=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

 

* 22 августа   ст.ст., сб (14-я седмица по Пятидесятнице);
  {Попразднство Успения}
  литургические чтения: 1Кор.4:1-5; Мф.23:1-12.



> <.>  скажи  мне,  для  чего превозносишься благами, <словно это твоя
> собственность>,  вместо того, чтобы за дары исповедать благодарность
> Давшему?    +<Что   ты  имеешь, чего бы не получил?  А если получил,
> что хвалишься, как будто не получил?>+ (1Кор.4,7)? Не ты познал Бога
> чрез  праведность, но Бог познал тебя по благости. Сказано: +<познав
> Бога,  а  вернее,  будучи  познаны  Богом>+  (Гал.4,9). Не ты постиг
> Христа  чрез  добродетель,  но Христос постиг тебя, <прийдя к тебе>.
> Сказано:  +<Не  то,  чтобы  я  достиг,  ... но достиг меня Христос>+
> (Флп.3,12). +<Не вы Меня избрали, но Я избрал вас>+ (Ин.15,16).

> Но   ты  высоко  о себе думаешь,   потому что <тебе оказана  честь>,
> и милость <делаешь предлогом> к гордыне. Познай же, наконец, кто ты,
> как  Адам,  <изгнанный>  из рая; как Саул, оставленный Духом Божиим;
> как  Израиль,  отсеченный  от святого корня. Сказано: +<ты держишься
> верою;  не  думай высоко о себе, но бойся>+ (Рим.11,20). За милостью
> следует  суд,  и Судия исследует,  как воспользовался ты данным тебе
> по  милости.  Если  же  не  понимаешь  и  того  <.>,  что сподобился
> благодати,     но   в  избытке   бесчувствия   благодать   обращаешь
> в  собственную  свою  заслугу,  то  не досточестнее ты <..> апостола
> Петра  -  <..>  любовью  к  Господу  <ты  не можешь> превзойти того,
> который так сильно любил, что желал и умереть за Него. Но <поскольку
> он  думал  о  себе  высоко>,  сказал: +<Если и все соблазнятся из-за
> Тебя,  я  никогда не соблазнюсь>+ (Мф.26,33), то предан человеческой
> боязни,  и пал даже до отречения, <дабы через это быть вразумленным>
> соблюдать  осторожность  и  <сознанием  собственной немощи научиться
> щадить  немощных и ясно уразуметь>, что, как утопая в море, <он был>
> поддержан   десницею   Христовою,   так   <и,  когда  его  обуревало
> искушение>,  подвергшись  опасности  погибнуть  от неверия, <он был>
> охранен  силою  Христа, Который и предсказал ему, что случится с ним
> <...>  (Лк.22,31-32). И Петр, обличенный таким образом, <..> получил
> помощь,    будучи  <научен>  отложить высокомерие и щадить немощных.
> А  <надменный  фарисей (из притчи)>,   не только смело  полагающийся
> на себя, но и злословящий мытаря пред Богом, как виновный в гордыне,
> лишился  похвалы  за  праведность.  И <не он, а мытарь +пришел домой
> оправданным+>  (Лк.18,14),    потому  что   прославил  Святого  Бога
> и  не смел  смотреть  вверх,  но просил одного помилования,  обвиняя
> сам  себя  <...>.   Поэтому смотри и имей во внимании  этот  пример,
> как  тяжек  вред  гордыни, и поучайся из <него>. Утратил праведность
> возгордившийся,   <потерял  награду>  смело  полагавшийся  на  себя,
> уничижен пред смиренным  и  грешником  возвеличивший  себя  пред ним
> и  не  дождавшийся  суда  Божия,    но сам  произнесший  о нём  суд.
> А  ты  никогда  не  превозносись ни перед кем, даже и перед великими
> грешниками.   <Смирение>  часто  спасает  и того,  кто сделал многие
> и великие грехи. Не оправдывай себя паче другого, чтобы оправдавшись
> по  собственному  приговору,  не быть осужденным по приговору Божию.
> +<Но я и сам себя не сужу. Ибо я ничего за собой не знаю, но не этим
> я оправдан, Судия же мне Господь>+ (1Кор.4,3-4).

> <Считаешь,      что  сделал>    нечто   доброе?     Благодари  Бога,
> не  превозносись   пред ближним.   Сказано:  +<Каждый  да испытывает
> свое  собственное  дело и тогда будет иметь похвалу  только  в себе,
> а  не в другом>+ (Гал.6,4). Ибо какую пользу сделал ты ближнему тем,
> что  исповедал  веру,  или  терпеливо нес труды поста, или претерпел
> изгнание   за имя  Христово?   Не другому  от этого выгода,  а тебе.
> Бойся   уподобления   в  падении   диаволу,    который,   вознесшись
> пред  <людьми>,  пал,  низложенный  Человеком,  и <отдан на попрание
> тому,   кого   он   попрал>.  Подобно  сему  и  падение  израильтян.
> Превознесшись  пред  язычниками,  как  пред нечистыми, действительно
> стали  они  нечисты.  И  +<праведность>+ их стала, +<как запачканная
> одежда>+  (Ис.64,6),  а  беззаконие  и нечестие язычников заглаждены
> верою.   Вообще,   помни   <истинное   высказывание>:  +<Бог  гордым
> противится,  смиренным  же  дает благодать>+ (1Пет.5,5; Притч.3,34).
> <Помни>  всегда  изречение Господне: <+Всякий возносящий себя смирён
> будет,  а  смиряющий  себя  вознесён  будет+  (Лк.14,11)>.  Не  будь
> несправедливым судией самого себя, испытывай себя, не льстя себе, и,
> если  думаешь,  что есть в тебе нечто доброе - не это одно выставляя
> на  вид,  падения же намеренно забывая, не величаясь заслугой, какую
> сделал  сегодня,  извиняя  же себя в том, что делал худого <прежде>.
> Напротив  того,    когда  надмевает  тебя  настоящее,   приводи себе
> на  память  давнее, и избавишься от глупой надутости. И если увидишь
> ближнего  во  грехе,  не на это одно смотри, но размысли, что сделал
> или  делает он хорошего, и нередко, <посмотрев на его жизнь в целом,
> а  не оценивая частный случай, обнаружишь>, что он лучше тебя. И Бог
> <оценивает  человека  не  по  одному случаю>. <...> <Вот> и Иосафату
> сделав  некогда выговор за грех настоящий, <вспомнил> и заслуги его,
> говоря: +<Впрочем и доброе найдено в тебе>+ (2Пар.19,3).

> <Итак>,  будем  всякий  раз  ограждать себя от гордыни, смиряя себя,
> чтобы  возвыситься,  подражая Господу, нисшедшему с неба до крайнего
> уничижения,  и  обратно  из  уничижения  вознесшемуся  на подобающую
> высоту.  <Ведь  мы  видим>,  что  в Господе всё научает <смиреннию>.
> Будучи   младенцем,    прежде всего Он -  в <пещере>,  и не на ложе,
> но  в  яслях  <для  скота>;    в доме <плотника>  и  бедной  Матери;
> <Он>  повинуется Матери и обрученному с Нею; учится, выслушивает то,
> в  чём  не  нуждался;  <но  вместе  с тем>, вопрошает и <Его вопросы
> удивляют>   мудростью;    <Он>  подчиняется  Иоанну  <Крестителю>  -
> и  Владыка  приемлет  крещение  от  раба;    не  противится   никому
> из  восстающих  на  Него  и  не приводит в действие той неизреченной
> власти,    какую  имел,   но  уступает им,  как бы сильнейшим <...>;
> <Он  сто`ит  перед  первосвященниками  как подсудимый>,   приводится
> к  <правителю>,  <принимает>  на  Себя осуждение; когда мог обличить
> клеветников,   в  молчании  терпит  <клевету>,  <затем -  оплевание>
> от  рабов  и самых <ничтожных> слуг; <Он> предается смерти, <причем>
> смерти  <самой  презренной  у людей>. Так прошел Он всю человеческую
> жизнь от рождения до конца, и после такого <унижения> являет наконец
> славу,  прославляя  с  Собою  тех,  которые с Ним обесславлены. <Это
> прежде всего> блаженные апостолы, которые в нищете и наготе <обходят
> весь мир ...>, скитающиеся, одинокие проходят сушу и море, <перенося
> бичевания,   побиение  камнями,   гонения,   и,   наконец,   казнь>.
> Вот  отеческие  божественные <уроки для нас>! Научимся подражать им,
> чтобы из <унижения> воссияла для нас вечная слава, - сей совершенный
> и  истинный  дар  Христов.  Но  как  же  снизойдем  до спасительного
> <смирения>,  оставив  пагубное  надмение  гордыни? <Мы сделаем это>,
> если  <...>  ничем  не  станем  пренебрегать,  как будто нет от того
> вреда.  Ибо  душа уподобляется своим занятиям: что она делает, <...>
> от  того  и  принимает  на себя вид.   Да будут у тебя наружный вид,
> и  одежда,  и поступь, и седалище, и <пища, и постель>, и дом, и все
> домашние  сосуды доведены до того,   чтобы в этом не было излишеств;
> и  слово,  и песнь,  и обращение с ближним да будут направлены более
> к  скромности,  нежели  к надмению. Да не будет у тебя софистических
> прикрас  в  слове, <...> речей горделивых и высокомерных, но во всём
> отсекай   величавость.   Будь   добр  с  другом,  кроток  с  слугой,
> <незлопамятлив> на дерзких, человеколюбив к <незначительным>, утешай
> <несчастных>,  посещай  <болеющих>,  совершенно  никого не презирай,
> приветствуй  с  <радушием>,  отвечай  со светлым лицом, ко всем будь
> благосклонен,    доступен,   не  пускайся  в  похвалы  себе  самому,
> не  вынуждай  и  других  говорить  о  тебе, не принимай неприличного
> слова,   прикрывай,   сколько можно,  свои преимущества,  а в грехах
> сам  себя   обвиняй,   <не дожидаясь,   когда  другой будет обличать
> тебя  ...>.    Не  будь   тяжел    в выговорах,    обличай  не скоро
> и   не  <со  страстью>,   ибо  это  признак высокомерия;  не осуждай
> за  маловажное,   как  будто  сам  ты  строгий  праведник.   Впадших
> в  погрешность  принимай,  исправляй  их  духовно,  как  дает  совет
> Апостол:  +<наблюдая  за  собой,  чтобы  и тебе не быть искушенным>+
> (Гал.6,1). Столько прилагай старание не быть прославляемым <людьми>,
> сколько  другие  стараются быть прославляемыми, если только помнишь,
> что  Христос  называет  <потерей>  награды, получаемой от Бога, <..>
> выказывание  себя  перед  людьми и делание добра с тем, чтобы видели
> это  люди.  Ибо  о  таковых  сказано:  +<уже получают награду свою>+
> (Мф.6,2).  Поэтому не делай себе ущерба, желая быть на виду у людей.
> <Поскольку>  Бог - великий зритель, ищи славы пред Богом, потому что
> Он  воздает  славную  награду.  <.>  ты  удостоен  первенства,  люди
> оказывают  тебе  внимание и прославляют тебя? Будь равен подчиненным
> <... (ср. 1Пет.5,3)>; не подражай мирским начальникам, ибо кто хочет
> быть первым, тому Господь повелел быть рабом всем (Мк.10,44). Кратко
> же  сказать: <стремись к смирению, к уничижению; возлюби его, и оно>
> прославит  тебя. Таким образом прекрасно будешь восходить к истинной
> славе - к славе у ангелов, к славе пред Богом; Христос признает тебя
> пред   ангелами  учеником  Своим,  и  прославит  тебя,  если  будешь
> подражателем  Его  <смирения  и  самоуничижения>.  Ибо  Он  говорит:
> +<Научитесь  у  Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой
> душам вашим>+ (Мф.11,29). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
                [ Свт. Василий Великий. Беседа 20 (О СМИРЕННОМУДРИИ)
                  www.krotov.info/library/v/vasi_vel/2_237.html ]

                  


   &&& Авва Дорофей: Осуждение: разве мало собственного бремени?
                         с. Христ.Просвещ./rasylka/003/334.htm#0
   &&& митр. Сурожский Антоний: Встать перед судом совести
                   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/203.htm#0
   &&& свящ. Яков Кротов: Предвозлежания и председания
               с. Христ.Просвещ./rasylka/003/611.htm#0
   &&& Он же: совершив подвиг, разумнее и добросовестнее предполагать,
         что ты совершил грех, только не понимаешь, какой...
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_12.htm

   

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Итак, пусть видят в нас слуг Христа,
 которым поручено возвещать тайны Бога.
 От них в конечном счете требуется лишь верность.
 Меня меньше всего волнует, что меня будете судить вы
 или любой другой человеческий суд.
 Я даже себя самого не сужу.
 Хотя на моей совести ничего нет,
 это еще не значит, что я тем самым оправдан.
 Но мне судья Господь.
 Так что ничему не вынос`ите приговора до времени,
 пока не придет Господь.
 Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке,
 и сделает явными даже тайные помыслы.
 Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу.* (1Кор.4:1-5)
                                * * *
*Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:
 "Учител`я Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место.
  Поэтому слушайтесь их и во всём поступайте так, как они вам велят,
  но делам их не подражайте,
  потому что сами они не исполняют того, чему учат.
  Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей,
  а сами и палец о палец не ударят.
  А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. ...
  Они любят на пиру сидеть на почетных местах
  и в первом ряду в синагогах
  и чтобы их почтительно приветствовали на площадях,
  а люди звали их: 'Учитель'.
  А вас пусть не зовут 'учитель',
  потому что вы все братья друг другу и у вас один лишь Учитель.
  И 'отцом' никого на земле не зовите - у вас лишь один Небесный Отец.
  И пусть не зовут вас 'наставниками',
  потому что у вас один лишь Наставник - Помазанник Божий.
  А кто из вас самый главный, пусть будет слугой вам.
  Всякий, кто возвышает себя, будет унижен,
  а кто принижает себя, тот возвысится."* (Мф.23:1-12)
                                * * *
Господь сказал:
"Кто из вас никогда не грешил, пусть первым бросит в нее камень!"
                                                        (Ин.8:7)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»