=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 26 марта ст.ст., Великий (Страстной) Четверг,
воспоминание Тайной Вечери.
литургические чтения: 1Кор. 11:23-32#;
Мф. 26:1-20#; Ин. 13:3-17#; Мф. 26:21-39#; Лк. 22:43-45#; Мф. 26:40-27:2# .

=продолжение. см. вып. 730=

> Пророк  Иеремия (31,32) предсказывал, что установление Нового Завета
> будет  непохоже  на  начало  Ветхого;   и   в  самом деле  мы  видим
> две  разительно  отличающиеся  картины. Там  —  грозные уступы Синая
> и  т`олпы  народа,  которые не дерзают приблизиться к подножию горы;
> здесь  —  полутемная горница и Учитель в окружении Двенадцати. Там —
> раскаты  грома  и  трубные  звуки;  здесь  — тихий голос Назарянина,
> произносящего   таинственные   слова.   У   Синая  —  лишь  надежда,
> обетование,   прообраз  (сам  Моисей  не  в  силах  созерцать  Славу
> Господню);  на  Вечери  же Мессия делит трапезу с теми, кто возлюбил
> Его, и говорит им: «Видевший Меня — видел Отца».

> Знаменательно,    что   на  древних   иконах  «Троицы»  (в том числе
> и  св.  Андрея Рублева)  главная тайна христианской веры  изображена
> в  виде  трапезы  Трех, соединенных любовью. Из всех обычаев религии
> Завета  Христос  избрал  именно сакральную трапезу, чтобы сделать ее
> основополагающей  мистерией  Церкви.   Она призвана включить  верных
> в незримый круг любви и соединить с Ним — Господом и Учителем...

> Таково происхождение Евхаристии. 

> Как   мы   говорили,    Литургия   пришла   к  нам   непосредственно
> из евангельских времен.  Она переносит нас в ту ночь,  когда Господь
> в последний раз перед смертью беседовал с учениками.

> Во  всём  следуя  порядку, установленному на братских вечерях, Иисус
> пел  псалмы,    произносил   благодарственные   молитвы   над пищей,
> но  уже  не  пасхальный  агнец  знаменовал Завет, а Он Сам — Мессия,
> Богочеловек. В Нём совершалось примирение людей с их Создателем.

> Встревоженные  и  смущенные,   смотрели  апостолы  на Христа,  когда
> в  конце трапезы Он взял в руки  традиционную   «чашу  благодарения»
> и  к  обычным  словам   добавил:    «Сия   чаща   есть  Новый  Завет
> в  Моей Крови», когда, разламывая пасхальный опреснок, Он назвал его
> Своим Телом.

> Так  жертвы  всех  веков  нашли  исполнение  и завершение в сионской
> горнице,  так  тоска  о  близости  к  Богу  утолилась  Благодарением
> Христовым, Его евхаристической Жертвой-Трапезой.

> Сына  Человеческого  ждала  Голгофа.  Ее  предрекали слов`а о Крови,
> которая  будет  пролита,  о  Плоти,  которая  пройдет  через смерть.
> Но  страдания Христовы — не просто гибель Праведника, м`ука Его души
> и   тела,   а   непостижимое   отождествление   Святого   с   падшим
> человечеством.   Свет  нисходит  во тьму.  В лице Иисуса Бог  «берет
> на Себя грехи мира».

> Никакие  слова  не  могут  вместить эту тайну. Одно лишь постигается
> верой:  в  <сотворении  мира>  проявилась  любовь  Божия,  и  она же
> действует в Страстях «нашего ради спасения».

> Став  одним  из  нас,  приблизившись к нам?  Богочеловек погружается
> в  трагическое  земное  бытие,  в мир, где властвует зло. Воплощение
> неизбежно ведет ко Кресту. Новый Завет скрепляется Кровью Мессии.

> То,  что произошло на Лобном месте и  в саду  Иосифа  Аримафейского,
> не  изменило видимого порядка вещей, но в сокровенной глубине сущего
> совершило  великий перелом. Галилейский Наставник, в Котором обитает
> божественное  Слово,  «Первенец из мертвых»,  приносит Царство Божие
> на  землю.    В  него  могут войти все,  кто свободно принял Христа,
> кто нашел в Нём Путь, Истину и Жизнь.

> Вечеря  Сына  Божия становится мистической трапезой единения Церкви.
> Сам Господь заповедал «творить» ее в память о Нём. Приступая к Чаше,
> последователи  Христа, как говорит апостол Павел, «возвещают» смерть
> Спасителя. Это не обычное «воспоминание» о минувших событиях. Всякий
> раз    Таинство    знаменует   подлинное   пребывание   Богочеловека
> в Его Церкви.

> Хлеб  и  вино!  Простая  человеческая пища — то, чем мы поддерживаем
> жизнь...  Но в Евхаристии они — Жертва Завета, через которую Христос
> снова  воплощается  среди  нас. С тех пор непрестанно священная Чаша
> вознесена над миром:  в древних катакомбах и средневековых  соборах,
> в центре огромного города и в лагере смерти,  во тьме полярной  ночи
> и  в  сердце пустыни.  Благодатная  сила  таинства  как бы  объемлет
> нашу   планету,    следуя   вместе с солнцем  от востока  до запада.
> Земля совершает свой бег, но нет ни одного часа, когда бы Евхаристия
> не возвещала о радости Искупления...

> «Мы  должны понять,  —  говорит протопресвитер Николай Афанасьев,  —
> что  в Церкви нет священнодействий, которые совершаются сами по себе
> или  над  отдельными  членами  вне остальных членов,  но что  всегда
> и   везде    священнодействует   Церковь  как собрание  верующих»{}.
> Это  в  первую  очередь  относится  к  Литургии.  Недаром само слово
> «литургия»  означает  «общее  дело». Такие выражения, как «отстоять»
> или  «прослушать»  обедню,  свидетельствуют  об  утрате христианским
> сознанием изначального смысла Евхаристии.

> Даже  если  человек,  находясь  в  храме,  не  причащается, он может
> глубоко  пережить  таинство, духовно, внутренне соучаствовать в нём.
> Но  для  этого важно знать его истоки, символику и строй, тем более,
> что  часть  важнейших  молитв  стоящие  в  храме  не слышат, а одних
> «возгласов»    священника   недостаточно,   чтобы   понимать   смысл
> происходящего{}.

> * * *

> Хотя детали евхаристического обряда  на протяжении  веков  менялись,
> но  сущность таинства и его библейская первооснова всегда оставались
> неизменными.

[ Cвящ. Александр Мень. ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ (III)  
www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_3.htm  ]

 

 

* В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.26:17-30
  (Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора):
     с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/2617-30.htm#0
  +отдельно только к Мф.26.26-29 (Заключение Нового Договора):
                       с. Христ.Просвещ./rasylka/003/410.htm#0
* Х.Яннарас о Евхаристии как воспоминании Тайной Вечери
                с. Христ.Просвещ./rasylka/002/055.htm#0


Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Я от самого Господа узнал то, что потом передал вам:
Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб,
поблагодарил за него Бога, разломил и сказал:
"Это Мое тело, которое за вас отдается.
Делайте так в память обо Мне".
Точно так же Он взял чашу после ужина и сказал:
"Эта чаша — Новый Договор с Богом, скрепленный Моей кровью.
Каждый раз, когда будете пить из нее, делайте это в память обо Мне".
Это значит, что всякий раз,
когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу,
вы возвещаете смерть Господа —
до тех пор, пока Он не вернется.
Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши
неподобающим образом,
виновен перед телом и кровью Господа.
Но пусть человек сам сначала испытает себя,
а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу,
потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела,
ест и пьет свой приговор.
Вот почему среди вас так много слабых и больных, да и умерло немало.
А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог.
Но когда Господь так нас судит и наказывает,
Он исправляет нас, чтобы не осудить вместе с остальным миром.*
(1Кор.11:23-32)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»