=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 19 ноября    ст.ст., чт
  (27-я седмица по Пятидесятнице, чтения 26-й седмицы);
  {Рождественский пост}
  литургические чтения: 1Тим.3:1-13; Лк.16:1-9.



> По другому поводу Иисус рассказывает ученикам Своим странную притчу:
> 'Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было
> ему,  что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему; 'что это
> я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем: ибо ты не можешь более
> управлять'.  Тогда  управитель  сказал  сам в себе: 'что мне делать?
> господин  мой  отнимает  у  меня  управление  домом: копать не могу,
> просить  стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои,
> когда  отставлен  буду  от  управления  домом'. И, призвав должников
> господина  своего,   каждого  порознь,   сказал  первому:   'сколько
> ты  должен  господину  моему?'  Он сказал: 'сто мер масла'. И сказал
> ему:  'возьми  твою  расписку,  и садись скорее, напиши: пятьдесят'.
> Потом  другому  сказал:  'а ты сколько должен?' Он отвечал: 'сто мер
> пшеницы'.   И   сказал   ему:   'возьми   твою  расписку  и  напиши:
> восемьдесят'.     И   похвалил    господин   управителя   неверного,
> что  догадливо поступил;   ибо сыны века сего догадливее сынов света
> в  своем  роде.  И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством
> неправедным,  чтобы  они,  когда  обнищаете,  приняли  вас  в вечные
> обители' (Лк.16.1-9).

> Притча  о  неверном управителе поистине удивительна. Хозяин требует,
> чтобы  он  представил  счета  за  время  своего  управления, а затем
> увольняет  его.  Управитель обдумывает, что ему теперь делать. Никто
> не  возьмет его на прежнюю должность. Заняться физической работой он
> не  в  силах, а просить милостыню ему стыдно. Он решает использовать
> до  конца  свое  положение  и старается расположить к себе должников
> своего  хозяина.   Он  призывает  их  порознь,   проверяет  их счета
> и понижает их задолженность. Он вправе так поступить, ибо, очевидно,
> до  конца  действия  договора  имеет  все права и надеется завоевать
> таким образом симпатию должников своего хозяина.

> Когда  его  господин  узнаёт  об  этом,  он  не  может  не похвалить
> неверного  управителя за его находчивость - а затем следует не менее
> необычное   заключение:   так  должны  и вы поступать!  Прежде всего
> мы  удивляемся:  разве  я  тоже неверный управитель? - Разумеется, -
> ответил  бы  Господь.  -  Разве мне принадлежит неправедное добро? -
> Конечно! - Следовательно,  я завяз в ложной ситуации и должен из нее
> выпутаться'  чтобы  моя жизнь была в безопасности? - Именно так! ...
> Но что всё это значит?

> Найти  доступ  к этой притче нелегко. Его открывают слова 'богатство
> неправедное'  -    по-еврейски    'неправедный  Маммон'.   Маммон  -
> это  финикийский  бог богатства, его имя означает имущество, деньги.
> Что  же  называется  здесь  'неправедным'?   Не  то  добро,  которое
> в  отличие от другого, приобретено нечестным путем. Всякое имущество
> представляет   собой   'неправедное  добро'.  Различия,  так  высоко
> ценящиеся  нашим  самосознанием,  не  выходят  за рамки этого общего
> суждения...   Иисус   не   имеет   в   виду  то  имущество,  которое
> приобретается упорным трудом, в отличие от приобретаемого без труда.
> Его  цель не в том,   чтобы поощрить усердный труд или  честность...
> Не  говорит Он и об ограниченном, социально правильно распределенном
> имуществе  в  противоположность  избыточному.  Согласно  Его  слову,
> 'неправедно'  всякое  имущество,  будь  то  миллион  или один рубль,
> крупная земельная собственность или маленькое поле... Таким образом,
> слова  Иисуса  не  содержат   ничего   относительно  трудовой  этики
> или  экономического  строя,    но  они находятся  в связи  с другими
> Его  словами,   произнесенными  по  другим случаям.  Так,  например,
> со  словами  из  притчи  о  навязчивом  друге: 'Если вы, будучи злы,
> умеете  даяния  благие  давать детям вашим...' (Лк.11.13).   Господь
> и здесь не различает добрых и злых людей - все они 'злые'. Всё более
> тонкие различия остаются в пределах этого осуждения, не допускающего
> исключений.  В  том  же  самом смысле мы все - неправедно владеющие.
> Неправедность  заложена  в корне самого  владения.   Грех  уничтожил
> для  меня  возможность   обладать   чем-либо  естественным  образом,
> без  того,   чтобы  я был связан и причинял зло другим.  Перед Богом
> это  неправедно,   даже  если  я,   как  отдельный  человек,  в этом
> не  повинен.  Эта  мысль  -  не социологического и не экономического
> порядка:  она  не  имеет  также  никакого  отношения к внутримирской
> морали,  но  указывает,  что  сделал  грех:  он  разрушил рай. В раю
> принадлежность  имущества  одному человеку не означала бы исключения
> другого.  Как  это  могло  бы  быть, нельзя понять рассудком; мы это
> чувствуем,   если  нам  попадается  человек,  ставший  действительно
> самоотверженным   в   школе   любви   Христовой.   В   нём  начинает
> по-настоящему  осуществляться  Царствие  Божие, и этим рай не просто
> возвращается,    но  заново   даруется   на  более  высоком  уровне.
> Таким  образом, слова Иисуса относятся к области веры. Они указывают
> на  существование  в  благодати и Духе Святом, которое было потеряно
> вследствие   греха.  Возникло  такое  состояние,  в  котором  всякое
> действие и всякое владение само по себе,   и  никакая  экономическая
> или  этическая  реформа  не  может  изменить  в нём ничего,   но оно
> в  целом,  от самых корней своих, должно быть включено в веру, чтобы
> там получить искупление и измениться.

> Теперь  мы понимаем смысл всей этой речи Иисуса. Ученики явно боятся
> за  свое  добро,   и  тут  Господь  говорит  им,   как  обстоит дело
> с  имуществом  вообще.  За  всеми частными бедами они должны увидеть
> состояние  мира  вообще  и  степень его  падения,   должны  увидеть,
> что   справиться   с  ним  человек  может только,  если он,  получив
> для  этого  <от  Иисуса  свободу>, перестанет держаться за обладание
> вообще.  И  всё,  что он имеет, будет искать в любви. Когда он потом
> предстанет перед судом Бога в своей обнаженности, когда любые доводы
> и  оправдания застревают в горле, потому что они бессмысленны, тогда
> встанет и будет говорить за нас всё то земное,   само по себе падшее
> и  злое,  что  мы вложили в любовь. Получившие помощь скажут: он был
> добр к нам, _ будь же и Ты, Господи, милосерден к нему!

> Итак, сознание учеников  снова  фиксируется  на самом  существенном.
> Они  должны  чувствовать, что перед Богом имеет цену, а что нет; что
> перед  Ним  праведно,  а  что  служит  признаком падения. Они должны
> завершить  переоценку  бытия, начатую Иисусом. Если они это сделают,
> то   окажутся  готовы  ко  всему,   что может случиться.  Если у них
> за Христа отнимут какое-либо добро, изначально 'неправедное', потому
> что  все  различия  земной  честности  или  нечестности,  культурной
> ценности  или  отсутствия таковой представляют собой  лишь  различия
> в  пределах  изначальной  неправды,  то,  в  сущности,  это не будет
> означать никакой потери. Но,  конечно,  это сказано в адрес верующих
> и действенно в той мере, в какой жива вера.

> Так  Иисус  подводит сознание Своих учеников к самому существенному.
> Он  укореняет  их в том, что не может быть разрушено. Он освобождает
> от  того,  что  несущественно:  из-под  власти  мнимых  авторитетов,
> по-земному   мудрых,   могучих  мнений,  от  давления  общественных,
> экономических,  традиционных условий, угроз телу, жизни и имуществу.
> Этим  Он  готовит  их  к  борьбе,  закаляет  их силы и доводит до их
> сознания, в чём именно они непобедимы.
                [ Романо Гуардини. ГОСПОДЬ (III. 5)
                  www.agnuz.info/library/books/Gospod/page03.htm ]


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ:
        * Проповедь свящ. Вячеслава Резникова
          www.pues.ru/orthodox/propov/pd_26.htm#4
        * Я.Кротов: святость как нечестность
               www.messia.ru/rasylka/003/626.htm#0
        * Он же: "Богатство неправедное - масло масляное"
               www.messia.ru/rasylka/002/264.htm#0
        * еще небольшое:
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_16_09.html
        * Традиционные толкования:
          www.bible-center.ru/note/20021128/orth (ст.1-9)
          www.bible-center.ru/note/20010923/cath
          www.bible-center.ru/note/20041105/cath
          www.bible-center.ru/note/20030913/odp5 (ст.1-13)
          www.bible-center.ru/note/20020322/odp3 (ст.1-18)
          www.bible-center.ru/note/20030815/odp1 (ст.1-31)
          www.bible-center.ru/note/20031108/cath (ст.9-15)
        * В.Потапов:
          www.stjohndc.org/Russian/parables/r_Par_3_15.htm
        * митр. Антоний Блум:
          www.mitras.ru/mark/mk_13.htm
                          (в конце, последние 3 абзаца)
        * Г.У. фон Бальтазар. КАК СЕБЕ ПРИОБРЕТАТЬ ДРУЗЕЙ
          www.agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/index.htm
        * Он же: О ПРОСТОТЕ ХРИСТИАН
          www.agnuz.info/library/books/S29/content.htm

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
"Нашел мёд - поешь досыта, / но не объедайся до тошноты". (Пр.25:16)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»