Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 14 марта ст.ст., сб
5-ой седмицы Великого поста;
> =Христос= – это греческое слово, которым переводится еврейское > «Маш`иах» (арамейское «Меш`иха»), на греческом оно транскрибируется > как «Месс`иас» (русское «Мессия»). Слово это означает > =«помазанник»=, потому что по древнему обычаю царей, а также > пророков и первосвященников помазывали оливковым маслом в знак того, > что Бог даровал им силу и возможность исполнить возложенную на них > миссию. Например, Исайя назвал так персидского царя Кира, > разрешившего народу Израиля вернуться из плена, а Иосиф Флавий – > римского императора Веспасиана, захватившего Иерусалим. > Но обычно под словом «Мессия» понимался долгожданный царь из рода > Давида, который, по мнению народа, свергнет иноземное иго > и восстановит былое могущество Израиля. Вот как об этом говорится > в знаменитом 17-м Псалме Соломона {Псалмы Соломона, созданные > в I веке до н.э., не входят в канон Священного Писания}: «Опояшь его > силой, чтобы он сотряс неправедных правителей и очистил Иерусалим > от народов, которые попирают его вплоть до разрушения... Жезлом > железным он разобьет на куски их могущество, он разрушит безбожные > народы словом уст своих; от укора его народы побегут перед ним, > и он обличит грешников за помыслы их сердца» (ст.21-22). > Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца > всё чаще видится в эсхатологическом свете: он явится в конце времен, > перед наступлением Царства Бога, и принесет не только победу > над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. > С его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья > и изобилия. > К первому веку, кроме такого традиционного представления > о происхождении Мессии, появляются и другие, особенно > в неортодоксальных кругах. Юстин Мученик свидетельствует о таких > верованиях: «Мессия, даже если уже родился и существует, неизвестен > и даже сам о себе не знает и не имеет никакой силы, пока Илия > не помажет Его и не сделает Его известным всем». В апокалиптической > 4 Книге Ездры говорится о том, что Сын человеческий, который там же > назван Мессией, выйдет из моря. В ХХ веке в Кумране, в пещерах > около Мертвого моря, были найдены многочисленные документы, > из которых можно заключить, что благочестивые отшельники, жившие > в I веке до н.э. – I веке н.э., ожидали двух Мессий (Мессию-Царя > из рода Давида, так называемого Мессию Израиля, > и Мессию-Первосвященника, или Мессию Аарона, а возможно, > даже третьего – Мессию-Пророка). Но вряд ли кто-то мог предполагать, > что может прийти такой Помазанник, как Иисус, никто и представить > не мог Мессию страдающим и умирающим позорной смертью на кресте. > Вероятнее всего, в Своей земной жизни Иисус никогда не называл себя > титулом Мессии, опасаясь, как бы люди не стали видеть в Нём прежде > всего политического вождя. Когда Церковь вышла за пределы Палестины > в страны, где понятие Помазанника не было укоренено в сознании > людей, этот титул постепенно стал пониматься как второе имя Иисуса.
* Пособие к проведению Великого поста, день 34 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/063_gl34.html
*Иисус пошел с учениками в
селения близ Кесарии Филипповой. * * * |