=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 4 мая ст.ст., пн (6-я седмица по Пасхе);
литургические чтения: Деян.17:1-15#; Ин.11:47-57# +.

(47) Старшие священники и фарисеи собрались на заседание Совета.
   – Что нам делать? – говорили они. –
   Этот человек совершает много чудес.
(48) Если мы позволим Ему продолжать, все поверят в Него.
 И тогда придут римляне
 и уничтожат и наше святое место, и наш народ.

(49) Один из них, Кайафа, первосвященник того года, сказал им:
  – Ничего вы не понимаете!
(50) Неужели вам не ясно, что для вас будет лучше,
 если один человек умрет за народ, чем если все евреи погибнут?
(51) Это он сказал не от себя:
будучи первосвященником того года,
он изрек пророчество, что Иисус умрет за народ,
(52) и не только за этот народ,
но и для того, чтобы собрать воедино
всех рассеянных по земле детей Божьих.
(53) И с того дня они стали думать, как погубить Иисуса.

(54) По этой причине Иисус уже не появлялся открыто среди иудеян.
Он ушел оттуда в город под названием Эфраим,
расположенный близ пустыни,
и там оставался с учениками.

(55) Приближалась еврейская Пасха.
И многие из всей страны отправились в Иерусалим,
чтобы исполнить обряды очищения перед праздником.
(56) Они искали Иисуса и говорили между собой, стоя в Храме:
"Как по-вашему? Он, верно, не придет на праздник?"
(57) Старшие священники и фарисеи отдали приказ:
всякий, кто узнает, где Он находится,
должен сообщить об этом, чтобы они могли взять Его под стражу.

¤ Гл. XI и XII, наполненные ожиданием Страстей, составляют переход к повествованию о Страстях в собственном смысле.

* * *

¤ Не надо преувеличивать политическое значение чуда воскрешения Лазаря. Оно его имело, однако покушения иудеев на жизнь Иисуса регистрируются евангелистом очень рано: начиная с исцеления Иисусом больного у Овечьей купели (5.18). Все они происходили в Иерусалиме. В 11.46 и сл. речь идет о заседании Синедриона (или о совещании его влиятельных членов), поводом к которому стало воскрешение Лазаря, но вопрос, поставленный на совещании, гласил: "... что нам делать, потому что этот человек много творит знамений?" (ст. 47). Т.е. речь там шла о знамениях вообще, и к ним прибавилось еще и воскрешение Лазаря, как последняя капля. Если бы не было более ранних знамений, то и воскрешение Лазаря могло бы не оказать решающего влияния на ход событий.

* * *

¤ Лазарь оказывается символом будущего общего воскресения по вере в Иисуса. Слов`а Иисуса о смерти и воскресении, сказанные Им перед воскрешением Лазаря, поражают сходством с тем, что Он говорил еще после исцеления больного у Овечьей купели (гл. 5) и в Капернаумской синагоге (гл. 6). Это совпадение позволяет понять воскрешение Лазаря как символ, точнее говоря, как символический акт, который заключает предложенное Господом учение, подобно тому как исцелением сына царского слуги в Капернауме (ср. 4.46-54) тоже символически заключается раннейшее учение. Мы видели, что символический акт в Ин. имеет значение или предварения учения, или его заключения. Такое заключающее значение имеет и воскрешение Лазаря в контексте Евангелия. Но этим значение Воскрешения Лазаря не исчерпывается.

¤ Воскрешение Лазаря как прообраз. Воскрешение Лазаря было явлением Славы. Это говорит Господь в самом начале повествования, при получении первого известия о болезни Лазаря (ст. 4). Это Он повторяет и в момент совершения чуда, в ответ на страх Марфы, что тело уже смердит (ст. 39-40).

¤ Повествование о воскрешении Лазаря ст`оит сопоставить с рассказом об исцелении слепорожденного. И там Господь говорит о явлении дел Божиих (ср. 9.3-4), совершение которых ограничено недолгими часами кончающегося дня. В повествовании о воскрешении Лазаря, вместо дел Божиих, речь идет о Славе Божией (ср. 11.4 и 40). И что еще важнее, Слава Божия, противопоставляемая смерти, получает свое выражение в прославлении Сына Божия (ст. 4). Явление Славы Божией через прославление Сына Божия объясняет единство Отца и Сына, о котором Сын свидетельствует во всеуслышание в молитвенном обращении к Отцу у могилы Лазаря (ст. 41-42). Но мы уже видели, что на всём протяжении Ин. Страсти Христовы толкуются как Его Слава (ср. 7.39 и др.). Мы помним, что в жертвенной смерти Пастыря-Сына получает выражение любовь Отца к Нему (ср. 10.17). Указание на прославление Сына Божия неизбежно направляет мысль читателя к Страстям, и в самом деле, весь вводный отрывок 11.1-16 сто`ит под знаком смерти, причем сильно подчеркивается опасность, грозящая Иисусу в Иерусалиме (ст. 7-9 и 16), ее предвидят и ученики (ст. 8-10 и 16). А прямым последствием воскрешения Лазаря оказывается решение иудейских начальников убить Иисуса (ст. 46-53). Иисус удаляется вместе с учениками "в страну близ пустыни, в город, называемый Эфраим" (ст. 54). Приближалась Пасха. В Иерусалиме наплыв паломников. И "первосвященники и фарисеи дали приказ, чтобы, если кто узнает, где Он, донес, дабы схватить Его" (ст. 57). Решение начальников убить Иисуса налицо.

¤ Из диалога с Марфой вытекает символическое значение воскрешения Лазаря, выражающееся в том, что оно есть символ будущего общего Воскресения по вере в Иисуса.

* * *

¤ 11.45-57. Решение начальников. В историческом плане воскрешение Лазаря было последним толчком, который привел к Страстям. Иудейские начальники видели в лице Иисуса политическую опасность: "... если оставим Его так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас и Храм, и народ" (ст. 48). Разрыв между Иисусом и миром уже совершился. "Начальники" - это мир; они и помышляют о мирском. Но они дорожат Храмом, и Каиафа, в своем первосвященническом достоинстве, способен изречь пророчество: "Лучше, чтобы один человек умер за народ, а не весь народ погиб" (ст. 50). Для евангелиста в этом слове первосвященника, в этот год стоявшего у власти, открылось пророчество о том, что "предстояло Иисусу умереть за народ". Сам о том не думая, он сказал о заместительной смерти Христовой. Евангелист прибавляет: "И не за народ только, но для того, чтобы и рассеянных детей Божиих собрать воедино" (ст. 49-52). Мы узнаём в толковании этого невольного пророчества и слово Христово об "овцах не сего двора" (10.16): полнота спасения, осуществляемая чрез Страсти Христовы.

* По книге: Еп. Кассиан (Безобразов).
 Толкование на Евангелие от Иоанна.
 // Ж-л "Символ" №34 (дек. 1995г.), стр. 126-30.


Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

**Когда я говорю: "Я иду в Церковь", -
это значит, я иду в собрание верующих,
чтобы с ними вместе составить Церковь,
чтобы быть тем, чем я стал в день крещения,
т.е. членом - в полном и абсолютном смысле этого слова,
членом Тела Христа:
"Вы, - говорит Апостол, - Тело Христово, а порознь члены".
Я иду явить и осуществить свое членство,
явить и засвидетельствовать перед Богом и миром
тайну Царства Божия, уже "пришедшего в силе".*
(Прот. Александр Шмеман)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»