=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)

 

* 26 августа   ст.ст., ср (15-я седмица по Пятидесятнице);
  литургические чтения: Гал.3:15-22; Мк.6:7-13 *.


  Комментарий на Гал.3:15-18
    см. с. Христ.Просвещ./rasylka/003/562.htm#0
  

Гал.3>            19 Для чего же тогда Закон? Он был добавлен в связи
Гал.3>     с преступлениями. Он действовал до тех пор, пока не пришел
Гал.3>     "Потомок", к которому относится обещание. Закон установлен
Гал.3>                           через ангелов и с помощью посредника.


> Ст.  19  - =Для чего же тогда Закон?= - Вероятно, читатели уже давно
> ждали  такого вопроса, вернее, ответа на вопрос. Павел отвечает, но,
> к  сожалению,  слишком  кратко  и сжато, так что толкование его слов
> породило многочисленные споры и еще больше вопросов.

> =Он  был  добавлен=  - Это должно означать, что Закон не был задуман
> Богом  как нечто обладающее самостоятельной ценностью, а это говорит
> о  его  второстепенном характере. В течение столетий потомки Авраама
> жили в завете с Богом, не имея Закона. Следовательно, он не мог быть
> путем к Богу.

> =В  связи   с  преступлениями=   -   дословно:  'ради преступлений'.
> Это  трудные  слова,    потому что их прямой смысл  может  означать,
> что  Закон был дан,   чтобы  увеличить  преступления (ср. Рим.5.20).
> Под   преступлениями   понимаются   как   прямые   нарушения   норм,
> установленных Законом,   так и неисполнение  каких-то  обязательств.
> Кто хотел увеличения количества преступлений? Некоторые комментаторы
> связывали это со злыми намерениями ангелов (о них упоминается ниже),
> но  соответствовало  ли  это  Божьей воле? И почему Закон увеличивал
> преступления   в  ограниченный   временной   промежуток  (от  Моисея
> до Христа)?

> Это  толкование  порождает  такую  массу  вопросов,  что большинство
> экзегетов   склоняются  к  тому,  что  'ради  преступлений'  следует
> понимать:    'в  связи   с  преступлениями'.   То есть это означает,
> что  сфера  действия  Закона  достаточно  узка:   он имеет дело лишь
> с  преступлениями,  его  задача   -   заниматься  ими.   Здесь Павел
> не  говорит  о  том,  как  это  происходит.  В любом случае, главным
> является  то, что в обязанности Закона входило не сдерживание греха,
> а  лишь  его  осуждение.  И этим снова подчеркивается второстепенная
> роль Закона в сравнении с заветом. Тот охватывал всю жизнь человека,
> ведя его к Богу, Закон же ограничен узкой сферой.

> =Он  действовал  до  тех  пор,  пока не пришел 'Потомок', к которому
> относится   обещание=    -    Время действия Закона тоже ограничено.
> Выше  указывалась  его верхняя  временная  граница:   он  прибавлен,
> а мы знаем, что это произошло во времена Моисея. Сейчас же говорится
> о  нижней  границе:  до  прихода Христа. И снова видно превосходство
> завета  с  Авраамом,  который действует и поныне. Закон же к моменту
> написания  этого  письма уже завершил свое существование. 'Христос -
> конец Закона' (Рим.10.4). <...>

> В  этом  Павел  резко расходился с большинством своих современников.
> Так,  например, Книга Премудрости Соломона называла Закон 'нетленным
> светом'   (18.4);    Иосиф   Флавий   считал   его    'бессмертным';
> Филон  Александрийский  утверждал,    что Закон  будет  иметь  силу,
> пока  существуют  солнце,  луна,   небеса и земля.  То же утверждали
> и произведения междузаветной литературы.

> =Закон установлен через ангелов= - Хотя в еврейском тексте Исх.19.18
> ангелы  во время заключения Договора на горе  Синай  не упоминаются,
> а  во  Втор.33.2  говорится  о мириадах святых, сопровождавших Бога,
> через  некоторое  время присутствие и  даже  посредничество  ангелов
> во   время  дарования  Закона  становится  практически  общепринятым
> представлением.  Отчасти  это  объяснялось  стремлением  подчеркнуть
> трансцендентность     Бога,      оградить     Его    потусторонность
> и  непостижимость,  что  исключало возможность Его непосредственного
> общения  с  человеком.  Поэтому в тех случаях,  когда Бог действовал
> в мире, Его место стали замещать ангелы. В Пс.68.18 (67.17), который
> становится  одним  из  самых  важных  текстов  о  даровании  Закона,
> оттесняя  на  задний  план даже Втор.33.2, под тысячами тысяч Божьих
> колесниц  на  Синае  стали  пониматься  ангелы. См. также Деян.7.38;
> Евр.2.2.   О том же  говорят  Иосиф  Флавий,  Филон Александрийский,
> автор   Книги  Юбилеев,  тексты  Талмуда.  С  точки  зрения  древних
> богословов,    присутствие ангелов придавало Закону еще больше славы
> и  значимости,    потому  что  эти мириады  ангелов  рассматривались
> как свидетели дарования Закона.

> Но  в  устах  Павла заключение Закона посредством ангелов, наоборот,
> должно  означать  нечто   отрицательное,   умаляющее  его  значение.
> В  то  время  как Бог лично устанавливал  завет  с Авраамом,   Закон
> был  дан более низкими духовными существами, слугами Бога. Некоторые
> комментаторы   считают,   что   Павел   здесь   полностью  отвергает
> Божественное  происхождение Торы и видит в ней творение демонических
> ангельских  сил.    Такое  толкование   нельзя   отвергать   с ходу,
> ведь    некоторые    основания    для  него    имеются.    Например,
> в  раввинистических писаниях иногда утверждалось, что Бог изначально
> задумал  дать Израилю лучший Закон, но отказался от Своего намерения
> по  причине  идолопоклонничества  народа.  Ср.,  например,  Послание
> Варнавы:    'Обрезание,    на  которое  надеялись  иудеи,  отменено.
> Ибо Он заповедал обрезание не телесное, а они преступили, потому что
> злой  ангел  обольстил их' (9.4). В Агаде рассказывается, что ангелы
> были  недовольны тем, что Бог дает людям такое сокровище, как Закон.
> Но,  скорее  всего,  Павел лишь повторяет ставший традиционным мотив
> присутствия ангелов на Синае.

> В  еврейской  богословской  мысли  было  убеждение, что Бог назначил
> ангелов  управлять  народами,    Израиль же избрал  для самого Себя.
> Но  здесь  договор  с ним почему-то заключается через ангелов. Может
> быть,  это должно значить, что Израиль потерял свою исключительность
> и   Закон   стал  его   'ангелом-хранителем',  как у других народов,
> тем самым превратившись в одну из 'стихий мира' (см. 4.3).

> =И   с  помощью  посредника=   -   Речь, несомненно,  идет о Моисее,
> это  он  носил  почетный  титул  посредника  между  Богом  и народом
> Израиля.  'Я  же  стоял между Господом и между вами в то время, дабы
> пересказывать вам слово Господне', - говорит Моисей во Втор.5.5.
                          [ В.Н.Кузнецова.
                            КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ.
                            М., 2003; стр.126-30 ]

                            
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.9:35-10:1,5-11:1; Лк.9:1-6;
         эпизод N72 по "Брюссельскому согласованию"
         (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#72)




   &&& В.Н.Кузнецова - комментарий на Гал.3:15-18
       с. Христ.Просвещ./rasylka/003/562.htm#0
   &&& Свящ. Александр Мень: апостол свободы и веры
            с. Христ.Просвещ./rasylka/002/207.htm#0

   !+++ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭТОМУ ВЫПУСКУ:
         свящ. Яков Кротов: Мы страдаем или сострадаем?
          (с. Христ.Просвещ./rasylka/004/905a.txt)

         

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Аврааму и его потомку дал обещание Бог
 (заметьте, что сказано не "потомкам",
  как говорят, когда речь идет о многих,
  а "твоему потомку" - так говорят об одном, это Христос). ...
 Если право наследования дает один только Закон,
 то его нельзя получить по обещанию.
 Но Бог именно так и дал Свой дар Аврааму - по обещанию! ...
 Закон ... действовал до тех пор, пока не пришел "Потомок",
 к которому относится обещание.
 ... Писание говорит, что все во власти греха,
 так что обещание дается только через веру в Иисуса Христа
 и только тем, кто верит.* (Гал.3:16,18-19,22)
                                * * *
"Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен".
                                                            (В.Франкл)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»