Поснов.  
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (II.V)  
www.Krotov/history/00/posnov/16_posn.html  ]

 

 

* Пособие к проведению Великого поста, день 24
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/053_gl24.html
    (http://mirror.stranger.com/yakov.works/yakov/3_vera/5_gr_lent/053_gl24.html)


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Проницательный таит свое знание, /
а глупцы выставляют свою дурь напоказ.
Прилежной руке – править, / ленивой руке – нести повинность.
Беспокойство изнуряет сердце человека, / а доброе слово – веселит.
Праведник укажет путь ближнему, /
а на стезях нечестивцев заблудишься.
Лодырю добычи не видать, / а у прилежного – богатство и достаток.
Стезя правды – к жизни, / а кривые пути – к смерти.
Мудрость сына – от отцовских наставлений, /
а наглец упреков не слышит.
Человек вкусит добрый плод своих речей, / а коварные живут насилием.
Кто свои уста стережет – жизнь сбережет, /
а кто несдержан на язык – себя погубит.
Лентяй всё ждет, да не дождется, / зато прилежный насытится.
Ненавидит праведник любую ложь, /
а нечестивец осрамится, опозорится.
Праведность выведет на прямую дорогу, /
а нечестие грешника с пути собьет.
Один, ничего не имея, притворится богачом, /
а другой, при богатстве немалом, – бедняком.
Богатство сохранит человеку жизнь, / зато бедный упрека не услышит.
Свет праведных радостно горит, / а светильник нечестивых гаснет.*
(Пр.12:23-13:9, нов.перев.)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»