=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7)

* 25 июня ст.ст., чт;
литургические чтения: 1Кор.2:9-3:8,18-23; Мф.13:31-43 (за ср и чт).  

> <...>   Символ   Веры   формулирует  догмат  о  Церкви  в  таких  же
> синонимичных категориях, как и догмат о Святой Троице. Два греческих
> синонима:  философский  термин  «усия»  и обиходное слово «ипостась»
> выражают  в догмате о Святой Троице  тождество  сущности,   соединяя
> три необратимо различных Лица,  не поглощая их  различие  единством,
> но  даруя  нам новую реальность -  христианское откровение  личности
> в  божественном  и  человеческом   бытии.    Через  крещение  во имя
> св.  Троицы все христиане в равной мере приобщаются богочеловеческой
> природе  Церкви. Если таинство Святой Троицы можно лишь благоговейно
> созерцать, то в богочеловеческой сущности Тела Христова мы пребываем
> и  должны  не  только  переживать  свою  причастность, но осознавать
> содержание  его  преображённой  жизни. В первосвященнической молитве
> Христос  просит  Бога  Отца,  чтобы множество человеческих личностей
> осуществило  в  Церкви  своё единство во образ св. Троицы: «да будут
> вси едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас
> едино».{Ио.17,21}  Единство  и  соборность выявляют природу Церкви -
> единое Тело Христово во множестве ипостасей по образу Святой Троицы.
> Символ   Веры   определяет   догмат  о  Церкви,  описывая  «Целое» -
> Тело  Христово  в  терминах  единства и соборности. Они одновременно
> соотносятся  как  синонимы  и  антонимы,  определяя сущность  Церкви
> в  антиномии  единства  и  множества.   Соборность обозначает  Целое
> в   сплочённом   множестве.  Пределом  этого  множества  оказывается
> единство   любви.  Эта  сплочённость  не  окаменела  в  однородности
> монолита,  поглотившего множественность ипостасей. Монолит исключает
> соборность:  там,  где  пребывает  одна  единственная  глыба, нечего
> собирать  воедино.  Соборность охраняет в Целом множество ипостасей,
> «во  едино  сонмище  совокупившихся»,  ибо  первоначально  они  были
> «по  миру  рассеянные».{Стихира  в  неделю  Ваий}  Соборное единство
> Церкви  не  видится  однородной  глыбой,  подавляющей и растворяющей
> личность.    Это   качественное понятие,  выражающее примат личности
> над  сплочённостью  обезличенной  массы: казармы или толпы. Единство
> выражается   в  сознательном  и  свободном  воцерковлении  личности,
> отозвавшейся  на  призыв Христа. Целое является в таком единстве как
> «глава  Христос,  из которого всё тело, составляемое и совокупляемое
> посредством  всяких  взаимно скрепляющих связей, при действии в свою
> меру  каждого члена,  получает приращение для созидания  самого себя
> в  любви»{Еф.4,16}.  Каждая из многих ипостасей, живущих в организме
> Христовой  жизни,   может  сказать:  «живу же не ктому аз,  но живёт
> во мне Христос»{Гал.2,20}.

> В  истории  понимания  Символа  Веры  заметна тенденция к размыванию
> онтологического   смысла   экклезиологических  определений.  Понятие
> единства  Церкви  может  выражать две различные идеи. Единство можно
> рассматривать  как  онтологическую  категорию.  И в нём можно видеть
> лишь  исключительность  положения  и  служения  Церкви  среди прочих
> христианских   конфессий.  Первое  понимание  имеет  в  виду  единую
> Церковь,     собранную   из  множества  членов,   как  тело  состоит
> из  отдельных  органов.  В  основе такого понимания лежит буквальный
> текст  Священного  Писания  о  Церкви, как «созидании Тела Христова,
> доколе      все     придём     в   единство    веры    и    познания
> Сына  Божия»{Еф.4,12-13}.  «Вы  -  Тело  Христово,  а  порознь     –
> члены»{1Кор.12,27}.  Идея  организма  Христовой жизни предшествовала
> Символу Веры. Она родилась из новозаветного Откровения, опосредована
> евангельскими  и  апостольскими  текстами  и   органично   вписалась
> в Символ: «Верую во единую...»

> Вторая  идея «единственности» опосредована опытом исторической жизни
> Церкви.    Она  сформировалась в концепцию  «единственности»  Церкви
> среди  множества   христианских  не-церквей.   Логика  подсказывает:
> если   Церковь   является   Телом   Христовым,   она   должна   быть
> «единственной».   Христос  имел  одно  Тело,  в котором  «воплотился
> от  Духа  Свята и Марии Девы и вочеловечился». Поэтому Церковь может
> быть  лишь  одна  единственная.  «Умоляю вас, братия, именем Господа
> нашего  Иисуса  Христа,  чтобы все вы говорили одно, и не было между
> вами  разделений,  но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних
> мыслях.  Ибо  от  домашних  Хлоиных  сделалось  мне известным о вас,
> братия   мои,  что между вами есть споры…у вас говорят:  «я Павлов»;
> «я  Аполлосов»;  «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос?
> разве    Павел    распялся    за   вас?     Или    во   имя    Павла
> вы крестились?»{1Кор.1,10-13}. Христос не может разделиться. Поэтому
> всё,  что  отделяется  от Церкви, утверждается как ересь или схизма.
> Концепция «единственности» Церкви опосредована истолкованием текстов
> Священного   Писания,   богословскими   созерцаниями  и  логическими
> умозаключениями,    а    главное,    оценкой   исторического   опыта
> конфессиональных  отношений.  Идея  «единственности»  явилась вполне
> человеческой:  опытной и рассудочной. Она сформировалась значительно
> позднее    Никео-Цареградского    символа,    когда   многочисленные
> разделения:  ереси  и  расколы  –  разрывали Тело Христово и ставили
> вопросы  об  экклезиологическом  качестве  новообразований. Особенно
> заострили  проблему  Великий Раскол 1054 года и последовавшая за ним
> Реформация.

> Для  православного  сознания  только  одна единственная православная
> Церковь   является  подлинным  Телом  Христовым.  Для  католического
> сознания  только  одна  единственная  католическая  Церковь является
> подлинным  Телом  Христовым. Дилемма - кто же прав? – не может иметь
> однозначного    решения,   поскольку   за   каждым   сто`ит   веками
> выкристаллизовавшаяся   ментальность,   исповедующая   одно  и  тоже
> Откровение, один и тот же Символ Веры, по-разному осознанные в своём
> культурно-историческом опыте.  За тысячу лет эта  концепция  выросла
> на   Западе  и  на  Востоке  в  две  трудно  различимые,  но  жёстко
> противопоставленные  друг  другу  церковные традиции,   поддержанные
> с  обеих  сторон именами святых  отцов  и  авторитетных  богословов.
> Обе   опираются  на  Символ  Веры,  исповедующий  «единую  Церковь».
> Конфессиональное понятие «единственности Церкви» смещает в неологизм
> изначальный  смысл Символа,   поскольку  оно  пришло  не из Символа,
> а из несходного исторического опыта.

> Такое  же  смещение  понятий  происходит  с термином   «соборность».
> Этот  термин,  определяет  Церковь греческим  «кафолик`и», утверждая
> всеобъемлемость Царства Божия,  внедрённого  в исторический  процесс
> как  закваска,  которую  евангельская  «женщина  положила в три меры
> муки,   пока  вскисло  всё  тесто».{Мф.13,33}  Никейское  «кафолики»
> выражало   экклезиологическое  качество.  Его  первоначальный  смысл
> коррелировал  с «единством»  и  выражал  онтологическую  собранность
> чад  Божиих ото всех концов земли в «Церковь, которая есть Тело Его,
> полнота, Наполняющего всё во всём».{Еф.1,22-23} Никейское «кафолики»
> выросло из буквальных текстов Нового Завета. «Мы, многие, составляем
> единое   Тело   Христово»{Рим.12,5};    «Пребудьте   во  Мне,   и  Я
> в вас»{Ио.15,4};  «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне  пребывает
> и  Я  в  нём»{Ио.6,56}. Евхаристия осознавалась как способ собирания
> Тела Христова.
[ Свящ. Павел Адельгейм. ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В КАНОНАХ И ПРАКТИКЕ (1)
  http://inokinf.by.ru/library/articles/ru_history/church/dogmat.html
  = www.krotov.info/libr_min/a/adelgeym.html ]




   +++ Cвященник Александр Мень: распри и расколы в Церкви
                   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/145.htm#0
   +++ Яков Кротов: Церковь: единство и разделенность
              (и другие ссылки по теме)
              с. Христ.Просвещ./rasylka/003/499.htm#0
              

   +++ Митр. Сурожский Антоний: стать глупым, чтобы стать мудрым?
                          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/146.htm#0
   +++ Он же: Любовь к себе... надежда, вера... в себя
               с. Христ.Просвещ./rasylka/003/500.htm#0
  

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Раз среди вас есть соперничество и раздоры,
 разве это не значит, что вы плотские
 и ведете себя, как люди этого мира?
 Когда один говорит: "Я — Павлов", а другой: "Я — Аполлосов",
 то кто вы? Люди этого мира!
 В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?
 Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере,
 и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин.
 Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено. ...
 Пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ...
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше:
 и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир,
 и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее — всё это ваше,
 но вы принадлежите Христу, а Христос — Богу.* (1Кор.3:3-8,18,21-23)
                                * * *
'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки;
 а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.'
                                                        (Лествица)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»