Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 4 октября ст.ст., воскресенье (20-е по Пятидесятнице, чтения 19-го воскр.); литургические чтения: 2Кор.11:31-12:9; Лк.6:31-36 *. > ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ > Пацифизм упрекали в том, что он хочет дешевого мира, стремится > "избежать войны, оставляя человечество в прежнем состоянии". > Наверное, бывает рационалистический, наивно-оптимистический > пацифизм, не видящий сатанинских глубин. Но не всякий пацифизм > таков, и уж во всяком случае, нельзя связывать прекращение войн > с обращением всех ко Христу. Христианский пацифизм возможен > и необходим: он труднее, ибо он привлекает к победе над войной > мистические силы, но он же и легче, ибо эти силы реальны и помогают > победить войну. Если христианин не верит в возможность Богу победить > войну, он не верит во всемогущество Бога, он верит во всемогущество > сатаны. И не надо беспокоиться, что победа над войной > есть абсолютная победа над злом. На наш век зла хватит и правнукам > останется. Так было бы нелепо бороться с оспопрививанием > под предлогом, что в Библии сказано об эпидемиях, предшествующих > Страшному Суду. Оспы нет, эпидемии есть. Не будет войны, останется > главный враг - ежедневная мелочь греха. > О пацифизме можно сказать как о демократии: скверная штука, > но остальные пути еще хуже. Бывает доктринерский пацифизм, > но уж милитаризм просто другим не бывает, и всё, что не есть > пацифизм, есть милитаризм. > Насколько труден пацифизм, видно на примере такого мощного мыслителя > как Бердяев, только в конце жизни пришедшему к оправданию пацифизма, > переставшего пинать Толстого. Бердяев долго приписывал пацифизму > всё то, что было ему ненавистно, например, считал, что непротивление > злу есть "рационалистическое отрицание правды инстинкта, правды > страстных чувств негодования, чести, верности до смерти, защиты > слабых против сильных". Но это полемическая карикатура. > Миротворчество может (и должно) быть и рациональным, > и эмоциональным. Когда говорят, что миротворчество рационалистично, > пытаются скрыть абсурдность милитаризма, его иррационализм. > Но не всякий иррационализм положителен. Верность из добродетели > превращается в порок, когда она - верность не истине и добру, > а верность националистическому или политическому союзу. Да, > в политике такой верности и не бывает, всегда идет какое-то движение > и перемена. О чести тот же Бердяев писал позднее вернее, что честь > не в том, чтобы не дать себя ударить, а в том, чтобы не ударить > другого. Главный же призыв милитаризма, призыв защитить слабых > против сильных есть такая же логическая и эмоциональная ловушка, > как призыв жить по Библии, под прикрытием которого истребляли тысячи > людей, разрушали церкви, вели войны. Конечно, надо защищать слабых > и надо жить по правде, только надо понимать, что всегда остается > неясность, соответствует ли мое понимание истины самой истине, > соответствует ли мое понимание того, как и кого надо защищать, > действительности. Агрессивность всегда идет рука об руку > с наивностью, когда человек уверен, что определить, кто слабее, > определить, какой способ защиты оптимален, не так уж сложно, > и не следует медлить. Бердяев писал, что "нравственный инстинкт > всегда ближе к правде, чем нравственная доктрина", что сердце всегда > покажет, кто слабее. Это и есть та самая несвятая наивность, которая > является мотором всех войн: каждая сторона убеждена, что следует > нравственному инстинкту, что противник воюет ради войны ("гнусный > милитаризм"), а вот она воюет ради мира ("благородная > воинственность", "рыцарство"). Тут идет в дело язык ненависти, > предшествующий войне: своя агрессивность объявляется "честью", > агрессивность противника - "гордыней". > "Мир может быть завоеван лишь через войну", - писал Бердяев. - > "Диалектика истории" совершается "через жертвы". Нет: диалектика > истории осуществляется через самопожертвование. Не я жертвую > спасением своей души, убивая другого, и тем спасаю мир, а я жертвую > своей жизнью, отказываясь убивать другого - вот диалектика > самопожертвования. Диалектика жертвы, когда убивается другой, хорошо > известна с древнейших дикарских времен, и это не диалектика, > а просто людоедство. > Водворит ли миротворчество мир - вопрос спорный. Но что война, > тем более, проповедь войны мира не водворит - совершенно бесспорно. > Да, всякая война есть не только плотская борьба, но и духовная, > она требует всего человека, не только рук или мозгов. > Этим оправдывали войну, но ведь на самом деле это главное > доказательство порочности войны, как и всякого насилия, > от инквизиции до смертной казни: нельзя насилием бороться со злом, > оставаясь бесстрастным, тем более, пребывая любящим и добрым. > Насилие требует ненависти и без ненависти не подымается рука. Война > не есть чисто материальное явление, но она не есть > и сверхматериальное, духовное явление - она есть явление > в материальный мир сил не высших, а низших. Но простительнее сводить > войну к скотству и экономике, чем возводить ее к религии. Другое > дело, что война есть не просто разновидность агрессии, > явления животного, а есть нечто, связанное с отличием человека > от животного, со способностью человека познавать духовный мир > и выражать это познание в символах. "Природа войны - символическая. > Такова природа всякого материального насилия, - оно всегда вторично, > а не первично" (Бердяев). Война есть, конечно, символ искаженный, > злоупотребление знаком. > Защитники войны обвиняют защитников мира в фарисействе, > в игнорировании сложности жизни и подчинении жизни слишком простым > законам. Но это переваливание с больной головы на здоровую. > Именно защитники войны - фарисеи, ибо они следуют простейшему закону > насилия, самозащиты. Безжизненно войнолюбие, а не миролюбие, > ибо принятие войны влечет за собой смерть. Так и Христа можно > обвинить, что Его призыв любить врага есть изуверское фарисейство - > и обвиняли. [ Яков Кротов. ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_1_voyna.htm#krv ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.7:12; 5:44-48; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#50) =========== Ссылки по теме ========== = ============ |> Д.БОНХЁФФЕР о любви к врагам с. Христ.Просвещ./rasylka/003/580.htm#0 |> Я.КРОТОВ. "ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ: СДАЧИ НЕ НАДО: Мф.5:46" с. Христ.Просвещ./rasylka/002/113.htm#0 |> Н.БЕРДЯЕВ о христианском отношении к грешным и злым с. Христ.Просвещ./rasylka/002/218.htm#0 |> К.С.ЛЬЮИС о любви к себе и любви к врагам с. Христ.Просвещ./rasylka/003/467.htm#0 |> Я.КРОТОВ. ВОЙНА И ХРИСТИАНИН. + ВОЙНА И ВОСКРЕСЕНИЕ www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_1_voyna.htm |> АНТОНИЙ БЛУМ: ... о том, что нет врагов с. Христ.Просвещ./rasylka/002/220a.htm#0 |> Л.ТОЛСТОЙ. ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ www.krotov.info/library/t/ltolstoy/dva_zako.html ...................................................... -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы. Если вы любите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга? / Ведь и грешники любят тех, кто их любит. И если вы помогаете только тем, кто помогает вам, / в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же. И если вы даете взаймы только тем, / от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга? И грешники грешникам дают взаймы, /чтобы потом получить долг обратно. А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов, помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ. Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, / который добр даже к неблагодарным и злым. Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец". (Лк.6:31-36) * * * *Если мы не прощаем, этим мы создаем себе ад на земле.* (М.Смит) |
|||
|
|
![]() |