=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

Религия смирения. Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя

 

* 27 июля      ст.ст., пн (11-я седмица по Пятидесятнице);
  литургические чтения: 2Кор.2:4-15; Мф.23:13-22 v.



>                   Нормативная этика. Фарисейство.

> Этика   закона    существует   не  только   как  этика   религиозная
> и  социальная.  Она  становится  также  этикой  философской  и  даже
> обосновывает  себя  на  свободе  и  автономии.  Но  и  в этом случае
> обнаруживается  ее  ветхозаветная  природа. Философская этика закона
> есть  этика  нормативная  и идеалистическая. Нормативная философская
> этика   совсем   не  авторитарна   и   не  гетерономна,    наоборот,
> она  автономна.  <.....>  Нравственный закон, который человек должен
> свободно  открыть  в  себе,  автоматически  дает  свои  предписания,
> одинаковые  для  всех  людей  и для всех случаев жизни. Нравственная
> максима  Канта,  что  каждого  человека  нужно  рассматривать не как
> средство,  а  как  самоцель,  подрывается  законническим  основанием
> этики,   ибо   каждый   человек   оказывается  средством  и  орудием
> осуществления  отвлеченного,  безличного,  общеобязательного закона.
> Нравственность  свободна  в смысле своезаконности, но человек совсем
> несвободен  и  неавтономен,  он  целиком  подчинен  норме  и закону.
> <.....> Столь же законнической, как у Канта, является и нравственная
> философия  Л.Толстого,   хотя она и совсем неавторитарна.  Л.Толстой
> и  Евангелие  рассматривает в смысле нравственного закона  и  нормы,
> и  осуществление Царства Божьего уподобляется воздержанию от курения
> и  вина.  Учение  Христа оказывается рядом нравственных предписаний,
> которые  человеку легко осуществить, если он признает их разумность.
> Толстой  был  сильным критиком христианской  неправды  и  лицемерия.
> Но  он  хотел  подчинить  жизнь  тиранической  власти  законнической
> морали.   Толстовский   морализм   приобретает   почти  демонический
> характер,    истребляющий богатство бытия.  И Кант и Толстой выросли
> на  почве  христианства,  но  при  всём их свободолюбии они означают
> законническое     перерождение    христианства.    Они    утверждают
> самоправедность  через  осуществление  закона,    т.е.  возвращаются
> к фарисейству, хотя и философски очищенному, к пелагианству, которое
> тоже  было   законническим   морализмом   и   потому   не  нуждалось
> в  благодати.    Против  пелагианского   морализма  и  рационализма,
> т.е.   против   законничества   в  католичестве,    восстал   Лютер.
> Но   и   лютеранство   в   дальнейшем   подверглось   законническому
> перерождению.  Законничество  в  христианстве  было  сильно  во  все
> времена.  Даже  благодать  понимали  законнически.  Совсем  не  было
> преодолено      фарисейское    законничество.     Всякий    морализм
> был   фарисейским   законничеством.   Аскеза  превратилась  в  форму
> законничества.  Тип моралиста есть тип законника, не желающего знать
> индивидуального  человека,  личности, живого существа. И против него
> права реакция аморалиста.

> Нормативизм   законнической  этики  применим  лишь  к  очень  грубым
> элементарным  случаям  –  не  нужно  развратничать, убивать, красть,
> лгать,  но  совсем  неприменим  к  более  глубоким и тонким случаям,
> требующим   индивидуально-творческого   разрешения.   Закон   вызван
> страстной  природой  ветхого  Адама,  мстительного,  властолюбивого,
> корыстолюбивого, завистливого, сластолюбивого. Но настоящая проблема
> этики  лежит  глубже,  она  связана  с той индивидуальной сложностью
> жизни,    которая  порождена столкновением ценностей высшего порядка
> и   обнаруживает   трагическое   в   жизни.   Между  тем  как  этика
> преимущественно  понималась  как учение о том, что не следует красть
> платков из карманов.

> Религиозный  образ  законнической  этики дан в фарисействе. Ошибочно
> думать,     как    нередко    думают   христиане,   что  фарисейство
> есть  религиозно  и  нравственно  явление  низкое, почти ругательное
> слово.  Наоборот,  фарисейство было религиозно и нравственно высокое
> явление,    вершина  религиозной  и  нравственной  жизни  еврейства.
> На  осевшей  и  затвердевшей  почве  ветхозаветной   религии  Закона
> и  нельзя  было  выше  подняться.  Фарисеи  были религиозные учителя
> еврейства, верные закону и истолковывавшие закон. И вот против этого
> высокого   и   чистого   явления   фарисейства   восстает   Христос.
> Самое  основное  и  преобладающее  впечатление,    которое  остается
> от чтения  Евангелия,   это восстание против фарисейства,  обличение
> его  неправды  перед  правдой новозаветной. Но обличение фарисейства
> есть  обличение  законнической  этики,   этики  оправдания  Законом,
> этики  чистоты  и довольства своей праведностью. Мытарей и грешников
> Евангелие   поставило   выше  фарисеев,    нечистых   выше   чистых,
> не  исполнивших закон выше исполнивших закон, последних выше первых,
> погибающих  выше  спасенных, "злых" выше "добрых". Это есть парадокс
> евангельской  морали,  который  с  трудом  вмещается и осмысливается
> христианами  в  истории.  Христиане  всё  думают,  что  евангельские
> обличения  относятся  к  фарисеям,  жившим в далеком прошлом, и сами
> риторически  громят   их   как  злодеев.    Но   в  действительности
> эти  обличения  относятся  к  нам  самим,   к нам,  живущим сегодня,
> к  самоправедным,    к нравственно первым,  спасающимся всех времен.
> <...>  что значит парадокс евангельской этики? Почему в нравственном
> отношении  первые  делаются последними и наоборот? Почему лучше быть
> грешным,     сознающим    свой    грех,   чем  фарисеем,   сознающим
> свою   праведность?  Обыкновенно  объясняют  это  так,  что  грешник
> смиренен,  фарисей  же  горд,  как  горд  стоик. А христианство есть
> прежде  всего   религия  смирения.   Думаю,   что  в этом объяснении
> не  доходят  до  самой глубины тревожного вопроса.   Фарисеи  стояли
> на  грани  двух  миров,  на  перевале  от  этики  искупления к этике
> благодати.  И  в них должно было обнаружиться бессилие законнической
> этики  в  деле  реального  спасения  от  греха  и зла. Вся трудность
> проблемы  тут в том, что именно законническая этика исполнима. Закон
> можно  исполнить  до  малейших  деталей  и  стать  по закону чистым.
> Фарисеи   это  и  делали.  И  вот  обнаруживается,  что  совершенное
> исполнение  закона  и  совершенная  чистота не спасают, не открывают
> путей  в  Царство   Божье.    Закон   явился   в  результате  греха,
> но  он  бессилен  вывести  человека из того мира, в который он попал
> после  того, как он сорвал с древа познания добра и зла, он бессилен
> преодолеть  грех  даже  при  совершенном  его  исполнении,  не может
> спасти.  Фарисейство,   т.е.  этика  закона,   беспощадно осуждается
> в Евангелии,   потому что оно не нуждается в Спасителе  и  спасении,
> как  нуждаются  мытари  и  грешники,  потому  что  если бы последняя
> религиозная  и  нравственная  правда   была   на  стороне  фарисеев,
> то   искупление   было  бы  не  нужно.  Фарисейство  есть  отрицание
> искупления  и  Искупителя.  Фарисейство  думает,   что искупление  –
> в  исполнении  закона  добра,  в  то время как спасение в том, чтобы
> преодолеть  то  различение  между  добром  и  злом,  которое явилось
> результатом   грехопадения,    т.е.   преодолеть закон,  порожденный
> этим  различием,  войти  в  Царство  Божье,  которое  совсем не есть
> царство  закона  посюстороннего  добра.  Фарисейство  есть настолько
> глубокий  и  устойчивый  элемент  человеческой природы,   обращенной
> к закону, что оно по-своему понимает христианство и деформирует его.
> Христианин,    который   думает,   что  он оправдан,  чист и спасен,
> что он выше грешников, когда он часто посещает службы, бьет поклоны,
> ставит  свечи,  служит  молебны, произносит по уставу слова молитвы,
> исполняет  все  канонические  правила,  совершает  дела  милосердия,
> добрые  дела,  есть,  конечно, фарисей внутри христианства, и к нему
> тоже  относятся  евангельские  обличения.  Этика  закона  исполнима,
> но она бессильна бороться с помыслами и изменить внутреннее духовное
> состояние  человека.  Согласно этике закона, человек делается хорош,
> потому  что  он  исполняет добрые дела закона. В действительности же
> человек  делает  добрые  дела,  потому  что  он хорош. Это прекрасно
> понимал Лютер, хотя и делал отсюда односторонние выводы.
        [ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (II.I.4)
          www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_04.html#4. ]

=продолжение в след. вып.=
          


   +++ Александр Гуревич о православном фарисействе
            с. Христ.Просвещ./rasylka/002/178.htm#0
   +++ Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
                         с. Христ.Просвещ./rasylka/003/532.htm#0



--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы запираете от людей Царство Небес
 и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете.
 Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
 Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного,
 а обратив, делаете из него
 человека вдвое больше достойного ада, чем сами.
 Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»