=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 2 мая  ст.ст., сб (5-я седмица по Пасхе);
пам. свт. Афанасия Александрийского (†373);
литургические чтения: Деян.15:35-41#; Ин.10:27-38# v .

> <..>  борьба  со  смертью  во  имя вечной жизни есть основная задача
> человека.  Основной  принцип  этики  может  быть  формулирован  так:
> поступай  так,  чтобы всюду во всём и в отношении ко всему и ко всем
> утверждать  вечную  и  бессмертную  жизнь,  побеждать  смерть. Низко
> забыть  о  смерти хотя бы одного живого существа и низко примириться
> со смертью. Смерть самой последней, самой жалкой твари непереносима,
> и  если  в  отношении  к ней она не будет побеждена, то мир не имеет
> оправдания  и не может быть принят. Вся и всё должно быть воскрешено
> к  жизни,  и к жизни вечной.  Это значит,  что не только в отношении
> к  людям,  но  и  к  животным,  к  растениям  и даже к вещам д`олжно
> утверждать  вечное  онтологическое  начало. Человек всегда и во всём
> должен  быть  подателем  жизни,  излучать  творческую энергию жизни.
> Любовь  ко всему живущему,  ко всякому существу,  превышающая любовь
> к  отвлеченной  идее,  и есть борьба со смертью во имя вечной жизни.
> Любовь  Христа  к миру и к человеку и есть подание жизни в изобилии,
> победа  над  смертоносными  силами. Смысл аскезы в том, что она есть
> борьба со смертью в себе, против смертного в себе. Борьба со смертью
> во  имя  вечной  жизни  требует  такого отношения к себе и к другому
> существу,  как  будто  ты  сам и другой человек может в любой момент
> умереть.  В  этом  нравственное  значение  смерти  в  мире. Побеждай
> низменный,  животный  страх  смерти,  но всегда имей в себе духовный
> страх   смерти,   священный   ужас   перед  тайной  смерти.  <.....>
> Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве:
> относись  к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым,
> т.е.  помни  всегда  о смерти как о тайне жизни и в жизни и в смерти
> утверждай  всегда вечную жизнь. Жизнь не в слабости своей, а в своей
> силе,   напряженности и преизбыточности  тесно  связана  со смертью.
> <...>  Это  открывается  в любви, которая всегда связана со смертью.
> Страсть,   т.е.  проявление  величайшего  напряжения  жизни,  всегда
> чревата  смертью.   И  принимающий  любовь  в ее преизбыточной  силе
> и  трагизме  принимает смерть. Слишком дорожащий жизнью и избегающий
> смерти  бежит  от рока любви,  жертвует ею во имя иных задач  жизни.
> В  любви  эротической  дана  высшая точка напряжения жизни, и она же
> влечет  к  гибели  и  смерти  в  мире.   Любящий  обречен  на смерть
> и  обрекает любимого. <...> Социальная обыденность пытается ослабить
> эту  связь  любви  со смертью,  она хочет обезопасить любовь  в мире
> и  устроить  ее.  Но  она  не  способна даже заметить ее. Социальная
> обыденность,  организующая  жизнь  рода,  знает  лишь  одно средство
> против   смерти   —   рождение.   В  рождении  жизнь  представляется
> побеждающей  смерть.  Но  победа рождения над смертью не хочет знать
> личности, ее судьбы и ее упований, она знает лишь жизнь рода. Всякий
> рождающий  обречен  на  смерть  и   обрекает   рожденного.    Победа
> над  смертью  в  рождении  есть  призрачная  победа.   Тайны  победы
> над   смертью   не   знает   природа,    она   может   прийти   лишь
> из  сверхприродного  мира.    На  протяжении   всей   своей  истории
> люди  пытались бороться со смертью, и на этой почве возникали разные
> верования  и учения. Иногда они боролись забвением смерти, иногда же
> идеализацией смерти и упоением гибелью.

> Бесплодна  философская  идея  естественного  бессмертия  души <...>.
> Она  проходит  мимо  факта  смерти, отрицает трагизм смерти. С точки
> зрения такого учения о бессмертии совсем оказывается ненужной борьба
> за  вечную жизнь со смертью и тлением. Это совершенно бестрагическая
> рационалистическая метафизика. <.....> Трагедию смерти можно сознать
> лишь  при  остром  сознании личности.  <Она>  ощутима  лишь  потому,
> что  личность  переживается  как бессмертная и вечная. Трагична лишь
> смерть бессмертного, вечного по своему значению и назначению. Смерть
> смертного,  временного совсем не трагична.  Трагична смерть личности
> в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий
> замысел  о  человеке.   Непереносима  смерть   целостной   личности,
> в  которой  дано  единство  всех  человеческих  сил  и возможностей.
> Личность  не  рождается  от  отца и матери, личность творится Богом.
> Естественного   бессмертия   человека   как   существа   природного,
> рожденного  в  родовом процессе,  естественного бессмертия его  души
> и тела не существует.  Человек в этом мире есть  смертное  существо.
> Но  он  сознает в себе образ и подобие Божье, личность, сознает себя
> принадлежащим  не  только  к  природному,   но  и к духовному  миру.
> И  потому человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится
> к  вечности.   Бессмертен и  вечен  в человеке  не элемент  душевный
> и  не  элемент  телесный,  сами по себе взятые, но элемент духовный,
> действие   которого  в  элементе  душевном  и  телесном  и  образует
> личность,   осуществляет  образ и подобие Божье.  Человек бессмертен
> и   вечен,  как духовное существо,  принадлежащее к нетленному миру,
> но  он  есть  духовное  существо неестественно и фактически, он есть
> духовное  существо,  когда  он осуществляет себя духовным существом,
> когда  в  нём  побеждает  дух и духовность овладевает его природными
> элементами. Цельность и единство порождаются работой духа в душевном
> и  телесном  элементе и составляют личность. Природный же индивидуум
> не  есть  еще личность, и ему не свойственно бессмертие. Естественно
> бессмертным  оказывается  вид,  род,  а  не  индивидуум.  Бессмертие
> завоевывается   личностью   и   есть  борьба  за  личность.  <.....>
> Осуществленная   и   достигшая   целостности   личность  бессмертна.
> Но  в  мире  духовном  нет  замкнутой личности,  личность  соединена
> с Богом, с другими личностями, с космосом.  Материализм,  позитивизм
> и  т.п.  учения  примиряются со смертью,  узаконяют смерть и  вместе
> с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь на могилах покойников.
> Эти  учения не имеют памяти смертной, и потому они обыденны и лишены
> глубины  и  серьезности.  Учение  о прогрессе целиком занято будущим
> вида,   рода,   грядущих  поколений  и  совершенно  не чувствительно
> к  личности  и  ее  судьбе.  Прогресс,  как  и  эволюция, совершенно
> безличен   <...>.   Смерть   для  прогрессирующего  рода  есть  факт
> неприятный,    но   не  глубокий   и   не  трагический.   Род  знает
> свое  бессмертие.   Глубока  и  трагична  смерть  лишь  для личности
> и  с  точки  зрения  личности. Учениям более благородным свойственна
> <...> примиренность <со смертью>, полная печали и меланхолии. В этом
> случае  смерть  замечается в своем трагизме и личность сознаёт себя,
> но  она  не  имеет  духовных  сил бороться со смертью и победить ее.
> Отношение  к  смерти стоическое или буддийское  бессильно  перед ней
> и  означает  победу  смерти,  но  оно  благороднее  родовых  теорий,
> совершенно  забывающих о смерти.  Душевное,  а не духовное отношение
> к  смерти  всегда  печально и меланхолично, в нём всегда есть печаль
> воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение
> к   смерти  победно.  Дохристианское  отношение  к  смерти  означает
> <капитуляию>  перед роком, несущим смерть. Только христианство знает
> победу над смертью.

[  Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (3.I)  
www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_11.html  ]

 

        //*** *** *** *** *** *** *** ***  *  *
       *   К.С.Льюис: мы будем как боги? ** ** ** **
        \\ с. Христ.Просвещ./rasylka/002/092.htm#0  * * *
       // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***
      *  О свт. Афанасии Великом, еп. Александрийском,          **
     *     и нек-рые его тексты см.:                           **
      *   www.Krotov.info/spravki/persons/04person/afan_vel.html**
       \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***


Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус сказал:
"Мои овцы слышат Мой голос, / и Я знаю их, / они за Мною идут,
Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки, /
их никто у Меня не похитит.
То, что дал Мне Отец Мой, – / больше всего, /
и этого у Отца никто не может отнять,
а Я и Отец – одно".
Они снова схватили камни, чтобы побить Его.
Иисус сказал:
"Много добрых дел Я вам показал от Отца.
За которое из них вы хотите побить Меня?"
Они ответили Ему:
"Мы не за доброе дело хотим побить Тебя, а за кощунство,
за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
Иисус ответил:
"А разве не написано в вашем Законе: "Я сказал: 'Вы – боги'"?
А Писание непреложно.
Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет богами,
как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь",
когда Я говорю: "Я – Сын Бога", –
Мне, кого освятил и послал в мир Отец?!
Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим верьте!
И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец – во Мне, а Я – в Нём".
(Ин.10:27-38)

* * *
*Если мы не прощаем, этим мы создаем себе ад на земле.* (М.Смит)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»