Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 13 июня ст.ст., сб
(4-я седмица по Пятидесятнице) > В XIX веке часто подчеркивали, что Иисус - "бродячий проповедник". > Тогда начиналось общество потребления: уже появился неслыханный > прежде комфорт, но он еще был ограничен домом. В дороге человек, > если только он не был сверхбогат, возвращался в относительно > неуютный быт. То, что Иисус жаловался, что у Него "негде главу > преклонити" (Мф.8,20), что апостолы "оставили всё и вслед Него > пошли", казалось особенно трогательным. Когда же европейцы лучше > познакомились с бытом Востока, стало ясно, что Иисусу и Его ученикам > было не так уж плохо. "На земле никто не валяется", - подбадривала > родных одна российская бабушка. Так и в Палестине: у апостолов > оставались дом`а, родные, были Марфы и Марии. > Иисус жаловался на нечто большее, чем отсутствие постоянного жилья. > Ему не хватало не дома, а Рая. Он остро ощущал главное последствие > грехопадение: изгнание из Рая. Для людей это изгнание - событие > давно прошедшего времени, миф. Реально последствие изгнание - труд > в поту, роды в муках. На самом же деле, труд и м`уки - лишь средство > выжить в изгнании. Изгнание из Рая, как эмиграция, как депортация, > только еще горше, оно никогда не кончается, к нему невозможно > привыкнуть. Человек лишается единственного места, состояния, > в котором ему хорошо, покойно и уютно. Правда, нужна эмиграция > или хотя бы поездка в другой город, чтобы человек почувствовал, > как это опасно - быть не на своем месте, быть в промежуточном > состоянии. И в менее благополучные времена, чем эра потребления, > путешествие воспринималось как время великой опасности, почему > путешествующие поминались <в молитве> наряду с заключенными > и больными. Забыть о том, что земная жизнь есть жизнь именно > в промежутке, межеумочная, помогает гордыня. Бывает гордыня-роскошь, > гордыня императоров и царей, которая обращена во вне, убеждает > другого в неизменности бытия. Но куда опаснее - потому что дешевле > и общедоступнее - гордыня уюта, обращенная вовнутрь, иногда даже > нетребующая ничего материального. Даже и в самые скудные времена > самый обездоленный человек в силах убедить себя, что > всё относительно стабильно. Стоики довели до совершенства > это искусство самоуспокоения. Правда, лучше всего помогает > не их изысканные философские увещание, а именно гордыня - грубый, > примитивный, наглый самообман. Конечно, он рано или поздно > разрушается, но стоический смиренный самообман разрушен еще до того, > как сооружен. Лучше же всего помогает именно комфорт, когда > он превращается в одну из опор буржуазности, в своеобразный > эскапизм, даже в самоубийство: прижав подушку к лицу человека, можно > задушить тело, а прижав лицо к иной подушке, можно задушить душу. > <По> воскресении человек возвращается - не обязательно в рай, > но обязательно в уверенность. Может быть, в аду даже выпуклее > уверенность, чем в раю. Вернувшийся к Богу человек слишком счастлив, > чтобы отдельно переживать возвращение в царство покоя > и безопасности. А вот в ад попадает именно тот, кто поставил > безопасность и уверенность выше всего. И он не променяет свою нору, > со всем ее скрежетом зубовным, ни на какой рай, потому что > все мучения кажутся ему приемлемой, ничтожной платой за сознание: > мой ад - моя крепость. Здесь никто меня не достанет. Что верно: > сатана и бесы отдыхают. Никто не будет мучать того, > кто сам приговорил себя к вечному комфорту самодовольства.
+++ Митр. Сурожский Антоний: решимость ответить на Божий призыв с. Христ.Просвещ./rasylka/002/134.htm#0 +++ В.Н.Кузнецова: комментарий на Мф.8:21-22 ("Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов"): с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/0821-2.htm#0 +++ О том же - размышления Я.Кротова www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_21.htm & www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_22.htm
*Увидев вокруг себя толпу
народа, * * * |
|
![]() |