=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 11 сентября  ст.ст., пт (17-я седмица по Пятидесятнице);
  {пам. прп. Силуана Афонского*, †1938};
  литургические чтения: Еф.4:17-25; Мк.12:1-12.



+окончание, нач. см. в пред. вып.+

> А  теперь я должен перейти к тому,   что может показаться  странным.
> Вы  часто  слышали,  что  в  мире  сем мы неравны, зато равны в очах
> Божьих.    Конечно,    в определенном   смысле   это   верно.    Бог
> нелицеприятен    -    Он   любит  нас  не  за  ум,   не  за таланты,
> не  за  знатность.  Но, мне кажется, в другом смысле слова это прямо
> противоположно    истине.    Искусственное    равенство   необходимо
> государству,  но  в Церкви мы снимаем его личину, открываем истинное
> наше неравенство, и оно животворит нас.

> В  политическое  равенство  я верю. Но быть демократом можно по двум
> причинам. Можно считать, что все хороши, и потому способны совместно
> править  обществом.  Такое мнение я считаю романтическим и неверным.
> Можно  считать  иначе: падшие люди так плохи, что нельзя препоручать
> одному из них власть над другими.

> Вот  это -  верно.  Я не думаю,  что Бог создал демократическим мир.
> Он  поставил родителей над ребенком, мужа  -  над женой,  ученого  -
> над  невеждой,  человека  -  над  животным.  Если бы человек не пал,
> патриархальное  единовластие  было  бы  и  впрямь лучше всего. Но мы
> грешны,   и   поэтому,  как  сказал  лорд  Эктон{},  'всякая  власть
> развращает,    абсолютная  власть  развращает абсолютно'.  Лекарство
> от  этого  одно - не допускать абсолютной власти, заменяя ее фикцией
> равенства. Всевластие отца или мужа запрещены законом не потому, что
> они  мнимы  (напротив,  я думаю - они установлены Богом), но потому,
> что  отцы  и  мужья бывают очень плохими. Теократия дурна не потому,
> что  добрые,  мудрые пастыри не могли бы править мирянами, а потому,
> что священники - такие же люди, как все мы, а это значит, что многие
> из  них  и  не мудры,   и не добры.  Даже власть человека над зверем
> надо обуздывать, ибо ею непрестанно злоупотребляют.

> Равенство,  подобно  одежде,  -  порождение Адамова греха и средство
> против  него.  Любая  попытка  пойти  назад,  упразднив  достигнутое
> равенство  и  заменив  его  былым   единовластием,   так же  нелепа,
> как  попытка  отменить одежду. Нацисты и нудисты делают одну и ту же
> ошибку.  Но  под  неживым  платьем остается живое тело. Под покровом
> юридического  равенства живет, как и жил, мир всевозможных иерархий,
> о котором я веду речь.

> Поймите  меня правильно. Я ни в малейшей мере не осуждаю юридической
> фикции,    ибо  только   она  спасает  нас  от взаимной  жестокости.
> Но  эта  роль  - чисто защитная. Это лекарство, а не пища. В другом,
> более глубоком смысле никак нельзя считать, что все равны. Если речь
> идет  о  естественном  порядке, нелепо утверждать, что все одинаково
> красивы,  добры, способны, умны. Если речь идет о бессмертных душах,
> возможна   серьезная  ошибка.  Спаситель умер за нас не потому,  что
> мы  хороши.  Ценность  человеческих душ как таковых, без Бога, равна
>  нулю.   Бог   умер   за  грешников - вспомните слова апостола Павла
> <(см.  Рим.5:6-8)>. Он возлюбил нас не за то, что мы достойны любви,
> а  потому,  что Сам Он -  Любовь.  Быть может,  Он любит всех равно,
> но равенство это - в Нём, а не в нас.

> Равенство  - понятие количественное, и любовь ничего о нём не знает.
> Смиренная  власть,  радостное подчинение свойственны духовной жизни.
> Даже душевная жизнь не вмещается в отношения типа: 'Я не хуже тебя'.
> Они  различаются,   как  марш  и  танец.   Честертон  говорит,   что
> мы  становимся  выше,   нагибаясь;   точно  так  же,   распоряжаясь,
> мы  становимся ниже{}. <...> Чем меньше неравенства во внешнем мире,
> тем  радостней, душеполезней, необходимей то неравенство, какое дает
> нам Церковь.

> Так  христианская жизнь защищает личность от коллектива, не изолируя
> ее,  но  включая  в  мистическое  тело Христово. Различие между ними
> поистине  безмерно.  Самый  жалкий из христиан принадлежит вечности.
> Церковь переживет Вселенную, и каждый член ее - тоже. Мы мало слышим
> об  этом  теперь.  Недавно  один  мой собеседник назвал такой взгляд
> 'теософским'.  Но  если  мы  в это не верим, будем же честны, сдадим
> христианство  в  музей.  Если  же верим,  должны понять,  что именно
> в  этом - истинный ответ на покушения коллектива. Коллектив смертен;
> мы  -  вечны.  Когда  не  будет ни учреждений, ни наций, ни культур,
> каждый  из нас будет по-прежнему жив. Бессмертие обещано нам, не им.
> Христос  принял смерть не ради государств и обществ,   а ради людей.
> В   этом   смысле   христианство   утверждает   поистине  немыслимый
> индивидуализм.  Но не индивидуум разделит победу Христа над смертью.
> Ее   разделит  мистическое  тело.  Лишь отвергнув естественное  'я',
> а  на  суровом  языке  Писания  -   распяв его,  мы получаем пропуск
> в вечность. То, что не умрет, не воскреснет. Так разрешает наша вера
> противоречие  между  индивидуализмом  и  коллективизмом.  Стороннему
> человеку   это    может    показаться    диким    и    несообразным.
> Как  биологическое  явление со своей эгоистичной волей, мы не значим
> буквально  ничего;  как  члены  Тела  Христова,  мы   -  живые камни
> и  сохраним  в  вечности  самую  свою сущность, вспоминая галактики,
> словно   старые  сказки.  Можно  сказать  об  этом  иначе.  Личность
> бессмертна  и  суверенна;  но  человек  не  начинается  с  личности.
> Индивидуализм,  с которого мы и впрямь начинаем, только слабая тень,
> только  пародия  на нее.  Личность  -  далеко впереди почти всех нас
> (не  смею  сказать, насколько). Ключ к ней - не в нас самих. Никакая
> 'работа   над  собою'    тут   не  поможет.    Мы станем личностями,
> когда  займем  отведенное  место  в вечном миропорядке.   Цвет  явит
> всю  свою  красоту, если великий живописец положит мазок именно там,
> где д`олжно;  собака явит всю свою верность и доблесть,  если войдет
> в  семью  человека;  так  и мы станем личностями, выстрадав истинное
> наше  место.  Мы  -  камень, ожидающий скульптора, металл, ожидающий
> выплавки.  Несомненно,  и теперь в нас можно различить черты будущей
> личности.   Но  спасти  душу  -  совсем не то,  что вырастить цветок
> из  семени.  Самые  слова 'сокрушение', 'возрождение', 'новая тварь'
> говорят  о  другом.  Многое придется просто отбросить, вырвать глаз,
> отрубить руку - поистине, тут припомнишь прокрустово ложе.

> Мы   забываем об этом,  потому что начинаем не с того конца.  Исходя
> из  учения  о  'бесконечной  ценности каждого', мы представляем Бога
> вроде  бюро  по  трудоустройству,  которое  находит  подходящее дело
> всякой  душе.  Однако ценность индивидуума  -  никак не в нём самом.
> Он  способен  только  вместить,  получить ценность, и получает он ее
> через тело Христово. Нет и речи о том, чтобы найти этому камню место
> в  храме,  достойное его естественных качеств. Место ждет его, оно -
> изначально,  он  -  для него создан, и не станет собою, пока на этом
> месте  не окажется. Истинную личность мы обретаем только в Царствии,
> как только на свету мы обретаем цвет.

> Говоря это, мы просто повторяем то, что всем известно - мы спасаемся
> благодатью;   плоть   не  наследует  Царства  Божьего;  создание   -
> не  Создатель  и живет не собою, но Христом.   Если я  усложнил  то,
> что  кажется вам понятным, надеюсь, вы меня простите. Я только хотел
> напомнить,  что  обе  нынешние крайности не уничтожают, а усугубляют
> друг  друга.  Многие  полагают,  что каждый с самого начала обладает
> драгоценной  личностью и должен только пестовать, лелеять, развивать
> и  выражать  ее,  'быть  самим  собою'.   Однако тот,  кто стремится
> к  своеобразию,    никогда  его не обретает.  Ищите правды,  делайте
> свое  дело  как  можно  лучше, и вы неожиданно получите то, что люди
> зовут  своеобразием. Кроме того, я хотел напомнить, что христианство
> не  связано   ни  с индивидуумом,  ни с коллективом.  Ни индивидуум,
> ни  коллектив   вечной  жизни  не  наследует,   ни драгоценное  'я',
> ни масса, только новая тварь.
        [ Клайв С. Льюис. КОЛЛЕКТИВ И МИСТИЧЕСКОЕ ТЕЛО
           www.messia.ru/bibliotk/l/lewis/membership.htm#0 ]




   + + + к апостольскому чтению:
    +++ Говорим ли мы истину друг другу?
         www.bible-center.ru/note/20030715/main
   + + + к евангельскому чтению:
    +++ Притча напоминает о судьбе праведников в мире греха
         www.bible-center.ru/note/20040131/odp1
    +++ Сегодня виноградник отдан нам...
         www.bible-center.ru/note/20040522/odp3
   + + + о прп. Силуане Афонском см.:
    +++ сайты, посвященные ему:
        silouan.narod.ru
        www.koinonia.orthodoxy.ru/stsilouan (не обновляется?)
        ссылки на pagez.ru 
    +++ еп. Диоклийский Каллист (Уэр)
         "НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ"
          Спасение по учению преподобного Силуана Афонского
           www.wco.ru/biblio/books/kallist2/H1-T.htm
    +++ книга: арх. Софроний Сахаров. СТАРЕЦ СИЛУАН
        /была книга в сети в html, но сейчас, похоже, ее поубирали...
         Странно./
         Есть в zip: webcenter.ru/~zeleny/StSilouan.Zip
   + + + из текстов прп. Силуана:
    + Всякий, кто призывал Бога, будет спасен?
        www.messia.ru/rasylka/002/130.htm#0
    + Отвергая, человек выпадает из Божественной полноты...
        www.messia.ru/rasylka/002/136.htm#0
    + Мы - царские дети. Св. Дух. Любовь Господа к нам
        www.messia.ru/rasylka/002/204.htm#0
    + Дух Святой влечет душу любить Господа
        www.messia.ru/rasylka/003/432.htm#0





--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Итак, вот что я говорю, вот на чём от имени Господа настаиваю:
 больше не ведите себя так, как язычники с их суетным умом! ...
 А вы совсем не так познавали Христа,
 если, конечно, вы услышали о Нём,
 если вы были наставлены Им, ведь истина - в Иисусе.
 Вас научили, что нужно отказаться от того,
 что было свойственно вашему прежнему образу жизни,
 что нужно совлечь с себя ветхого человека,
 которого губят обманчивые страсти.
 Обновите свой ум и дух
 и облекитесь в Нового Человека,
 созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!
 Поэтому откажитесь от лжи и
 'говорите каждый своему ближнему правду',
 ведь все мы - части одного тела.* (Еф.4:17,20-25)
                                * * *
*Иисус начал говорить им притчами:
 - Насадил человек виноградник, обнес его оградой,
  вырыл яму для давильни, выстроил сторожевую башню
  и отдал его внаем виноградарям.
  А сам уехал в чужие края.
  Вот настала пора -
  послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника.
  Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.
  Снова послал к ним другого слугу,
  но тому разбили голову и выгнали с позором.
  Послал еще одного - того убили.
  Много других посылал - одних избивали, других убивали.
  Был у него еще сын, любимый, единственный сын.
  И последним послал к ним его, думая: 'Сына моего постыдятся'.
  Но виноградари те стали говорить друг другу:
  'Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!'
  Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
  Что же сделает хозяин виноградника?
  Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим.
  Разве вы не читали в Писании:
  'Камень, который отбросили строители,
    стал краеугольным камнем.
   Это сделано Господом -
    диво, которое было на наших глазах'?
 Они поняли, что притча направлена против них,
 и хотели было схватить Его,
 но побоялись народа.
 Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»