=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

 

* 24 августа   ст.ст., пн (15-я седмица по Пятидесятнице);
  литургические чтения: Гал.2:11-16; Мк.5:24-34.


  Комментарий на Гал.2:11-12,14
  см. с. Христ.Просвещ./rasylka/003/560.htm#0
  

Гал.2> 15 Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь 'грешники-язычники'.
Гал.2> (16) Но мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами
Гал.2>  Закона, а только верой в Иисуса Христа. Поэтому и мы поверили
Гал.2>     в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание верой в Христа,
Гал.2>                      а не делами Закона, так как делами Закона
Гал.2>                              'не оправдается никто из живущих'.

  
> Ст.  15  -   =Мы  по  рождению евреи=  -  Павел говорит здесь как бы
> от  имени большинства своих соотечественников,   временно  становясь
> на  их  точку зрения. Благодаря факту рождения в лоне народа Божьего
> евреи  считались праведниками, народом святых. Им были даны огромные
> привилегии:  они состояли в Завете, то есть в договорных отношениях,
> с   Богом;   Бог   дал   им   Свой   Закон   как  знак  избранности.
> =Грешники-язычники=  (дословно: 'грешники из язычников') - вероятно,
> обиходное  выражение  в устах евреев; возможно, Павел здесь цитирует
> слова пришлых миссионеров. Это не значит, что в их глазах грешниками
> были   только  некоторые  язычники.   Нет,   они все  'беззаконные',
> т.е.   не  имеют   Закона   и,   следовательно,  являются грешниками
> (ср.   Ис.14.5;   1Макк.2.44;  Мф.26.45;  Лк.6.32-33).       Кстати,
> это   действительно   подтверждалось   весьма   низким  нравственным
> состоянием  языческого  общества (Рим.1.18-32; Еф.4.17-19; 5.11-12).
> Но здесь Павел, конечно же, произносит эти слова с иронией.

> Ст. 16 - <...>

> =Оправдан=  -  Здесь  мы впервые встречаемся с одним из самых важных
> терминов  богословия  Павла.  Греческий  глагол  'дикай`оо' не имеет
> точного  соответствия в русском и других европейских языках. С одной
> стороны,  у  этого  глагола есть юридическое значение: 'оправдывать,
> объявлять  невиновным,   выносить оправдательный приговор'.  Но есть
> и  другое  значение:  'избавлять  от  вины,  освобождать  от  власти
> [греха]'.  Для  апостола  это  оправдание  человека во время Божьего
> Суда,  но  всегда  есть  дополнительное  значение  -  восстановление
> должных  отношений  с  Богом.  <...> Когда глагол сто`ит в пассивном
> залоге,      Павел    почти   всегда   употребляет   его   в  смысле
> 'быть  измененным',    'быть  перемещенным из одной сферы  в другую:
> из  греха  в  праведность,   из смерти в жизнь,  из рабства у Закона
> к  послушанию  вере'.{}  Очень  часто это слово выступает в качестве
> синонима слова 'спасать'.

> =Делами  Закона=    -   Что  значит   'дела Закона'?  Довольно часто
> люди  думают,  что  речь  идет  о  добрых  делах, исполнение которых
> предписывается  Законом.  В  таком  случае  целью  соблюдения Закона
> является стремление к накоплению заслуг в глазах Бога и Его милости.
> Но,  скорее  всего,  это  словосочетание  является  синонимом  слова
> 'законничество'.  В  принципе  так могут быть названы все требования
> Закона,  но чаще всего понимаются те, благодаря которым виднее всего
> отличия  между  евреями как участниками Договора и язычниками. Среди
> них  особенно  выделяются  два: обрезание и законы, касающиеся пищи.
> Обрезания требовали миссионеры, пришедшие в Галатию, пищевые законы,
> вероятно,  стали причиной распри в Антиохии. Итак, дела Закона - это
> те   внешние   признаки   и   действия,   которые   делают  человека
> принадлежащим  к  той  или  иной религии. <...> Апостол иногда будет
> называть  их 'внешним' в отличие от 'внутреннего', а также 'плотью'.
> Павел убежден,   что все эти внешние признаки не приближают человека
> к  Богу,  хотя, как правило, у людей часто складывается впечатление,
> что  если они совершают подобные действия, то они уже исполнили всё,
> чего  хочет  от него  Бог.{Так, в наше время иногда на вопрос о вере
> в Бога люди отвечают: -Да, я всегда крашу яйца и пеку куличи
> на Пасху. Для таких людей яйца и куличи - это знаки принадлежности
> к православию.}

> Есть  также  мнение,  что Павел отвергает не только ложно понимаемое
> отношение  к  Закону как к средству добиться милости Бога, но и само
> понятие  Закона  как  религиозной  системы.    Споры  об этом велись
> с  давних  пор.  Так,   Отцы  Церкви,  представители Александрийской
> и  Антиохийской школ, имели по этому поводу противоположные взгляды.
> Александрийцы    (Ориген,  Климент; с ними согласны также Тертуллиан
> и  Ириней)  были уверены в том, что отменена только ритуальная часть
> Закона,   в   то   время  как  антиохийцы  (Иоанн  Златоуст,  Феодор
> Мопсуетский  и  др.)  полагали, что Павел отвергает Закон полностью,
> делая   Дух   единственным  руководителем  и  наставником  человека.
> Споры  продолжаются  и  сейчас:    в  Павле видят то ниспровергателя
> и   революционера,    то   доказывают,   что  Мартин  Лютер  исказил
> его  взгляды,  подменив собственными,  и что Павел был гораздо ближе
> к Закону, чем мы это предполагаем.

> =А  только  верой  в  Иисуса  Христа=  -  Для Павла это кардинальное
> изменение человека  возможно  только  через его единение  с Христом.
> Бог  предложил ему спасение -  не за заслуги,  а только потому,  что
> Он  добр и любит людей. Спасение совершается через жертвенную смерть
> Его  Сына Иисуса Христа. Когда человек принимает Божий дар спасения,
> это  и есть акт веры. Итак, его спасает только вера, а не что-нибудь
> другое,  тем  более  не  дела Закона.  Для Павла это так важно,  что
> в  этом  коротком  отрывке  он трижды повторяет слова 'дела Закона'.
> <...>

> Но  тогда  нет  разницы,  кто  верит:  еврей  или  язычник. Апостол,
> вероятно,  сознательно  употребляет  в  этом  стихе слово 'человек'.
> Итак,  перед  Богом  отныне  сто`ит  человеческое  существо, которое
> сейчас  не  может  похвалиться  никакими  привилегиями, как это было
> раньше  в  случае  с евреем, ни своей 'праведностью', которую раньше
> еврей получал через исполнение Закона. Оба они - и еврей, и язычник,
> бывший  прежде    'беззаконным'   и   'грешником',   -   оказываются
> в  одинаковом  положении,    и их судьба одинаковым образом  зависит
> от веры в Господа Иисуса.

> =Вера=  -  это  слово  имеет  несколько  значений  (вера,  верность,
> уверенность, вероучение), но здесь Павел употребляет это слово в его
> основном  значении:    это  ответ  человека   на  инициативу   Бога.
> Бог предлагает людям новую жизнь, и от них зависит, принять этот дар
> или  нет.  Если  они его принимают, это и есть вера. =Верой в Иисуса
> Христа=  -  Греческий  язык позволяет понять словосочетание 'п`истис
> Иес`у    Христ`у'     по-иному:     'верой/верностью  Иисуса  Христа
> [по  отношению  к  Богу]'   или  даже   'верностью  Бога,   явленной
> во Христе'. Это выражение встречается в письмах Павла семь раз. Ведь
> мы  оправданы,    примирены  и  приняты   Богом  благодаря  верности
> Сына  Божьего   Иисуса  Своему Отцу,  которая выразилась в том,  что
> Он умер за нас на кресте. Но ниже в этом же стихе в оригинале сто`ит
> не родительный  падеж,   а  предложная  конструкция:  'эйс Христ`он'
> <("во  Христа")>. Скорее всего, эти словосочетания должны иметь один
> и  тот  же  смысл.  Не  все  комментаторы с этим согласны, некоторые
> полагают,    что  здесь  сопоставлены  верность  Иисуса  и наша вера
> в Иисуса.

> =Поэтому  и  мы  поверили в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание
> верой   в  Христа,   а  не  делами  Закона,   так  как делами Закона
> не  оправдается   никто из живущих=  -  Это предложение очень похоже
> на  предыдущее,  но  такое  повторение делается сознательно, с целью
> подчеркнуть  особую  важность  этих  слов.  =И  мы= - то есть евреи.
> <.....>

> =Чтобы   получить   оправдание=   -  Греческое  слово  'дикайос`юнэ'
> соответствует  еврейскому   'цедэк`а'.   Оно  является  однокоренным
> с  глаголом  'дикайоо'   и  часто  переводится  как   'праведность'.
> В  раввинистическом  иудаизме  под  праведностью  понималось главным
> образом  совершенное  исполнение  всех  заповедей  Закона.   У Павла
> это  слово,  в  том  случае,  когда  оно относится к человеку, имеет
> широкий   круг   значений:   'оправдание',   'избавление  от  вины',
> 'спасение',  'примирение  с  Богом',  'обновление  жизни'. Вероятнее
> всего,  здесь  это  слово означает 'восстановление должных отношений
> людей  с  Богом', что очень близко по смыслу с прощением и принятием
> человека Богом. <...>
                        [ В.Н.Кузнецова.
                          КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.
                          // М., 2003 ]



     &&& В.Н.Кузнецова - комментарий на Гал.2:11-12,14
         с. Христ.Просвещ./rasylka/003/560.htm#0
     &&& Мартин Лютер: христианин - тот, кто прощен благодаря вере
                   с. Христ.Просвещ./rasylka/002/205.htm#0
     


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Когда Кифа пришел в Антиохию, я открыто выступил против него:
 он повел себя предосудительно.
 До того, как туда прибыли люди от Иакова,
 он принимал участие в общих трапезах с бывшими язычниками,
 а когда те явились в Антиохию, пошел на попятную и отделился
 из страха перед сторонниками обрезания.
 Так же двулично, как он, повели себя и остальные евреи.
 Двуличию этому поддался даже Варнава.
 И вот, когда я увидел, что они уклоняются от прямого пути,
 то есть от истинного смысла Радостной Вести,
 я в присутствии всех заявил Кефе:
 "Если ты, еврей, живешь как язычник, а не как иудей,
  что же ты заставляешь язычников "иудействовать"?"
 Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь 'грешники-язычники'.
 Но мы знаем,
 что ни один человек не будет оправдан делами Закона,
 а только верой в Иисуса Христа.
 Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса,
 чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона,
 так как делами Закона "не оправдается никто из живущих".*
                                             (Гал.2:11-16)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»