=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 15 мая ст.ст., пт (отдание праздника Вознесения Господня);
литургические чтения: Деян.27:1-44#; Ин.17:18-26#  v.

> <В  Символе  веры  о  Церкви  говорится>:  единая, святая, соборная,
> апостольская.

> +Единство+  Церкви  определяется  единством Бога и  единством  людей
> с  Ним.  Это не человеческий сговор о том, чтобы остаться неразрывно
> друг  с другом,  —  такое единство разбилось бы давным-давно,  и оно
> не  было  бы творческим, оно было бы постоянным колебанием. Единство
> Церкви  покоится  в  единстве Бога. Уже богословы древности говорили
> (как  говорят  и  богословы  современности),   что  учение  о Святой
> Троице — это учение о совершенном обществе: о Трех, Которые являются
> Единством,    и   о  Единстве,    Которое   выражается в Троичности.
> Это  образ,  к  которому  призвана  Церковь.  И постольку, поскольку
> Церковь  как бы содержима в этом образе,  поскольку Христос  сказал:
> +Я  в  Отце  Моем,  и вы во Мне,  и Я в вас+ (Ин.14:20),  то Церковь
> в  этом отношении уже является единством, — и вместе с тем единством
> в  становлении;   единством,   которого  +ничто+  не может разрушить
> или  поколебать, куда не могла бы вкрасться трещина, и вместе с этим
> в  плане   человеческом    в  ней    есть    некая   разъединенность
> еще не слившегося человечества.

> О святости Церкви также можно сказать, что, конечно, она не является
> суммой святости ее членов. Святость Церкви  —  это святость живущего
> в ней Бога, Пресвятой Троицы.

> <...>

> И  наконец,  Церковь  определяется  как  +апостольская+,  потому что
> учение Христа и учение о Христе дошло до нас через святых апостолов,
> через   евангельское    повествование,       через  их    проповедь,
> через  установление ими церковных общин, через написание ими четырех
> Евангелий,   через  их  послания;  через то воспитание,  тот пример,
> ту отдачу своей жизни, которую явили апостолы.

> <...>  В  древности,   когда поднимался какой-нибудь вопрос  о вере,
> о  церковном  устройстве,  люди  обращались к той или другой общине,
> основанной   одним   из  апостолов,    где  он  учил,   проповедовал
> и  действовал и, порой, умирал. К этой общине обращались с вопросом:
> чему  вас научил Петр? чему вас учил Павел? что вам говорил Варнава?
> и  так  далее...  В  первое время это было относительно просто в том
> смысле,  что  даже после смерти апостолов там были еще люди, которые
> их    знали,    которые    их   слышали,   видели,   которые   могли
> свидетельствовать   о  том,     что   они  сами  слышали  и  видели,
> чему   они   были   научены.   Позже  воспоминание  осталось  только
> посредственное, не в современном смысле слова — “несовершенное”, а —
> опосредованное,    путем  посредников.    Но   слово   апостольское,
> слово    Самого   Христа   переживалось   как  такая  драгоценность,
> такая  святыня,  что  в течение долгого времени люди повторяли точно
> то,  чему  они  были  научены.  Вы,  наверное,  знаете,  что  в  тех
> культурах,  где  письменная  образованность не преобладает, где люди
> передают  изустно  то,   чем  они хотят друг с другом поделиться,  —
> в  этих  культурах  очень  точно  и   очень   верно  передается  то,
> что  когда-то  было услышано. Таким образом, был целый ряд церковных
> общин,    которые   считались апостольскими,  основанными апостолами
> или слышавшими их учение.

> Но  тогда  встает вопрос о том, где границы Церкви. Ведь уже в эпоху
> апостолов  были  разногласия.  Мы находим у апостола Павла целый ряд
> мест,    где  он  обличает  людей,  уклоняющихся от здравого учения.
> Он  пишет  об  этом  Титу,  Тимофею,  призывая их настаивать, учить,
> убеждать  людей  не отклоняться от той истины, которая первично была
> им  передана  в  своей  чистоте  очевидцами  Слова, очевидцами жизни
> Христа,  людьми,  которые  слышали  Его  непосредственно,  и  самыми
> приближенными,   которые   были   отделены   от  Него  только  одним
> поколением.  С другой стороны, мы знаем, что апостол Павел, предвидя
> (да  и  в  его  время  они  были)  разногласия,  разделения,  споры,
> не  отчаивался. В одном месте своих посланий он говорит, что ему всё
> равно,    с  каким намерением люди проповедуют Христа,  —  даже если
> они  проповедуют  для  собственной  славы,  для того чтобы возвысить
> себя:    как  бы  они  ни  проповедовали,  с каким бы намерением они
> ни  проповедовали, проповедуют-то они  —  Христа.  С другой стороны,
> он  говорил,  что  разделениям  надлежит  быть неизбежно, потому что
> познание  Бога  —   не  умственное  познание,  это опытное познание,
> и  достигается  оно  целой жизнью, внутренним борением, способностью
> вслушаться  в  голос  Святого  Духа,  говорящего  в  нас.  И поэтому
> неизбежно, что одни слышат ясно, а другие притупленно; и должны быть
> обсуждения.   Но  при  обсуждениях  среди  людей бывают  разногласия
> и  споры, и по этому поводу он говорит, что и этого не надо бояться:
> эти  расхождения  неизбежны,   чтобы  наиболее  мудрые  были  явлены
> (см. 1Кор.11:19), чтобы те, которые могут свидетельствовать о Божией
> правде наиболее совершенно, рано или поздно были узнаны; в их словах
> будет  узнана Божия правда,  Божия истина.  Поэтому когда мы говорим
> о  том,  едина  ли  Церковь,  разделена ли она, в каком-то отношении
> можно  сказать,   что  она  едина,   что  всякий  человек,  верующий
> во  Христа,    всякий   человек,    всецело,    со  всей  честностью
> и добротностью принимающий учение Христа и живущий по нему, является
> живой  клеткой  этой тайны Церкви, которая является в первую очередь
> тайной встречи каждого человека с Живым Богом,  местом этой  встречи
> и путем к этой встрече.

> С  другой  стороны,  мы знаем, что человеческое несовершенство часто
> ведет  к извращению даже самых ясных утверждений Священного Писания.
> Тут  играет роль не только личное непонимание, но порой разрушающее,
> разрушительное   несовершенство   проповеди,    извращающей   учение
> или  облик  Христа.   И  тут вступает в силу  понятие  разделенности
> на  другом  уровне. Однако и тут мы должны помнить, что это не конец
> всего.    В  Церкви  мы  говорим  о  ересях  и о расколах.  Ересь  —
> это    лжеучение;    раскол    —    это   расхождение  между  людьми
> не  на  вероучительном   основании,   а по другим причинам.  Но если
> мы  говорим о ереси и о расколе, то мы этим же утверждаем, что люди,
> отпавшие от истины или от единства,  всё еще  остаются  христианами.
> Мы ведь не называем еретиком или раскольником буддиста, мусульманина
> или  язычника:  чтобы  быть  еретиком  или  раскольником,  надо быть
> христианином.  И  это  мы очень легко забываем в минуты полемических
> споров. <....>

[ Митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (II)  
www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm  ]

 

  *>> Митр. Сурожский Антоний: единые - и разделенные...
                 с. Христ.Просвещ./rasylka/002/105.htm#0
  *>> Он же: Литургическая молитва "о соединении всех"
               + еще 10 ссылок на тему единства Церкви
               с. Христ.Просвещ./rasylka/004/803.htm#0

Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус поднял глаза к небу и сказал:
"Отец! / Час настал.
Прославь Сына Своего,
/ чтобы Сын прославил Тебя.
Так же, как Ты дал Ему власть
/ над всеми живущими,
и Он даст вечную жизнь
/ всем, кого Ты дал Ему.
А вечная жизнь – это знать Тебя,
/ единственного истинного Бога, /
и Иисуса Помазанника, которого Ты послал.
Я прославил Тебя на земле,
/ дело исполнив, которое Ты поручил Мне.
Теперь же, Отец, прославь Меня Ты
/ славой, что была у Меня,
когда Я был с Тобою,
/ прежде чем мир начал быть.
Я открыл Твое имя людям,
/ которых Ты дал Мне из мира.
Они были Твои, Ты отдал их Мне,
/ и они слово Твое исполнили. ...
Это за них Я прошу.
Не за мир Я прошу,
/ а за тех, которых Ты дал Мне, /
потому что они – Твои,
ибо всё, что есть у Меня, Твое,
/ а всё, что есть у Тебя, Мое /
и через них Я явил Свою славу.
Я уже больше не в мире,
/ Я возвращаюсь к Тебе, /
а они остаются в мире.
О святой Мой Отец!
Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
/ сохрани их,
чтобы были они едины,
/ как и мы едины с Тобой. ...
А теперь Я к Тебе возвращаюсь.
И пока Я еще в этом мире,
/ Я для того говорю всё это,
чтоб они разделили со Мной
/ полноту Моей радости.
Я Слово Твое передал им,
/ и мир их возненавидел,
потому что они не из этого мира,
/ как и Я не из этого мира.
Я не прошу,
/ чтобы Ты забрал их из мира, /
но прошу: защити их от зла.
Они не из этого мира,
/ как и Я не из этого мира.
Посвяти их себе силой истины,
/ истина – это Слово Твое.
И как Ты послал Меня в мир,
/ так и Я их послал в этот мир.
Я себя посвящаю Тебе ради них,
/ чтоб и они поистине стали Твоими.
Но не только за них Я прошу,
/ Я прошу и за тех,
кто поверил в Меня
/ через слово их обо Мне.
Пусть все они будут едины
/ и пусть они будут в нас,
как Ты, Отче, во Мне, а Я – в Тебе;
и пусть мир поверит,
/ что послал Меня Ты.
Я им дал ту же славу,
/ которую дал Мне Ты,
чтобы были они едины,
/ как и мы едины с Тобой.
Я – в них, и Ты – во Мне,
/ чтобы были они в полном единстве!
И пусть мир узнает,
/ что послал Меня Ты
и что Ты полюбил их
/ так же, как Меня полюбил.
Отец!
Я хочу, чтобы те,
/ которых Ты дал Мне, /
были там же, где Я, со Мною.
Пусть увидят славу Мою,
/ что Ты дал Мне,
ибо Ты полюбил Меня,
/ прежде чем создан был мир.
Отец праведный,
Мир Тебя не узнал –
/ но Я Тебя знаю, –
а они узнали, что послал Меня Ты.
Я им показал и еще покажу, каков Ты,
чтобы та же любовь,
/ какой Ты Меня полюбил,
была в них так же, как Я в них
".*
(Ин.17:1-6,9-11,13-26)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»