=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7)

* 15 июня ст.ст., пн (5-я седмица по Пятидесятнице);
пам. прор. Амоса, VIII до Р.Х.;
литургические чтения: Рим.12:4-5 #, 15-21 #  v; Мф.12:9-13 #.  

> Я  перехожу  сейчас  к  той части христианской морали, в которой она
> особенно  резко  отличается  от  всех  других.    Существует  порок,
> от  которого  не  свободен  ни  один  человек  на  свете;  но каждый
> ненавидит его в ком-то другом, и едва ли кто-нибудь, кроме христиан,
> замечает его в себе. Я слышал, как люди признаются, что у них плохой
> характер,  или  в  том  даже, что они трусы. Но я не припомню, чтобы
> когда-либо  слышал  от нехристианина признание в этом пороке. Зато я
> очень  редко  встречал  неверующих,  которые  были  бы  хоть немного
> снисходительны   к  этому   пороку  в  других.  Нет порока,  который
> так  отвращает от человека, и нет порока, который мы меньше замечаем
> в  себе.   Чем больше этот порок у нас,  тем больше мы ненавидим его
> в других.

> Я   говорю   о   гордыне,  или  самодовольстве;  противоположную  ей
> добродетель  христиане  называют  смирением. <...>  когда я  говорил
> о   целомудрии,   то   предупредил   вас,   что  центр  христианской
> нравственности  не  там.  И  вот  сейчас  мы подошли к этому центру.
> Согласно  христианскому  учению, самый главный порок, самое страшное
> зло  -   гордыня.   Распущенность,   раздражительность,    пьянство,
> жадность  -  всё  это  мелочь  по  сравнению с ней. Именно из-за нее
> дьявола стал тем, чем он стал. Гордыня ведет ко всем другим порокам;
> это - состояние духа, абсолютно враждебное Богу.

> <....>  Несколько  мгновений  назад  я сказал:  чем больше  гордости
> в  человеке,  тем  сильнее  он ненавидит ее в других. Если вы хотите
> выяснить  меру  собственной гордыни, проще всего задать себе вопрос:
> "Очень  ли   я   возмущаюсь,   когда меня унижают,  или не замечают,
> или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мне покровительственно,
> или  красуются  и  хвастают  в  моем   присутствии?"    Дело  в том,
> что  гордыня каждого человека соперничает с гордыней другого. Именно
> потому,  что  я  хотел  быть  самым  заметным на вечеринке, меня так
> раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание.

> Надо  ясно понять, что гордыне органически присущ дух соперничества,
> в  этом сама ее природа.   Другие пороки  вступают  в соперничество,
> так   сказать,    случайно.    Она  же   не  довольствуется  частью;
> она  удовлетворяется только тогда, когда у нее больше, чем у соседа.
> Мы говорим,  что люди гордятся богатством,  или умом,  или красотой.
> Но   это  не  совсем так.  Они гордятся тем,  что они богаче,  умнее
> или  красивее  других.   Если  бы  все   стали  одинаково  богатыми,
> или  умными,  или  красивыми,  людям нечем было бы гордиться. Только
> сравнение  возбуждает  в  нас  гордость - приятно знать, что мы выше
> остальных.    Там,   где  не  с чем соперничать,  гордыне нет места.
> Вот  почему  я  сказал, что дух соперничества присущ ей органически,
> тогда  как о других пороках этого не скажешь. Половое влечение может
> пробудить   дух    соперничества    между  двумя  мужчинами,    если
> их  привлекает  одна и та же девушка. Но это - случайность; ведь они
> могли бы увлечься разными девушками. Между тем гордый человек уведет
> вашу   девушку   не  потому,   что  он ее любит,  а только для того,
> чтобы  доказать  самому  себе,  что  он  лучше  вас.  Жадность может
> толкнуть  на  соперничество,  если  нам чего-то недостает. Но гордый
> человек,  даже  если у него больше, чем ему хотелось бы, постарается
> приобрести  еще  больше  просто для того,  чтобы утвердиться  в силе
> и  власти.  Почти всё зло в мире,  которое люди приписывают жадности
> и эгоизму, на самом деле - плод гордости.

> Возьмите,  к примеру, деньги. Человек жаден до них, потому что хочет
> лучше  проводить  отпуск,  купить  лучший  дом,  лучшую еду и лучшие
> напитки.  Но этому есть предел. Почему тот, кто получает сорок тысяч
> долларов в год, стремиться к восьмидесяти тысячам? Это уже не просто
> жадность  к  удовольствиям;  ведь при сорока тысячах роскошная жизнь
> вполне доступна. Он из гордости хочет стать богаче других и, что еще
> важнее, - обрести власть, ибо именно власть доставляет гордым особое
> удовольствие.   Ничто   не  дает   такого   чувства   превосходства,
> как   возможность   играть   другими   людьми,   словно   оловянными
> солдатиками.  Почему  молода   девушка   сеет   несчастье   повсюду,
> где  появится,    приманивая поклонников?   Конечно,   не из похоти:
> такие  девушки  чаще  всего бесстрастны. Ее толкает на это гордость.
> Почему  политический  лидера  или целая нация  постоянно  стремиться
> к  новым успехам, не довольствуясь прежними? Опять-таки из гордости.
> Гордыне   присущ   дух   соперничества.  Вот  почему  ее  невозможно
> удовлетворить.  Если  я  ею  страдаю,  то пока хоть у кого-то больше
> власти, богатства или ума, он будет мне соперником и врагом.

> Христианство  право: именно гордыня порождала самые тяжкие несчастья
> в  каждом  народе  и  в  каждой  семье.  Другие  пороки могут иногда
> сплачивать  людей; среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия,
> вы  можете  обрести  веселых  приятелей.  Но гордыня всегда означает
> вражду  -   она  и  есть  сама  вражда.  И не только вражда человека
> к человеку, но и человека к Богу.

> Бог  во всех отношениях неизмеримо превосходит вас.  Пока  вы  этого
> не  поняли,  а значит - не поняли и того, что в сравнении с Ним вы -
> ничто, вы вообще не можете Его познать. Значит, вы не можете познать
> Его,  не отрешившись от гордыни. Ведь гордый человек смотрит свысока
> на всё и на всех; как же увидеть ему то, что над ним!

> Тут встает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, просто пожираемые
> гордыней,     считают    себя   очень   религиозными?   Боюсь,   что
> они  поклоняются  воображаемому Богу.  Теоретически  они  призна`ют,
> что  перед  этим  призрачным  Богом  они  -  ничто.  Но им постоянно
> представляется,  будто  этот  Бог  одобряет  их  и  считает их лучше
> других. Они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, а на других
> людей  смотрят  гордо, высокомерно. Наверное, Христос думал и о них,
> когда  говорил,  что  некоторые будут проповедовать Его и именем Его
> изгонять   бесов,   но  при  конце  мира услышат,  что Он никогда их
> не  знал.  Любой из нас в любой момент может попасть в эту  ловушку.
> К  счастью,  у нас есть возможность испытать себя. Всякий раз, когда
> нам  покажется,  что наша религиозная жизнь делает нас лучше других,
> сомневаться  незачем - ощущение это не от Бога, а от беса. Вы можете
> быть   уверены,    что   Бог   действительно  с вами,  только тогда,
> когда  совсем  забываете  о  себе  или  видите  себя  незначительным
> и нечистым. Лучше о себе забыть.

> Ужасно,  что  самый  страшный  из всех пороков  способен  проникнуть
> в  самую  сердцевину  нашей  религиозной жизни; но и вполне понятно.
> Другие,  менее  вредоносные  пороки исходят от беса, воздействующего
> через  нашу  животную  природу;  а  этот проникает в нас иным путем,
> непосредственно из ада. Ведь природа его - чисто духовная, а значит,
> и  действует  он  гораздо  тоньше  и  смертоносней.  По этой причине
> гордыня  часто  может исправлять другие пороки. Учител`я, к примеру,
> нередко  взывают  к гордости учеников или к их "самоуважению", чтобы
> те  вели  себя  прилично.  Многим удается преодолеть  приверженность
> к дурным страстям или исправить скверный  характер,   убеждая  себя,
> что пороки эти ниже их достоинства.  Они достигают победы,  разжигая
> в  себе  гордыню;  и,  глядя  на  это,  дьявол  смеется.  Его вполне
> устраивает,  что  вы станете целомудренными, храбрыми, стойким, если
> при  этом  ему удается подчинить вашу душу диктату гордости, - точно
> так же он бы не возражал, чтобы вы излечились от озноба, если взамен
> он передаст вам рак. Ведь гордыня - духовный рак, она пожирает самую
> возможность любви, радости и даже здравого смысла.

> <.....>

> Если кто-то хочет стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг:
> поймите,    что  вы  горды.   Шаг  этот  будет и самым значительным.
> По  крайней  мере, ничего нельзя сделать, пока не сделаешь его. Если
> вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы ею страдаете.

[  Клайв Стейплз Льюис  
ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО (III.8)  ]

 

   +++ Прп. Никодим Святогорец: ненадеяние на себя
           с. Христ.Просвещ./rasylka/003/490.htm#0
   +++ Архим. Софроний Сахаров:
       отвергая, человек выпадает  из  Божественной  полноты...
                        с. Христ.Просвещ./rasylka/002/136.htm#0
Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет. ...
Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми — и с простыми и малыми.
Не будьте самодовольны. Никому не воздавайте злом за зло. ...
Живите со всеми в мире, насколько это возможно. ...
Если твой враг голоден, накорми его, жаждет — напои его. ...
Не дай злу победить тебя, но побеждай зло добром!*
(Рим.12:15-18,20-21)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»