Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 22 марта ст.ст., (В этом году дата празднования Пасхи у католиков и православных совпадает, т.о. совпадает дата и сегодняшнего праздника)
> Праздники бывают разные. Мы сейчас встречаем праздник Входа Господня > в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного > года. Казалось бы — всё в нём торжество: Христос вступает в Святой > Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать > своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом: > разве здесь есть что-то трагическое? > Увы, есть! Потому что всё это торжество, всё это ликование, все эти > надежды построены на недоразумении, на непонимании... И та же самая > толпа, которая сегодня кричит: “Осанна Сыну Давидову!” <...>, > в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом, > и будет требовать Его распятия. > Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая > в Иерусалим, Христос возьмет в Свои руки +власть земную+; > что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ > от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут > противники, отомщено будет всем... > А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя > к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, > поворачивают весь народ +против+ Него; Он их во всём разочаровал; > Он — не ожидаемый. +Он не тот+, на которого надеялись. И Христос > идет к смерти... > Но что же остается одним и что завещавает +нам+ Христос Своей > смертью? > В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет > их судьба, когда они пройдут +мимо+ Него, не узнав Его, > не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: +Се, оставляется > дом ваш пуст+; отныне — +пуст+ ваш +храм+; <...> опустела душа; > опустели надежды; всё превратилось в пустыню... > Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню > в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе — > пепел, единственное, что может сделать человеческое общество > полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни > стремиться полноводной рекой к своей цели — это присутствие Живого > Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который > настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а всё, > в каком-то отношении, +так+ мало перед Ним, а в каком-то смысле > всё так значительно — как перед любовью: самые мелкие, незаметные > слова так дороги и значительны, а большие события иногда > так ничтожны в таинстве любви. > +Оставляется вам дом ваш пуст...+ Народ искал земной свободы, земной > победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать > и побеждать... И что осталось от этого поколения? Что осталось > от Римской Империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели > в руках власть и думали, что +никогда+ она не отнимется у них? — > +Ничто+. Порой — могилы; чаще — чистое поле... > А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. > Перед лицом непонимающих Его Он непонятен: Он +всё+ мог; Он мог > эту толпу, которая Его +так+ восторженно встречала, собрать воедино, > из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого > отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил > как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, > среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, > пепел которых давно рассеяны ветром пустыни... > А +нам+ завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что кроме любви, > кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть > на земле — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое > достоинство так велико, что Бог может стать человеком, не унизив > Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, > что страданье не может разбить человека, +если только+ он умеет > любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни > можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: +Приди, Господи — > и приди скоро!...+ > Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые > зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может > создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может > превратить страшную пустыню жизни в цветущий сад. > И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно > видеть, что целый народ встречал +Живого Бога+ пришедшего +только+ > с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что > +не до любви+ было, потому что не любви они искали, потому что > страшно было так любить, как заповедал Христос — до готовности жить > для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали > земного. Осталась пустыня, пустота, ничто... > А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали > любовь — и +ничтожество+, которые захотели любить ценой своей жизни > и ценой своей смерти, те получили по неложному обетованию Христа > ЖИЗНЬ, жизнь +с избытком+, победную, торжествующую жизнь... > Праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас > празднуем — это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется > дом их пуст, другие входят в дом Божий и +становятся+ сами храмом > Святого Духа, домом жизни. Аминь.
> ============== ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: > * Еще 2 проповеди митр. Антония: www.mitras.ru/inname/in_92.htm www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#16 * Яков Кротов: Мария увидела, что Иисус уже начал умирать... с. Христ.Просвещ./rasylka/003/409.htm#0 (сокращ.) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm * В.Кузнецова излагает возможную причину возмущения Иуды: с. Христ.Просвещ./rasylka/004/706.htm#stormzov * Яков Кротов: Современному человеку не хватает в евангельском повествовании психологизма... www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_13.htm * Он же: что мы празднуем, отмечая Вход Господень в Иерусалим? с. Христ.Просвещ./rasylka/003/406.htm#0 * Он же: Хвала младенцев... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/045-53.htm#N51 * Вениамин Блаженный (Айзенштадт): Ослик Христов (стихи) www.Krotov.info/libr_min/p/poezia/blachen.html#32
*Имеющий
престолом небо / и подножием землю, / * * * |
|
![]() |