Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 22 августа ст.ст., сб (14-я седмица по Пятидесятнице); {Попразднство Успения} литургические чтения: 1Кор.4:1-5; Мф.23:1-12. > <.> скажи мне, для чего превозносишься благами, <словно это твоя > собственность>, вместо того, чтобы за дары исповедать благодарность > Давшему? +<Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, > что хвалишься, как будто не получил?>+ (1Кор.4,7)? Не ты познал Бога > чрез праведность, но Бог познал тебя по благости. Сказано: +<познав > Бога, а вернее, будучи познаны Богом>+ (Гал.4,9). Не ты постиг > Христа чрез добродетель, но Христос постиг тебя, <прийдя к тебе>. > Сказано: +<Не то, чтобы я достиг, ... но достиг меня Христос>+ > (Флп.3,12). +<Не вы Меня избрали, но Я избрал вас>+ (Ин.15,16). > Но ты высоко о себе думаешь, потому что <тебе оказана честь>, > и милость <делаешь предлогом> к гордыне. Познай же, наконец, кто ты, > как Адам, <изгнанный> из рая; как Саул, оставленный Духом Божиим; > как Израиль, отсеченный от святого корня. Сказано: +<ты держишься > верою; не думай высоко о себе, но бойся>+ (Рим.11,20). За милостью > следует суд, и Судия исследует, как воспользовался ты данным тебе > по милости. Если же не понимаешь и того <.>, что сподобился > благодати, но в избытке бесчувствия благодать обращаешь > в собственную свою заслугу, то не досточестнее ты <..> апостола > Петра - <..> любовью к Господу <ты не можешь> превзойти того, > который так сильно любил, что желал и умереть за Него. Но <поскольку > он думал о себе высоко>, сказал: +<Если и все соблазнятся из-за > Тебя, я никогда не соблазнюсь>+ (Мф.26,33), то предан человеческой > боязни, и пал даже до отречения, <дабы через это быть вразумленным> > соблюдать осторожность и <сознанием собственной немощи научиться > щадить немощных и ясно уразуметь>, что, как утопая в море, <он был> > поддержан десницею Христовою, так <и, когда его обуревало > искушение>, подвергшись опасности погибнуть от неверия, <он был> > охранен силою Христа, Который и предсказал ему, что случится с ним > <...> (Лк.22,31-32). И Петр, обличенный таким образом, <..> получил > помощь, будучи <научен> отложить высокомерие и щадить немощных. > А <надменный фарисей (из притчи)>, не только смело полагающийся > на себя, но и злословящий мытаря пред Богом, как виновный в гордыне, > лишился похвалы за праведность. И <не он, а мытарь +пришел домой > оправданным+> (Лк.18,14), потому что прославил Святого Бога > и не смел смотреть вверх, но просил одного помилования, обвиняя > сам себя <...>. Поэтому смотри и имей во внимании этот пример, > как тяжек вред гордыни, и поучайся из <него>. Утратил праведность > возгордившийся, <потерял награду> смело полагавшийся на себя, > уничижен пред смиренным и грешником возвеличивший себя пред ним > и не дождавшийся суда Божия, но сам произнесший о нём суд. > А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и перед великими > грешниками. <Смирение> часто спасает и того, кто сделал многие > и великие грехи. Не оправдывай себя паче другого, чтобы оправдавшись > по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию. > +<Но я и сам себя не сужу. Ибо я ничего за собой не знаю, но не этим > я оправдан, Судия же мне Господь>+ (1Кор.4,3-4). > <Считаешь, что сделал> нечто доброе? Благодари Бога, > не превозносись пред ближним. Сказано: +<Каждый да испытывает > свое собственное дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, > а не в другом>+ (Гал.6,4). Ибо какую пользу сделал ты ближнему тем, > что исповедал веру, или терпеливо нес труды поста, или претерпел > изгнание за имя Христово? Не другому от этого выгода, а тебе. > Бойся уподобления в падении диаволу, который, вознесшись > пред <людьми>, пал, низложенный Человеком, и <отдан на попрание > тому, кого он попрал>. Подобно сему и падение израильтян. > Превознесшись пред язычниками, как пред нечистыми, действительно > стали они нечисты. И +<праведность>+ их стала, +<как запачканная > одежда>+ (Ис.64,6), а беззаконие и нечестие язычников заглаждены > верою. Вообще, помни <истинное высказывание>: +<Бог гордым > противится, смиренным же дает благодать>+ (1Пет.5,5; Притч.3,34). > <Помни> всегда изречение Господне: <+Всякий возносящий себя смирён > будет, а смиряющий себя вознесён будет+ (Лк.14,11)>. Не будь > несправедливым судией самого себя, испытывай себя, не льстя себе, и, > если думаешь, что есть в тебе нечто доброе - не это одно выставляя > на вид, падения же намеренно забывая, не величаясь заслугой, какую > сделал сегодня, извиняя же себя в том, что делал худого <прежде>. > Напротив того, когда надмевает тебя настоящее, приводи себе > на память давнее, и избавишься от глупой надутости. И если увидишь > ближнего во грехе, не на это одно смотри, но размысли, что сделал > или делает он хорошего, и нередко, <посмотрев на его жизнь в целом, > а не оценивая частный случай, обнаружишь>, что он лучше тебя. И Бог > <оценивает человека не по одному случаю>. <...> <Вот> и Иосафату > сделав некогда выговор за грех настоящий, <вспомнил> и заслуги его, > говоря: +<Впрочем и доброе найдено в тебе>+ (2Пар.19,3). > <Итак>, будем всякий раз ограждать себя от гордыни, смиряя себя, > чтобы возвыситься, подражая Господу, нисшедшему с неба до крайнего > уничижения, и обратно из уничижения вознесшемуся на подобающую > высоту. <Ведь мы видим>, что в Господе всё научает <смиреннию>. > Будучи младенцем, прежде всего Он - в <пещере>, и не на ложе, > но в яслях <для скота>; в доме <плотника> и бедной Матери; > <Он> повинуется Матери и обрученному с Нею; учится, выслушивает то, > в чём не нуждался; <но вместе с тем>, вопрошает и <Его вопросы > удивляют> мудростью; <Он> подчиняется Иоанну <Крестителю> - > и Владыка приемлет крещение от раба; не противится никому > из восстающих на Него и не приводит в действие той неизреченной > власти, какую имел, но уступает им, как бы сильнейшим <...>; > <Он сто`ит перед первосвященниками как подсудимый>, приводится > к <правителю>, <принимает> на Себя осуждение; когда мог обличить > клеветников, в молчании терпит <клевету>, <затем - оплевание> > от рабов и самых <ничтожных> слуг; <Он> предается смерти, <причем> > смерти <самой презренной у людей>. Так прошел Он всю человеческую > жизнь от рождения до конца, и после такого <унижения> являет наконец > славу, прославляя с Собою тех, которые с Ним обесславлены. <Это > прежде всего> блаженные апостолы, которые в нищете и наготе <обходят > весь мир ...>, скитающиеся, одинокие проходят сушу и море, <перенося > бичевания, побиение камнями, гонения, и, наконец, казнь>. > Вот отеческие божественные <уроки для нас>! Научимся подражать им, > чтобы из <унижения> воссияла для нас вечная слава, - сей совершенный > и истинный дар Христов. Но как же снизойдем до спасительного > <смирения>, оставив пагубное надмение гордыни? <Мы сделаем это>, > если <...> ничем не станем пренебрегать, как будто нет от того > вреда. Ибо душа уподобляется своим занятиям: что она делает, <...> > от того и принимает на себя вид. Да будут у тебя наружный вид, > и одежда, и поступь, и седалище, и <пища, и постель>, и дом, и все > домашние сосуды доведены до того, чтобы в этом не было излишеств; > и слово, и песнь, и обращение с ближним да будут направлены более > к скромности, нежели к надмению. Да не будет у тебя софистических > прикрас в слове, <...> речей горделивых и высокомерных, но во всём > отсекай величавость. Будь добр с другом, кроток с слугой, > <незлопамятлив> на дерзких, человеколюбив к <незначительным>, утешай > <несчастных>, посещай <болеющих>, совершенно никого не презирай, > приветствуй с <радушием>, отвечай со светлым лицом, ко всем будь > благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы себе самому, > не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного > слова, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах > сам себя обвиняй, <не дожидаясь, когда другой будет обличать > тебя ...>. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро > и не <со страстью>, ибо это признак высокомерия; не осуждай > за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Впадших > в погрешность принимай, исправляй их духовно, как дает совет > Апостол: +<наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным>+ > (Гал.6,1). Столько прилагай старание не быть прославляемым <людьми>, > сколько другие стараются быть прославляемыми, если только помнишь, > что Христос называет <потерей> награды, получаемой от Бога, <..> > выказывание себя перед людьми и делание добра с тем, чтобы видели > это люди. Ибо о таковых сказано: +<уже получают награду свою>+ > (Мф.6,2). Поэтому не делай себе ущерба, желая быть на виду у людей. > <Поскольку> Бог - великий зритель, ищи славы пред Богом, потому что > Он воздает славную награду. <.> ты удостоен первенства, люди > оказывают тебе внимание и прославляют тебя? Будь равен подчиненным > <... (ср. 1Пет.5,3)>; не подражай мирским начальникам, ибо кто хочет > быть первым, тому Господь повелел быть рабом всем (Мк.10,44). Кратко > же сказать: <стремись к смирению, к уничижению; возлюби его, и оно> > прославит тебя. Таким образом прекрасно будешь восходить к истинной > славе - к славе у ангелов, к славе пред Богом; Христос признает тебя > пред ангелами учеником Своим, и прославит тебя, если будешь > подражателем Его <смирения и самоуничижения>. Ибо Он говорит: > +<Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой > душам вашим>+ (Мф.11,29). Ему слава и держава во веки веков! Аминь. [ Свт. Василий Великий. Беседа 20 (О СМИРЕННОМУДРИИ) www.krotov.info/library/v/vasi_vel/2_237.html ] &&& Авва Дорофей: Осуждение: разве мало собственного бремени? с. Христ.Просвещ./rasylka/003/334.htm#0 &&& митр. Сурожский Антоний: Встать перед судом совести с. Христ.Просвещ./rasylka/002/203.htm#0 &&& свящ. Яков Кротов: Предвозлежания и председания с. Христ.Просвещ./rasylka/003/611.htm#0 &&& Он же: совершив подвиг, разумнее и добросовестнее предполагать, что ты совершил грех, только не понимаешь, какой... www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_12.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Итак, пусть видят в нас слуг Христа, которым поручено возвещать тайны Бога. От них в конечном счете требуется лишь верность. Меня меньше всего волнует, что меня будете судить вы или любой другой человеческий суд. Я даже себя самого не сужу. Хотя на моей совести ничего нет, это еще не значит, что я тем самым оправдан. Но мне судья Господь. Так что ничему не вынос`ите приговора до времени, пока не придет Господь. Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке, и сделает явными даже тайные помыслы. Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу.* (1Кор.4:1-5) * * * *Иисус обратился к народу и к Своим ученикам: "Учител`я Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. Поэтому слушайтесь их и во всём поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. ... Они любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: 'Учитель'. А вас пусть не зовут 'учитель', потому что вы все братья друг другу и у вас один лишь Учитель. И 'отцом' никого на земле не зовите - у вас лишь один Небесный Отец. И пусть не зовут вас 'наставниками', потому что у вас один лишь Наставник - Помазанник Божий. А кто из вас самый главный, пусть будет слугой вам. Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, тот возвысится."* (Мф.23:1-12) * * * Господь сказал: "Кто из вас никогда не грешил, пусть первым бросит в нее камень!" (Ин.8:7) |
|||
|
|
![]() |