=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 10 сентября  ст.ст., чт (17-я седмица по Пятидесятнице);
  литургические чтения: Еф.4:14-19; Мк.11:27-33.



> Ни  один  христианин, даже ни один историк не согласится со словами:
> 'Вера  тесно  связана  с  одиночеством'.  <...> Новый Завет не знает
> 'одинокой  веры'.  Христианство соборно с самого начала, с первых же
> письменных свидетельств.

> В  наше  время  мысль  о том, что вера - дело сугубо частное, как бы
> занятие   для  свободных   часов,    и   парадоксальна,   и  опасна,
> и  естественна.  Парадоксальна она потому, что возникла именно в тот
> век,  когда  коллективизм грубо подавляет личность во всех остальных
> областях  жизни.  <.....> Множество людей только и занято тем, чтобы
> нарушить   чье-нибудь  одиночество.  Называется  это  'расшевелить',
> 'вывести из апатии', 'вовлечь в общее дело' и т.п. Если бы Августин,
> Треэрн,  Воэн или Вордсворт родились в нашем мире, вожаки молодежных
> коллективов  быстро  бы  их  вылечили. Если бы поистине добрый дом -
> скажем  такой,  как  у  Ростовых,  -  существовал в наши дни, его бы
> обозвали   мещанским,   взялись  бы  за  него и не отстали бы,  пока
> не разрушили. Если бы всё это не удалось и кто-то еще жил по-своему,
> его бы допекло радио. Словом, мы изголодались по тишине и уединению,
> по одиноким раздумьям и настоящей дружбе.

> Потому  и  странно, что в такой век вера связывается с одиночеством.
> Но  это еще и опасно, по двум причинам.  Во-первых,  если нам громко
> и   грозно  говорят:  'Можете  верить,  когда  вы  остаетесь  один',
> подразумевается:  'А  я  уж  позабочусь, чтобы вы один не остались'.
> Считать  христианство сугубо частным делом, отрицая при этом частные
> дела,  -  всё  равно что просто запретить его. Это одна из хитростей
> лукавого.  Во-вторых,  те христиане,  которые знают,  что вера их  -
> не  частное дело,   могут протеста ради привнести  в духовную  жизнь
> тот самый коллективизм, который заполнил жизнь мирскую. Вот и другая
> хитрость  лукавого.  Как хороший шахматист, он пытается сделать так,
> чтобы   вы  могли  спасти  ладью,  только пожертвовав слоном.  Чтобы
> не   угодить   в   ловушку,    мы  должны   помнить   и   повторять,
> что  представление  о  вере  как  о  деле  сугубо  частном более чем
> естественно  и даже близко к очень важной истине. Неуклюже, неверно,
> оно   всё   же   пытается   выразить  примерно  следующее:  нынешний
> коллективизм   оскорбителен   для   личности,   для   самой  природы
> человеческой,  и  от  этого  зла, как от всякого зла, может защитить
> только Бог.

> Такое  чувство  правильно.  Частная  жизнь  ниже,  чем  жизнь в Теле
> Божьем,    но  жизнь  коллективная  гораздо  ниже  частной и  ничего
> не ст`оит,   если  не служит  ей.   Самая  высокая   цель   мирского
> сообщества   -  оберегать  семью,  одиночество  и  дружбу.  Домашнее
> счастье,  сказал  доктор Джонсон{}, - цель всех человеческих хлопот.
> Если говорить о естественном порядке (ordo naturae), достойнее всего
> на  свете   веселая  семья  за столом,  или друзья,  филоcофствующие
> за   кружкой  пива,  или  человек,  читающий  книгу  в  одиночестве;
> экономика, политика, законы, армии, учреждения - пустое место, суета
> сует,   если  они  всему  этому  не  служат.  Конечно,  общественная
> деятельность  нужна,  но  только  для такой цели. Иногда люди должны
> жертвовать  личным  счастьем для того, чтобы счастливей были другие.
> Можно  недоедать,  чтобы никто не голодал. Но не принимайте за добро
> 'необходимое зло'! Делают это очень часто. Фрукты не сохранишь, если
> их   не  законсервируешь,     однако  многие  предпочитают  консервы
> свежим  фруктам.    Больному  обществу приходится непрестанно думать
> о  политике,    как  приходится больному человеку думать  о желудке.
> Но  если  они сочтут такие раздумья естественными, если они забудут,
> что это не цель, а средство, можно считать, что они заболели худшей,
> смертельной болезнью. К несчастью, во всей человеческой деятельности
> есть  роковой  изъян  -  средства непрестанно покушаются на те самые
> цели,  которым  должны  служить. Деньги мешают радостям и удобствам,
> экзамены  -  учению  и т.д.,  и т.п.  Как ни печально,  средства эти
> не  так  уж   легко   отбросить.   По всей вероятности,   наша жизнь
> будет  становиться  всё более стадной,  без  'коллективов'  и впрямь
> не  обойтись,   и  единственная наша защита  -  в христианстве,  ибо
> нам  обещано,    что  мы  сможем  наступать  на  змиев   и  пить  яд
> {см.   Мк.16:18}.   Именно   эта   истина  сквозит  сквозь  неверное
> утверждение,    с  которого   я  начал  статью.  Неверно оно потому,
> что   противопоставляет   массе   одиночество,   и   ничего  больше.
> Христианин,  однако,  призван не к одиночеству, а к соборности. Он -
> член   мистического  тела.  Чтобы  понять,  как  может  христианство
> противостоять коллективизму, не впадая в индивидуализм, нужно прежде
> всего  разобраться  в  том,  чем мистическое тело отличается от всех
> коллективов.    Нас   сразу  же   подстерегает  языковая  сложность.
> Столь   популярное  слово  'член'  (скажем, член какой-нибудь партии
> или   какого-нибудь   общества)      восходит    к  апостолу   Павлу
> {см. 1Кор.12:12}     и   значит  совсем  не  то,   о  чём  думал он.
> Под   'членами'  (мeлh)   он подразумевал <...>  'органы',  которые,
> как  всем  известно,  выполняют  разные функции, причем одна из этих
> функций  важнее  других.  В этом смысле 'членами клуба' следовало бы
> назвать  и  джентльменов, и слуг, вместе.  Солдаты в строю  -  никак
> не  'члены', не 'органы'. Но мы,  я боюсь,  говорим о принадлежности
> к  Церкви,  о 'членстве' в ней, совсем не так,  как Павел;  мы имеем
> в  виду  нечто  вроде  однородного  коллектива.  Чтобы всё это стало
> яснее, возьмем типичное 'тело' - семью. Дедушка, мать, взрослый сын,
> внучка,  собака,  кошка  -  именно  члены  семьи,  но никак не члены
> коллектива.  Они  не  заменяют  друг  друга.  Каждый из них - как бы
> особый вид. Мать и дочь - не только два человека, они - разные люди.
> Отец  и  дед  отличаются  один  от  другого,  как  кошка  от собаки.
> Взрослый,  да  и  не взрослый, сын - отдельное королевство. Выключив
> кого-то из семьи, вы не просто уменьшите ее, вы ее искалечите.

> <.....> Заключенный теряет имя и получает номер. Это - крайняя точка
> коллективизма. Но и член семьи теряет имя. Он - просто 'дед', просто
> 'отец'. Так смыкаются крайности. Утрата имени и там и тут напоминает
> о  том, что не одна, а две вещи противоположны одиночеству. Крещение
> вводит  человека не в коллектив, а в Тело. Именно этому Телу подобна
> в  земной,  здешней жизни семья. Чтобы лучше это понять, припомните,
> что  голова  тела,  Глава, беспредельно, невыразимо выше всех прочих
> членов.   Как можно уравнять Создателя с созданьем,  Бессмертного  -
> со  смертным,  Безгрешного   -  с грешным?  Но и прочие члены отнюдь
> не  одинаковы.  Есть  священники  и миряне,  мужья и жены,  родители
> и   дети.   Неравенство  это  слишком  тонко,   чтобы  сравнить  его
> с  неравенством начальника и подчиненного.   Каждый из нас то  учит,
> то  учится;  то прощает, то ищет прощения; то молит Христа о других,
> то  ждет  от  других  молитвы.  Всякий  день  должны  мы  жертвовать
> своекорыстной  суверенностью,  и всякий день нам воздается сторицей,
> ибо  лишь жизнь в мистическом  теле  поистине  взращивает  личность.
> Мы, 'члены  друг  другу',  становимся  разными,    как  рука  и  ухо
> <(ср.  1Кор.12:14-17)>.    Вот  почему мирские люди так единообразны
> в  сравнении с невероятным разнообразием святых.  Послушание -  путь
> к  свободе,  смирение  - путь к радости, единение - путь к обретению
> лица.
        [ Клайв С. Льюис. КОЛЛЕКТИВ И МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО
          с. Христ.Просвещ./bibliotk/l/lewis/membership.htm#0 ]



   +++ К Еф.4:17-24 - о "бесчувствии" и облечении в нового человека
        http://www.bible-center.ru/note/20030715/odp3
   +++ Комментарий к Мк.11:27-33 (ВОПРОС О ВЛАСТИ ИИСУСА ХРИСТА)
        http://www.bible-center.ru/note/20030206/orth
   +++ другие "Мысли вслух" на сайте "Библия-Центр"
        www.bible-center.ru/biblereadings/20040923/orth?cont=rv_ru


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Мы больше не должны быть малыми детьми,
 которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра,
 делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.
 И наоборот, если будем говорить правду с любовью,
 то будем расти, во всем приближаясь к Нему.
 Он же, Христос, есть Глава.
 Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело,
 части которого связаны тесными узами:
 каждый его орган исполняет свое предназначение,
 и все Тело растет и созидается любовью.* (Еф.4:14-16)
                                * * *
*Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
 для него ни один ветер не будет попутным.* (Сенека)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»