=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

 

* 11 августа   ст.ст., вт (13-я седмица по Пятидесятнице);
  {попразднство Преображения}
  литургические чтения: 2Кор.8:16-9:5; Мк.3:13-19 *.


Начало см. в выпусках 853 (с. Христ.Просвещ./rasylka/004/853.htm#0 ),
и 859 (с. Христ.Просвещ.//rasylka/004/859.htm#0 )!

> Патриарх Сергий, покойный, говорил, что Церковь развивалась по линии
> от  плюрализма  к  единству,  что вначале общины были все независимо
> разбросаны,  потом  они  объединялись,  потом  возникли  епископаты,
> митрополии,  потом  возник  патриархат  -  и всё это движение носило
> характер безусловно центростремительный. Организационно был один шаг
> до   того,  чтобы  Церковь  превратилась  в  единый  государственный
> организм.  Но промысел Божий этого не допустил. Он использовал грехи
> человеческие,    распри  между   латинянами   и   греками  для того,
> чтобы сохранить плюрализм хотя бы на двух полюсах  Римской  империи;
> и  возникло два типа благочестия, а теперь и три. На самом деле есть
> несколько  типов  христианства,  их  должно  быть  не менее четырех,
> поскольку    четыре   типа    человеческого   характера   существуют
> по  традиции.   И  мы  должны  сказать,   пародируя   как бы,    что
> протестанты   -   это   холерики,   что  православные  -  это  <...>
> меланхолики,    что  католики  -   это  сангвиники  и  т.д.  Я очень
> это  огрубил, но, если вы покопаетесь, вы увидите, что иной человек,
> который числится православным и по всем приметам такой, в душ`е он -
> совершенный  баптист,  а есть баптисты, которые совсем православные.
> Есть  иудей,  такой,  что  -  сдери  с  него шапочку, надень на него
> что-нибудь  другое  -  ну  истинно  православный  человек, вот прямо
> ортодокс. Это типажи человеческие.

> Значит,    всегда   возникает   вопрос -    опять   мы  возвращаемся
> к  исходному,  -  почему  же  Господь вручил эту власть? Ну нет этой
> власти.  Заслуга А.С.Хомякова в том, что он показал, правда с левыми
> загибами,  но  показал, что в Церкви нет внешнего авторитета. Загибы
> были  в том, что он потерял чувство реальности, забыв, что Церковь -
> это  и  союз  людей.  А  любой союз требует дисциплины определенной,
> иначе  все будут грести, как лебедь, рак и щука. Но мы должны всегда
> помнить,  что  дисциплина  эта  не божественная, а конвенциональная,
> условная.

> Мы   подчиняемся   ей   ради  свободного   послушания,    ради того,
> чтобы  сохранять  структуру  Церкви  как  общины. Одному не нравится
> одно,  другому  -  другое,  одному  не  нравится  иконопись, другому
> живопись  - нужно идти навстречу друг другу. Но, по существу, он был
> прав:  в Церкви внешних авторитетов не должно быть, только духовные.
> Мы свободно принимаем авторитет Евангелия, авторитет  Христа -   это
> не  внешний  авторитет. Они, конечно, для нас авторитет, но в смысле
> высшего,  это носители высшей истины,  но это не то,  что нас давит,
> а  то,   что мы восприняли свободно,  открыв себя этому потоку.  Это
> не  так  просто  выразить, и Хомяков над этим бился, и Бердяев потом
> бился,    но  всё-таки это заслугой Хомякова  остается  утверждение,
> что здесь свобода чад Божиих...

> Ко  мне  недавно  приходил  один юноша, учитель из соседней деревни,
> крещенный,     хотел    в  храм  ходить,   разобраться  и  спрашивал
> об  инквизиции и прочем. Я говорю ему: это самое простое дело. У нас
> есть  критерий,   когда мы можем отличить подлинное от мнимого.  Вот
> в  романе  Г.Грина  "Сила  и  слава" очень точно сказано в разговоре
> героя с лейтенантом, который ведет его на казнь. Герой говорит: если
> у вас будут плохие люди, то всё пропало, потому что у вас всё сто`ит
> на  людях.    У нас  могут быть плохие люди,  но на самом деле у нас
> всё  живет  другим. Он сказал буквально: "У нас Бог из камней делает
> сынов  Авраама,  и  всегда  их  найдет".  Чтобы  было  ясно, что это
> всё-таки дело - нечеловеческое.

> И   поэтому   меня  глубоко  изумляют  рассуждения  многих  западных
> богословов,  которые говорят о будущем христианства.  Они рассуждают
> в  той  же  терминологии  и  в  той  же  психологической  атмосфере,
> в  которых  можно   рассуждать  о судьбах  какой-нибудь  организации
> или  партии.  Как  там она? Преуспеет или нет? Будет она иметь рынок
> сбыта   своим   идеям  или  нет?  Да,  плоховаты  дела...  Абсолютно
> бессмысленные  рассуждения,   потому что если этих господ пригласить
> в  те  времена,  когда  жили  апостолы, то что тогда бы они сказали,
> какие  там  были  социальные условия?! "Распят мятежник!" - помните,
> есть   такое  стихотворение  "Против  течения"  А.К.Толстого,  очень
> хорошее,  и  они  там  говорят:  "Распят мятежник" - и всё! Кончено,
> будем   спокойно  теперь  отдыхать.   Но оказывается нет,  всё вышло
> на  поверхность.  <...>  Так что о Церкви судить только на основании
> социологии  -   совершенно  близорукое  решение.   Именно поэтому мы
> и говорим о ее двойственности, о богочеловеческой природе.

> Вот  мы,  члены Церкви, ее инструмент, но то, что с нами происходит,
> это,  в  общем,   всегда  чудо...   всегда  чудо.   Мы вовсе не клуб
> по  интересам,  хотя, конечно,  у нас с вами много общего,  в жизни,
> в характере, в устремлениях, тем не менее, есть некая тайна, которая
> будет  связывать  нас и далее, потому что "где двое или трое собраны
> во  имя  Мое,   Я  среди них", -  и это преодолеет наши немощи.  Она
> не  формализована,  тайна,  и  власть  действительно  дана,  но дана
> условно,  до  тех пор пока... "кто хочет быть первым, будь слуга..."
> Надо сказать, что это ведь действовало и в ветхозаветной церкви.

> Когда   мы  начинаем  читать  историю,  мы видим,  то народ бунтует,
> то  какие-то  недостойные  цари  -  всё  очень непросто, диалог идет
> сложно  и  напряженно.  А  что  касается  идеи  первосвященника, то,
> рассуждая   социологически,  конечно,  в  ней  есть  большой  смысл.
> Разумеется,    удобнее,    когда   церковное  руководство  находится
> вне  государства,  когда оно обладает автономией, когда оно обладает
> огромным  аппаратом   богословов  и т.д.,   поэтому  более мобильно.
> Но  в  этом  есть  и  своя опасность.   И мы должны  всегда  видеть,
> где Христова Церковь, а где ее внешние стороны.
                [ Свящ. Александр Мень. ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ
                  (оп. в сб.  МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА)
                  www.krotov.info/library/13_m/myen/00067.html  ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.10:2-4; Лк.6:12-16;
         эпизод N49 по "Брюссельскому согласованию"
         (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#49)


  +++ Александр Мень: апостольская Церковь
      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/489.htm#0


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
"Если человек хочет прийти к самому себе,
 его путь лежит через мир (окружающий нас)". (В.Франкл)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»