Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 10 июля ст.ст., пт (8-я седмица по Пятидесятнице); литургические чтения: 1Кор.11:8-22 v; Мф.17:10-18 *. ¤ "Когда вы собираетесь в церковь", - пишет ап. Павел коринфянам, ¤ и для него, как и для всего раннего христианства, слова эти ¤ относятся не к храму, а к природе и цели собрания. Само слово ¤ "церковь" - екклhсiа обозначает, как известно, "собрание". ¤ "Собраться в церковь", в понятиях раннего христианства, значит ¤ составить такое собрание, цель которого - выявить, осуществить ¤ Церковь. ¤ Это собрание =евхаристическое=: на нём, как его завершение ¤ и исполнение, совершается "=вечеря Господня=", евхаристическое ¤ "преломление хлеба". В том же послании ап. Павел упрекает коринфян, ¤ которые "собираются так, что это не значит вкушать вечерю Господню" ¤ (11:20). Таким образом, мы видим "триединство - Собрания, ¤ Евхаристии, Церкви, и о нём, вслед за апостолом Павлом, единогласно ¤ свидетельствует всё раннее предание Церкви. В раскрытии его сущности ¤ и смысла и состоит основная задача литургического богословия". ¤ Эта задача особенно важна теперь, ибо "самоочевидное для ранней ¤ Церкви триединство перестало быть самоочевидным для современного ¤ церковного сознания". В "школьном" ("схоластическом") богословии ¤ (оно "возникло после обрыва отеческой традиции, преимущественно ¤ из западного понимания как метода, так и самой природы богословия") ¤ совсем не упоминается о связи Собрания, Евхаристии и Церкви. ¤ "Евхаристия определяется и рассматривается как одно из таинств, но ¤ не как "таинство собрания"", как определял его в V веке автор ¤ "ареопагитик". В этом богословии игнорируется экклезиологический ¤ смысл Евхаристии, а также евхаристическое измерение экклезиологии. ¤ Кроме того, "знание Евхаристии как "таинства собрания" выветрилось ¤ постепенно и из =благочестия=". Хотя учебники литургики и указывают, ¤ что литургия - "общественное богослужение", и служится ¤ преимущественно при "стечении молящихся", "но это "стечение ¤ молящихся", т.е. собрание, перестало восприниматься как первичная ¤ =форма= Евхаристии, а в Евхаристии перестали видеть и ощущать ¤ первичную =форму= Церкви. Литургическое благочестие стало предельно ¤ индивидуалистическим, о чём красноречивее всего свидетельствует ¤ современная практика причащения, подчиненная до конца "духовным ¤ нуждам" отдельных верующих, и которую никто - ни духовенство, ¤ ни миряне - не воспринимает в духе самой евхаристической молитвы: ¤ "нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ¤ ко другу во единого Духа причастие..."" ¤ Таким образом и в благочестии, в "церковности", постепенно произошло ¤ сужение первоначального смысла Евхаристии и ее места в жизни Церкви, ¤ своего рода "редукция". ¤ "Обе эти "редукции" Евхаристии - и в богословии, и в благочестии - ¤ находятся в открытом противоречии с самим чином Евхаристии, как его ¤ с самого начала хранит Церковь. Под "чином" мы разумеем здесь не те ¤ или иные подробности обрядов и таинств, которые очевидно ¤ развивались, менялись и усложнялись, а ту основную структуру ¤ Евхаристии ..., которая восходит к апостольской первооснове ¤ христианского богослужения". Основной порок школьного богословия ¤ состоит в том, что в своей трактовке таинств оно исходит ¤ "из собственных априорных и отвлеченных категорий и определений", ¤ порой не согласованных с реальностью церковной жизни, ¤ "а не из живого опыта Церкви, не из конкретного литургического ¤ предания, каким оно хранится Церковью". "Раньше Церковь твердо ¤ знала, что "закон веры" (lex credendi) и "закон молитвы" ¤ (lex orandi) неотделимы один от другого и взаимно друг друга ¤ обосновывают, так что, по словам св. Иринея Лионского, "учение наше ¤ согласно с Евхаристией, а Евхаристия подтверждает учение" ¤ ("Против ересей"). "Но богословие, построенное по западным образцам, ¤ совсем не интересуется богослужением, как оно совершается Церковью, ¤ его собственной логикой и "чином". Исходя из своих отвлеченных ¤ предпосылок, богословие это a priori решает, что "важно", а что ¤ "второстепенно", причем "второстепенным" - не представляющим ¤ богословского интереса - оказывается, в конечном итоге, именно ¤ само богослужение во всей его сложности и многообразии, т.е. как раз ¤ то, чем по-настоящему и живет Церковь. Из богослужения искусственно ¤ выделяются важные "моменты", на которых и сосредотачивается ¤ всё внимание богослова. Так, в Евхаристии - это "момент" преложения ¤ Св. Даров и затем причащение, в Крещении - это "троекратное ¤ погружение"..." Но ведь ""важность" этих моментов не отрываема ¤ от литургического контекста, который один по-настоящему выявляет ¤ их подлинное содержание. Отсюда поразительная бедность ¤ и односторонность объяснения таинств и самого подхода к ним в наших ¤ школьных догматиках. Отсюда - сужение и такая же односторонность ¤ литургического благочестия - ибо не питаемое и не направляемое, как ¤ при св. отцах, "литургической катехезой", т.е. подлинным ¤ богословским объяснением, оно оказывается во власти всевозможных ¤ символических и аллегорических истолкований богослужения, ¤ своеобразного литургического "фольклора"". Поэтому "первый принцип ¤ литургического богословия состоит в том, чтобы при объяснении ¤ литургического предания Церкви исходить не из отвлеченных, чисто ¤ интеллектуальных схем, наброшенных на богослужение, а из самого ¤ богослужения и, это значит, в первую очередь - из его =чина=..." По кн.: прот. Александр Шмеман. Евхаристия - Таинство Царства (гл. 1. ТАИНСТВО СОБРАНИЯ) www.liturgica.ru/bibliot/eucharistia/euharistia01.html ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.9:11-27; Лк.9:37-43; эпизод №87-88 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#87) +++ Прот. Иоанн Мейендорф: 'когда вы собираетесь как церковь...' с. Христ.Просвещ./rasylka/003/515.htm#0 +++ Свящ. Владимир Лапшин. Проповедь в Великий Четверг www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=35 +++ свящ. Александр Мень: открытость, общение, многообразие с. Христ.Просвещ./rasylka/002/161.htm#0 +++ Он же: разномыслия в Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/002/163.htm#0 +++ Он же: многообразие - судьба Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/002/165.htm#0 +++ Он же: открытость христианства, многообразие с. Христ.Просвещ./rasylka/002/169.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Не могу похвалить вас за ваши собрания: от них больше вреда, чем пользы. Во-первых, я слышал, что, когда вы собираетесь как церковь, у вас бывают раздоры. Отчасти верю: среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание. Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян. У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить? Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих? Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!* (1Кор.11:17-22) * * * "я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл) |
|||
|
|
![]() |