Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 8 марта ст.ст.,
ВС 4-ое Великого поста;
> Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, > говорит в одном из своих писаний: +Мы не будем судимы, братия, > мы не будем осуждены за то, что не творили чудес или не возглашали > пророчеств; но мы осудимся за то, что не оплакивали своих грехов > всю нашу жизнь...+ > Что же такое грех, если он должен родить в нас такое сокрушение > сердечное, чтобы эта сердечная боль – не омрачала, но вдохновляла > всю нашу жизнь? > Мы часто думаем, что грех – это нарушение нравственного закона, > нарушение долга, неправый поступок. Но в грехе есть нечто гораздо > более основное, что поистине должно вызывать у нас печаль, и более > чем печаль: глубокую, острую боль. > Грех – это неверность, грех – это измена, измена и неверность > и нелояльность Богу; потому что грех означает, что когда бы Бог > ни обращался к нам, слова Его были маловажны, несущественны для нас, > хотя говорил Он к нам из всей Своей Божественной любви, чтобы явить > нам, как много мы для Него значим. Как высоко Он ценит нас, > если отдал всю Свою жизнь и всю Свою смерть для того, чтобы спасти > нас, и чтобы мы поверили в Божественную любовь! > Поэтому, когда мы грешим, это означает, что мы отворачиваемся > от Того, Кто полюбил нас на жизнь и на смерть: и, как следствие, – > что Его жизнь и Его смерть слишком незначительны для нас, чтобы > мы отозвались на них с любовью, отозвались верностью и преданностью. > И вот, в результате такого отношения мы беспрерывно нарушаем > те законы жизни, которые ведут к жизни вечной, которые сделали бы > нас подлинно, совершенно человечными – как Христос был подлинным > человеком – в полноте гармонии между Богом и нами. > Но все конкретные грехи, которые мы совершаем постоянно, небрежность > друг ко другу, безразличие друг ко другу, то, как легко мы судим > и осуждаем, как отворачиваемся от нужды других, как мы небрежны > к любви, предложенной и отдающейся нам, или к материальной > и духовной нужде вокруг нас – всё это от холодности наших сердец. > И не напрасно говорит Христос в сегодняшнем Евангелии: +Такой дух > изгоняется только молитвой и постом+. Пост означает, что нужно > отвернуться от +всего+, что соблазнительно прельщает нас и отвлекает > прочь от любви, от лояльности и верности и разрушает нашу цельность. > А молитва – это общение с Живым Богом, Который есть Любовь, и в Ком > Одном только мы можем найти силы и крепость любить. > Понятно, поэтому, что когда человек, приводивший своего припадочного > ребенка к ученикам, обратился ко Христу и сказал: Они не могли > исцелить его, – Христос ответил: +Приведи его ко Мне!..+ Если только > нас не приведут ко Христу, все остальные усилия будут тщетны. > И у нас может возникнуть вопрос: неужели мы так далеки от Бога, > что должны оплакивать это разобщение в течение всей жизни?.. Но кто > из нас посмел бы сказать, что сердце его в каждое мгновение жизни > горит любовью и глубоким чувством пребывания с Богом, чувством > близости Божией, общения с Ним? > По отношению к Богу мы должны бы быть наподобие влюбленных, когда > во всякое мгновение, ночью и днем, наяву и во сне сердце ликует > и трепещет любовью, которая переполняет его до краев, которая есть > радость и ликование, мир и покой, крепость и дерзновение; такая > любовь, когда мы можем глядеть вокруг себя и видеть каждого в новом > свете, видеть Божественный образ, сияющий в каждом, кого > мы встретим, и ликовать о нём. > Если же мы спросим себя: как далеки мы от Бога? – и даже не сумеем > понять, каково это расстояние, потому что у нас так мало опыта > близости с Ним, то поставим перед собой вопрос: какое расстояние > отделяет меня от людей, меня окружающих? Сколько во мне есть > верности, самоотдачи, сколько радости о ближнем? И, напротив, > сколько во мне осуждения, безразличия, небрежности, забывчивости?.. > И тогда мы сможем сказать: если +это+ <есть> во мне, значит, Бог > для меня не средоточие всего. Бог для меня +не+ Господь, > владычествующий в моем сердце, и уме, и всем моем существе и жизни. > И если мы подумаем о том, как мы колеблемся между зовом Божиим > и хотениями нашего человечества, как мы прельщаемся злом, мы можем > снова сказать: +как я+ далек, +как я+ далека... > И если только мы не найдем этой гармонии с Богом, мы будем > оставаться разделенными и сломленными внутри самих себя; пока > мы не нашли этой гармонии +в Боге+, мы будем разделены и друг > от друга. > Вот почему святой Иоанн Лествичник зовет нас обратить абсолютное > внимание на то, как мы относимся к Богу; потому что от этого зависит > все остальное. Бог – как ключ гармонии, благодаря которому можно > расшифровать и спеть мелодию; Бог, – говорит другой писатель, – > как тонкая нить, связующая вместе цветы, которые иначе распадутся: > как цветы, даже добродетели, даже красота, даже правда распадаются > на куски, если нет этой дивной любви, ликования и радости, которые > даются нам только в общении с Богом, потому что +Он+ есть любовь, > Он есть жизнь. Он есть правда, Он – радость, и свет, и ликование. > Обратимся поэтому к тому покаянию, о котором говорит святой Иоанн > Лествичник: не к пустому оплакиванию прошлого, не к праздному, > бесплодному сожалению о том, что мы не таковы, какими хотели бы > быть; но к покаянию, которое есть +крик+ к Богу: +Приди, Господи, > и приди скоро!..+ И если мы будем кричать от всего сердца, от всего > ума, от всей +нужды+ нашей, – +придет+ Господь, и в общении с Живым > Богом мы обретем себя, и всё станет красотой: мы вступили в Царство > Божие. Аминь.
* Митр. Антоний Блум: другие проповеди в 4-е воскр. Поста: 2 проп. в сб. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА: www.orc.ru/~m_antony/inname/in_87.htm только что впервые опубликованная проповедь: www.mitras.ru/archive/040321.htm * В.Н.Кузнецова: Комм. на Мк.9:28-29 (средство против беса) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/393.htm#0 * Игумен Евмений Перистый о власти убеждений над человеком с. Христ.Просвещ./rasylka/002/177.htm#0
*Один человек ответил из толпы: * * * |
|
![]() |