Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 28 марта ст.ст. 2004г., Великая
Суббота,
> <..> когда пpишла полнота вpемен, <солидаpность Бога с человеком> > наиболее совеpшенно пpоявляется в Воплощении Сына Божия, Котоpый > становится Сыном Человеческим; и это не пpосто солидаpность извне, > будто с дpугом, она становится таким единством, что человек и Бог > оказываются связанными одной судьбой, неpазpывно. Можно было бы > сказать, что Бог обpетает <бытие> во вpемени и в пpостpанстве > и общую с человеком судьбу, и вместе с тем человек в таинстве > Воплощения пpевосходит, пpеодолевает вpемя и пpостpанство и уже > вступает в тайну вечности, пpишедшей в Лице Того, Кто есть Альфа > и Омега, начало и конец всего. > <...> Как далеко <идет солидарность Христа>? Кого она обнимает? Кого > она охватывает? <...> Когда мы думаем о человечестве Христа, > мы постоянно говорим: да, Он уподобился нам, Он родился, рос, > Он испытывал голод и жажду, Он уставал, Его окружала любовь > и ненависть; Он отзывался радостью или горем – и в конечном итоге, > Он умер... И нам порой, кажется, что высшее проявление > этой солидарности – Его смерть. На самом деле, эта предельная > солидарность включает нечто еще большее. > Вы, наверное, помните, как апостол Павел нам говорит, что смерть – > расплата за грех - грех как разделенность от Бога. Смерть – > результат этой разделенности; никто не может умереть, если не познал > эту разделенность. И предельная трагедия, высшая трагедия, благодаря > которой мы можем благоговеть перед нашим Богом и уважать Его, в том, > что ради того, чтобы разделить нашу судьбу, Он принял даже и это. > Вспомните крик, который Он испустил на Кресте, самый трагичный вопль > Истории: “Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?” В Нём как бы > померкло сознание Его Божества, и в этом “метафизическом обмороке” > Сын Человеческий разделяет ужасную судьбу человека, который потерял > Бога и от этого умирает; Он остался без Бога... > Ту же мысль мы выражаем уже не словами Евангелия, а в терминах > Апостольского Символа веры, когда говорим, что Христос “сошел > во Ад”. Ад, о котором идет речь, <...> <это> Шеол, место, где Бога > нет, место радикального Его отсутствия... Да, Христос потерял Бога > из солидарности с человеком – и Он сходит туда, куда сходят > все люди: в окончательную и полную пустоту разлученности. Он сходит > туда как человек, но вместе со Своим человечеством вносит туда > полноту Божественного присутствия; и Ада, как его понимал древний > Израиль, больше нет. > И тогда мы можем понять, что означает эта солидарность: > Он согласился принять на Себя, подъять, усвоить Себе не только > физическую смерть, но глубинную причину этой смерти, а именно, > потерю Бога; можно было бы сказать, употребляя слово > в его этимологическом значении, – атеизм, безбожие... Видите, > как далеко идет эта солидарность: не только Бог соединяется > с человеком, не только Он не делает различия между добрыми и злыми – > теми, кого общество принимает и кого оно отбрасывает, – > Он соглашается усвоить Себе сердцевину человеческого ужаса, > отсутствие Бога, чтобы быть с нами в самой глубине этого отсутствия. > <...> И слова, за сотни лет до того написанные автором псалмов: > +Куда убегу от лица Твоего? На небесах престол Твой; в ад ли? > но и там Ты еси...+ для древних евреев звучали невозможностью, > потому что для них Шеол именно означал “место, где Бога нет” – > как может Он быть там, где Его нет?.. И вот Он там: как Человек > Он принял отсутствие, как Бог Он уничтожил это отсутствие. > В таком случае, не кажется ли вам, что мы можем относиться к Богу > не как к Тому, Который нас предал, оказался неверен, Богу, Которого > невозможно уважать, а как к Богу, Которого мы можем уважать от всего > сердца? > Но если мы хотим молиться Ему в исторической буре, будь то личной > или всеобщей, мы должны присоединиться к Нему там, где Он есть; > а то, что мы делаем, уже до нас пытались сделать апостолы: > они пытались остаться в своей хрупкой ладье и не рисковать жизнью > вне ее. То же самое делаем мы в нашей столь же хрупкой ладье – > в Церкви; мы пытаемся остаться под ее защитой от бури и в лучшем > случае призываем к себе тех, кого она закрутила, кого она сломила, > и говорим: "Идите к нам; если бы вы были с нами, вы не были бы > в этом безумии разбушевавшейся стихии..." Но человек прекрасно > знает, что хрупкая церковная ладья – и я говорю не о Церкви > с большой буквы, я говорю о наших жалких, духовно бедных > человеческих общинах, – не является местом полноты Присутствия > и победы... Пример тому, образ – слова Петра, когда он увидел, > услышал, что Христос говорит: "Это Я!" – и отозвался: "Если это Ты, > повели, чтобы я пришел к Тебе по волнам" – и пошел. И пока он думал > лишь о Христе, к Которому шел среди бушующих волн, он шел; когда > он вспомнил о себе и об опасности смерти, он стал тонуть. Разве > не точно так же мы относимся к <присутствию Бога в нашей жизни > и в истории>? > Порой, да, мы делаем этот смелый шаг и выходим за пределы > той хрупкой защищенности, на которую мы возложили надежду; а потом > мы спохватываемся, что защиты нет, и забываем, что единственная > защита – это Живой Бог, Который всё держит в Своей руке. > Бог в сердцевине истории, Бог с каждым, кто страдает; Он глубже, > чем кто-либо из нас, осознаёт страдание, потому что может измерить > его глубину так, как мы не в состоянии ее измерить. И в таком > случае, я думаю, Он вправе задать нам вопрос. Вы, наверное, помните > конец книги Иова: когда Иов в итоге оказывается лицом к лицу > с Богом, Бог не отвечает ему, Он не объясняет ему подобно > Свое отношение к страданию, к смерти, к жизни, к тому, > как разворачиваются человеческие трагедии. Бог поступает иначе: > Он ставит Иова перед лицом всей тайны Творения и вопрошает: "Где > ты был, когда всё это появилось Моим державным словом? Где была > твоя мудрость? Где была твоя сила, где был твой разум? Как ты можешь > теперь судить Меня, когда Тебя не было при начале Моих дел?.." > Но Он говоpит нам не только это; об этих Его словах можно было бы > сказать, если пpоявить поменьше "благочестия", чем мы часто > пpоявляем, что это отговоpка, лазейка для Бога, один из доводов, > котоpые может пpивести Бог и на что нам нечего возpазить... > Но Он ставит и дpугой вопpос: "Где ты, обвиняющий Меня, сто`ишь > в тpагедии Истоpии? Ты Мне говоpишь, что не можешь молиться, потому > что Меня там нет; а ты? Ты-то где?"
------------------------------------- + Свящ. Георгий Чистяков: ХРИСТОС СПУСКАЕТСЯ В АД /Как же понять творящееся в мире зло? ... Мы - люди Страстной Субботы/ с. Христ.Просвещ./rasylka/003/412.htm#0 эссе НИСХОЖДЕНИЕ ВО АД полностью: http://hematolog.vinchi.ru/preod/vo_ad.htm http://pvd.chat.ru/text/Chistjakov/deti.html + проповедь митр. Антония о литургии Великой Субботы (1977): www.mitras.ru/inname/in_96.htm + Г.У. фон Бальтазар - радиопроповедь о Великой Субботе http://credo-in-deum.nm.ru/radiopropoved.html http://forum.christianity.org.ru/topic.cgi?forum=6&topic=41 + Катехизис Католической Церкви о схождение Христа во Ад agnuz.info/library/books/catechism/0122.htm#463a + Я.Кротов: от Вербного воскр. до Пасхи: скорбь и радость с. Христ.Просвещ./rasylka/002/057.htm#0 + митр. Антоний: Солидарность Бога с нами с. Христ.Просвещ./rasylka/003/307.htm#0
+Великое
молчание царит сегодня на земле, |
|
![]() |