Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 19 ноября ст.ст., чт (27-я седмица по Пятидесятнице, чтения 26-й седмицы); {Рождественский пост} литургические чтения: 1Тим.3:1-13; Лк.16:1-9. > По другому поводу Иисус рассказывает ученикам Своим странную притчу: > 'Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было > ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему; 'что это > я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем: ибо ты не можешь более > управлять'. Тогда управитель сказал сам в себе: 'что мне делать? > господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, > просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, > когда отставлен буду от управления домом'. И, призвав должников > господина своего, каждого порознь, сказал первому: 'сколько > ты должен господину моему?' Он сказал: 'сто мер масла'. И сказал > ему: 'возьми твою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят'. > Потом другому сказал: 'а ты сколько должен?' Он отвечал: 'сто мер > пшеницы'. И сказал ему: 'возьми твою расписку и напиши: > восемьдесят'. И похвалил господин управителя неверного, > что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света > в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством > неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные > обители' (Лк.16.1-9). > Притча о неверном управителе поистине удивительна. Хозяин требует, > чтобы он представил счета за время своего управления, а затем > увольняет его. Управитель обдумывает, что ему теперь делать. Никто > не возьмет его на прежнюю должность. Заняться физической работой он > не в силах, а просить милостыню ему стыдно. Он решает использовать > до конца свое положение и старается расположить к себе должников > своего хозяина. Он призывает их порознь, проверяет их счета > и понижает их задолженность. Он вправе так поступить, ибо, очевидно, > до конца действия договора имеет все права и надеется завоевать > таким образом симпатию должников своего хозяина. > Когда его господин узнаёт об этом, он не может не похвалить > неверного управителя за его находчивость - а затем следует не менее > необычное заключение: так должны и вы поступать! Прежде всего > мы удивляемся: разве я тоже неверный управитель? - Разумеется, - > ответил бы Господь. - Разве мне принадлежит неправедное добро? - > Конечно! - Следовательно, я завяз в ложной ситуации и должен из нее > выпутаться' чтобы моя жизнь была в безопасности? - Именно так! ... > Но что всё это значит? > Найти доступ к этой притче нелегко. Его открывают слова 'богатство > неправедное' - по-еврейски 'неправедный Маммон'. Маммон - > это финикийский бог богатства, его имя означает имущество, деньги. > Что же называется здесь 'неправедным'? Не то добро, которое > в отличие от другого, приобретено нечестным путем. Всякое имущество > представляет собой 'неправедное добро'. Различия, так высоко > ценящиеся нашим самосознанием, не выходят за рамки этого общего > суждения... Иисус не имеет в виду то имущество, которое > приобретается упорным трудом, в отличие от приобретаемого без труда. > Его цель не в том, чтобы поощрить усердный труд или честность... > Не говорит Он и об ограниченном, социально правильно распределенном > имуществе в противоположность избыточному. Согласно Его слову, > 'неправедно' всякое имущество, будь то миллион или один рубль, > крупная земельная собственность или маленькое поле... Таким образом, > слова Иисуса не содержат ничего относительно трудовой этики > или экономического строя, но они находятся в связи с другими > Его словами, произнесенными по другим случаям. Так, например, > со словами из притчи о навязчивом друге: 'Если вы, будучи злы, > умеете даяния благие давать детям вашим...' (Лк.11.13). Господь > и здесь не различает добрых и злых людей - все они 'злые'. Всё более > тонкие различия остаются в пределах этого осуждения, не допускающего > исключений. В том же самом смысле мы все - неправедно владеющие. > Неправедность заложена в корне самого владения. Грех уничтожил > для меня возможность обладать чем-либо естественным образом, > без того, чтобы я был связан и причинял зло другим. Перед Богом > это неправедно, даже если я, как отдельный человек, в этом > не повинен. Эта мысль - не социологического и не экономического > порядка: она не имеет также никакого отношения к внутримирской > морали, но указывает, что сделал грех: он разрушил рай. В раю > принадлежность имущества одному человеку не означала бы исключения > другого. Как это могло бы быть, нельзя понять рассудком; мы это > чувствуем, если нам попадается человек, ставший действительно > самоотверженным в школе любви Христовой. В нём начинает > по-настоящему осуществляться Царствие Божие, и этим рай не просто > возвращается, но заново даруется на более высоком уровне. > Таким образом, слова Иисуса относятся к области веры. Они указывают > на существование в благодати и Духе Святом, которое было потеряно > вследствие греха. Возникло такое состояние, в котором всякое > действие и всякое владение само по себе, и никакая экономическая > или этическая реформа не может изменить в нём ничего, но оно > в целом, от самых корней своих, должно быть включено в веру, чтобы > там получить искупление и измениться. > Теперь мы понимаем смысл всей этой речи Иисуса. Ученики явно боятся > за свое добро, и тут Господь говорит им, как обстоит дело > с имуществом вообще. За всеми частными бедами они должны увидеть > состояние мира вообще и степень его падения, должны увидеть, > что справиться с ним человек может только, если он, получив > для этого <от Иисуса свободу>, перестанет держаться за обладание > вообще. И всё, что он имеет, будет искать в любви. Когда он потом > предстанет перед судом Бога в своей обнаженности, когда любые доводы > и оправдания застревают в горле, потому что они бессмысленны, тогда > встанет и будет говорить за нас всё то земное, само по себе падшее > и злое, что мы вложили в любовь. Получившие помощь скажут: он был > добр к нам, _ будь же и Ты, Господи, милосерден к нему! > Итак, сознание учеников снова фиксируется на самом существенном. > Они должны чувствовать, что перед Богом имеет цену, а что нет; что > перед Ним праведно, а что служит признаком падения. Они должны > завершить переоценку бытия, начатую Иисусом. Если они это сделают, > то окажутся готовы ко всему, что может случиться. Если у них > за Христа отнимут какое-либо добро, изначально 'неправедное', потому > что все различия земной честности или нечестности, культурной > ценности или отсутствия таковой представляют собой лишь различия > в пределах изначальной неправды, то, в сущности, это не будет > означать никакой потери. Но, конечно, это сказано в адрес верующих > и действенно в той мере, в какой жива вера. > Так Иисус подводит сознание Своих учеников к самому существенному. > Он укореняет их в том, что не может быть разрушено. Он освобождает > от того, что несущественно: из-под власти мнимых авторитетов, > по-земному мудрых, могучих мнений, от давления общественных, > экономических, традиционных условий, угроз телу, жизни и имуществу. > Этим Он готовит их к борьбе, закаляет их силы и доводит до их > сознания, в чём именно они непобедимы. [ Романо Гуардини. ГОСПОДЬ (III. 5) www.agnuz.info/library/books/Gospod/page03.htm ] ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: * Проповедь свящ. Вячеслава Резникова www.pues.ru/orthodox/propov/pd_26.htm#4 * Я.Кротов: святость как нечестность www.messia.ru/rasylka/003/626.htm#0 * Он же: "Богатство неправедное - масло масляное" www.messia.ru/rasylka/002/264.htm#0 * еще небольшое: www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_16_09.html * Традиционные толкования: www.bible-center.ru/note/20021128/orth (ст.1-9) www.bible-center.ru/note/20010923/cath www.bible-center.ru/note/20041105/cath www.bible-center.ru/note/20030913/odp5 (ст.1-13) www.bible-center.ru/note/20020322/odp3 (ст.1-18) www.bible-center.ru/note/20030815/odp1 (ст.1-31) www.bible-center.ru/note/20031108/cath (ст.9-15) * В.Потапов: www.stjohndc.org/Russian/parables/r_Par_3_15.htm * митр. Антоний Блум: www.mitras.ru/mark/mk_13.htm (в конце, последние 3 абзаца) * Г.У. фон Бальтазар. КАК СЕБЕ ПРИОБРЕТАТЬ ДРУЗЕЙ www.agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/index.htm * Он же: О ПРОСТОТЕ ХРИСТИАН www.agnuz.info/library/books/S29/content.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- "Нашел мёд - поешь досыта, / но не объедайся до тошноты". (Пр.25:16) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |