Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 5 марта ст.ст., чт 4-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
> <...> быть человеком - это значит быть осознающим и ответственным. > Человеческая ответственность всегда оказывается ответственностью > за реализацию тех или иных ценностей - причем реализацию не только > "вечных", непреходящих, но и "ситуативных" ценностей (по Шелеру). > Возможности для реализации ценностей предоставляются человеку > в каждый момент самые различные, так же как и разные люди используют > эти шансы совершенно по-разному. Требование реализации > ценностей - требование, исходящее от мира ценностей и направленное > к миру человеческих судеб, - становится, таким образом, конкретным, > персональным и ежечасным призывом к каждому отдельному человеку. > Неповторимые возможности, предоставляемые каждому индивиду, > настолько же специфичны, как и возможности, заключенные в каждой > сложившейся исторической ситуации со всем ее неповторимым > своеобразием. > Различные ценности соединяются таким образом, что в результате > формируется конкретная специфическая задача для данного индивида. > Это соединение придает ценностям ту неповторимость, в которой каждый > человек видит серьезное и по-настоящему убедительное обращение > к нему лично - и ни к кому другому. До тех пор пока он не познает, > что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость > его собственного существования, он не сможет ощутить выполнение > своей жизненной задачи персонально обязательным и неотделимым > элементом собственной судьбы. > Обсуждая вопрос о смысле жизни, мы выдвинули три категории > ценностей. В то время как ценности <созидательные> актуализируются > в действии, ценности переживания реализуются в (относительно) > пассивном принятии мира (например, природы или искусства) > нашим сознанием. Ценности отношения, однако, актуализируются всюду, > где индивид сталкивается с чем-либо, навязанным судьбой, > чего изменить уже нельзя. Из того, каким образом человек принимает > такие печальные "подарки" судьбы, как он ассимилирует > все эти трудности в своей душе, проистекает неисчислимое множество > потенциальных ценностей. Это означает, что человеческая жизнь может > быть наполнена не только созиданием или наслаждением, > но и страданием. > Тот, кто преклоняется перед поверхностным культом успеха, очевидно, > не поймет и не примет этих соображений. Но как только мы дадим себе > труд остановиться и задуматься над собственными обыденными > суждениями о человеческом существовании, мы сразу же увидим, > что признаём ценность многих вещей вне зависимости от связанных > с ними успехов или неудач. Великие художники, в частности, хорошо > понимали и отражали в своих произведениях этот феномен внутренней > полноты и целостности, присущих человеку вопреки внешним неудачам. > Выразительный пример, который сразу же приходит в голову, описан > в повести Толстого "Смерть Ивана Ильича", где рассказывается история > некоего респектабельного государственого чиновника, который > оказывается потрясенным всей чудовищной бессмысленностью собственной > жизни, "прозрев" только перед лицом неожиданно надвигающейся смерти. > Но, постигая всю свою бессмысленность, в самые последние часы своей > жизни этот человек перерастает сам себя; он достигает такого > внутреннего величия, что оно освящает всю его предыдущую жизнь > и - несмотря на ее очевидную ничтожность - делает ее значительно > более осмысленной. Жизнь, таким образом, может приобрести > свой окончательный смысл не только в результате смерти (например, > героическая смерть), но и в самом процессе умирания. Не только > пожертвовав жизнью можно придать ей смысл - жизнь может наполниться > благородным смыслом даже в тот момент, когда она неожиданно > разрушается. > Несостоятельность поклонения успеху становится особенно очевидной, > если обратить внимание на нравственную проблему жертвенности. > Конечно, в тех случаях, когда человек совершает жертвенный поступок > на основе расчета, тщательно взвесив, в какой мере этот поступок > приблизит его к желаемому результату, жертвенность теряет всю свою > нравственную значимость. Настоящая жертвенность появляется только > там, где существует риск того, что наше пожертвование > может оказаться неоцененным или даже напрасным. Кто осмелится > утверждать, что человек, бросившийся в воду ради спасения > утопающего, действовал менее нравственно или даже безнравственно, > только потому, что оба утонули? Разве могли мы хотя бы предположить > этот риск, когда признавали любое спасательное в подобной ситуации > действие высоконравственным? Вспомним, какую высокую моральную > оценку мы выносили человеку, который всю жизнь героически боролся, > хоть и безрезультатно, и ушел из жизни героически, прожив ее > не напрасно. > Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла. Это становится > также очевидным, когда мы возвращаемся к нашему прошлому > и вспоминаем, скажем, периоды собственной влюбленности. Пусть каждый > честно спросит себя, решился бы он "вычеркнуть" из своей прошлой > жизни периоды несчастной любви, со всеми их сомнениями > и страданиями? Большинство из нас, конечно же, такого не сделает. > Полнота страдания никогда не кажется нам недостатком осмысленности. > Напротив, человек растет и мужает в результате страданий; > его несчастная любовь приносит ему больше, чем могло бы дать целое > множество любовных побед.
* Свящ. Александр Мень о значении рассказа о вавилонской башне с. Христ.Просвещ./trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0 * Митр. Сурожский Антоний: к чему призван человек? башня от земли до неба с. Христ.Просвещ./rasylka/003/390.htm#0 * Пособие к проведению Великого поста, день 25 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/054_gl25.html (http://mirror.stranger.com/yakov.works/yakov/3_vera/5_gr_lent/054_gl25.html)
*Во всем мире в ту пору был
единый язык, одни и те же слова. * * * * * * |
|
![]() |