=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  5 марта ст.ст., чт  4-ой седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
> Ис.28:14-22# [Пророк обращается к правителям Иерусалима, которые думали, что бедствия не коснутся их, поскольку они "заключили союз с преисподней" (с языч. народами); они оставили надежду на Бога, Который один только и есть надежная опора и защита ото всех бедствий; Господь разрушит их замыслы, буря постигнет нечестивых, Господь встанет и разгневается; тогда не будет места радости, ибо близко время решительного и скорого суда Божьего над Иудеей]
> Быт.10:32-11:9# [Строительство Вавилонской башни, Господь "сходит" и "смешивает языки" народов и рассеивает их по Земле]
> Притч.13:20-14:6# [Продолжение сопоставления праведных с нечестивыми: желания праведника приятны для души, общение с мудрыми дает мудрость (20-21); праведнику воздается добром, он живет в богатстве, оставляет наследство и внукам (22-24,26); любя сына, он с детства наказывает его (25); он боится Господа, его уста всегда являют правду и охраняют его (2-5); у злого не найдешь мудрости (6)]  /См. в "подвале" этого выпуска Быт.11:1-8 и Пр.13:20-14:6 в новом переводе Рос. Библ. Общества /

 

> <...>  быть  человеком - это значит быть осознающим и ответственным.
> Человеческая  ответственность  всегда  оказывается  ответственностью
> за  реализацию  тех или иных ценностей - причем реализацию не только
> "вечных",  непреходящих,  но  и "ситуативных" ценностей (по Шелеру).
> Возможности  для  реализации  ценностей   предоставляются   человеку
> в каждый момент самые различные, так же как и разные люди используют
> эти    шансы    совершенно    по-разному.    Требование   реализации
> ценностей - требование,  исходящее  от мира ценностей и направленное
> к  миру человеческих судеб, - становится, таким образом, конкретным,
> персональным  и  ежечасным  призывом  к каждому отдельному человеку.
> Неповторимые    возможности,   предоставляемые   каждому   индивиду,
> настолько  же  специфичны,  как  и возможности, заключенные в каждой
> сложившейся   исторической   ситуации   со   всем   ее  неповторимым
> своеобразием.

> Различные  ценности  соединяются  таким  образом,  что  в результате
> формируется  конкретная  специфическая  задача для данного индивида.
> Это соединение придает ценностям ту неповторимость, в которой каждый
> человек  видит  серьезное  и  по-настоящему  убедительное  обращение
> к  нему  лично - и ни к кому другому. До тех пор пока он не познает,
> что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость
> его  собственного  существования,  он  не  сможет ощутить выполнение
> своей   жизненной  задачи  персонально  обязательным  и  неотделимым
> элементом собственной судьбы.

> Обсуждая   вопрос   о  смысле  жизни,  мы  выдвинули  три  категории
> ценностей.  В то время как ценности <созидательные>  актуализируются
> в   действии,  ценности  переживания  реализуются  в  (относительно)
> пассивном    принятии    мира   (например,   природы  или искусства)
> нашим  сознанием. Ценности отношения, однако, актуализируются всюду,
> где   индивид   сталкивается   с  чем-либо,    навязанным   судьбой,
> чего  изменить  уже нельзя. Из того, каким образом человек принимает
> такие   печальные    "подарки"    судьбы,    как   он   ассимилирует
> все  эти  трудности в своей душе, проистекает неисчислимое множество
> потенциальных  ценностей. Это означает, что человеческая жизнь может
> быть   наполнена    не  только    созиданием    или    наслаждением,
> но и страданием.

> Тот,  кто преклоняется перед поверхностным культом успеха, очевидно,
> не  поймет и не примет этих соображений. Но как только мы дадим себе
> труд   остановиться   и   задуматься   над  собственными  обыденными
> суждениями  о  человеческом  существовании,    мы  сразу же  увидим,
> что  признаём  ценность  многих вещей  вне зависимости  от связанных
> с  ними  успехов  или неудач. Великие художники, в частности, хорошо
> понимали  и  отражали  в своих произведениях этот феномен внутренней
> полноты  и  целостности, присущих человеку вопреки внешним неудачам.
> Выразительный  пример,   который сразу же приходит в голову,  описан
> в повести Толстого "Смерть Ивана Ильича", где рассказывается история
> некоего    респектабельного   государственого   чиновника,   который
> оказывается потрясенным всей чудовищной бессмысленностью собственной
> жизни, "прозрев" только перед лицом неожиданно надвигающейся смерти.
> Но,  постигая всю свою бессмысленность, в самые последние часы своей
> жизни  этот  человек  перерастает  сам  себя;  он  достигает  такого
> внутреннего  величия,  что  оно  освящает  всю  его предыдущую жизнь
> и  -  несмотря  на  ее очевидную ничтожность - делает ее значительно
> более   осмысленной.    Жизнь,   таким  образом,   может  приобрести
> свой  окончательный  смысл  не только в результате смерти (например,
> героическая  смерть),  но  и  в  самом  процессе умирания. Не только
> пожертвовав  жизнью можно придать ей смысл - жизнь может наполниться
> благородным   смыслом  даже  в  тот  момент,  когда  она  неожиданно
> разрушается.

> Несостоятельность  поклонения  успеху становится особенно очевидной,
> если   обратить  внимание  на  нравственную  проблему  жертвенности.
> Конечно,  в тех случаях, когда человек совершает жертвенный поступок
> на  основе  расчета,  тщательно  взвесив, в какой мере этот поступок
> приблизит  его  к желаемому результату, жертвенность теряет всю свою
> нравственную  значимость.  Настоящая  жертвенность появляется только
> там,     где   существует   риск   того,    что  наше  пожертвование
> может  оказаться  неоцененным  или  даже  напрасным.  Кто  осмелится
> утверждать,   что   человек,   бросившийся   в  воду  ради  спасения
> утопающего,  действовал  менее  нравственно или даже безнравственно,
> только  потому, что оба утонули? Разве могли мы хотя бы предположить
> этот  риск,  когда признавали любое спасательное в подобной ситуации
> действие   высоконравственным?  Вспомним,  какую  высокую  моральную
> оценку  мы  выносили человеку, который всю жизнь героически боролся,
> хоть   и  безрезультатно,   и  ушел  из жизни героически,  прожив ее
> не напрасно.

> Недостаток  успеха никогда не означает утрату смысла. Это становится
> также  очевидным,   когда   мы   возвращаемся   к  нашему   прошлому
> и вспоминаем, скажем, периоды собственной влюбленности. Пусть каждый
> честно  спросит  себя,  решился  бы он "вычеркнуть" из своей прошлой
> жизни   периоды   несчастной   любви,    со  всеми   их   сомнениями
> и  страданиями?  Большинство  из нас, конечно же, такого не сделает.
> Полнота  страдания никогда не кажется нам недостатком осмысленности.
> Напротив,  человек  растет   и   мужает   в  результате   страданий;
> его  несчастная  любовь приносит ему больше, чем могло бы дать целое
> множество любовных побед.

[ Виктор Франкл. ОБЩИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  
(2. О смысле страдания)  
www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html  ]

 

 

* Свящ. Александр Мень о значении рассказа о вавилонской башне
                с. Христ.Просвещ./trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0
* Митр. Сурожский Антоний:
  к чему призван человек? башня от земли до неба
         с. Христ.Просвещ./rasylka/003/390.htm#0

* Пособие к проведению Великого поста, день 25
    www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/054_gl25.html
    (http://mirror.stranger.com/yakov.works/yakov/3_vera/5_gr_lent/054_gl25.html)


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Во всем мире в ту пору был единый язык, одни и те же слова.
Идя с востока, люди достигли равнины в стране Шинар и там поселились.
— Сделаем из глины кирпичи и обожжем их в огне, —
сказали они друг другу.
И они стали использовать кирпичи вместо камня,
а вместо известкового раствора — асфальт.
— Построим город с башней до неба, — сказали люди. —
Так мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться по свету бесследно.
Господь сошел вниз посмотреть на город и башню,
над которыми трудились люди. И сказал Господь:
— Единый народ, у всех один язык.
И ведь это только начало их дел!
За что ни возьмутся — им все под силу!
Так сойдем же к ним и смешаем их речь,
чтобы они перестали понимать друг друга!
И рассеял их Господь по свету — так они и не достроили свой город.*
(Быт.11:1-8)

* * *
*С мудрецами общаясь, станешь мудрее, /
а повелся с глупцами – не минуешь беды.
За грешником ходит беда, / а праведнику воздается добром.
Богатство достойного детям и внукам достанется, /
а что нажил грешник – праведнику пойдет.
Пусть и обилен урожай бедняка, / беззаконие его похитит.
Кому жалко розгу, не жалко сына, /
а кто сына любит, не забудет вразумить.
Праведник ест досыта, / а в животе у нечестивых пусто.
Женская мудрость возводит дом, /
а женская глупость – сама его рушит.
Кто боится ГОСПОДА, ступает прямо, / а кто Его презирает – петляет.
Болтовня гордеца – это плеть для него, /
а речи мудрецов – это стража для них.
Нет волов – и пусты закрома, / а при могучих быках урожай обилен.
Верный свидетель не обманет, / а нечестный свидетель дышит ложью.
Ищет наглец мудрости, да не сыщет, /
а сметливому легко дается знание.*
(Пр.13:20-14:6)

* * *
"Как высоки небеса над землей, / сильна милость Господа к боящимся Его;
как отстоит восток от запада, / отдалил Он от нас беззакония наши".
(Пс.102)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»