=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 

* 27 ноября    ст.ст., пт
  (28-я седмица по Пятидесятнице, чтения 27-й седмицы);
  {Рождественский пост}
  литургические чтения: 2Тим.1:1-2,8-18; Лк.19:12-28.



> Один  довод  против  неумеренной  любви к ближнему я отвергну сразу.
> Делать  это мне страшно, потому что нашел я его у великого мыслителя
> и великого святого, которому очень многим обязан.

> Августин описывает  свою  печаль  по умершему  другу  Небридию  так,
> что   и   сейчас  плачешь  над  этими  строками.{блаженный  Августин
> Гиппонский (354-430; в латинской традиции - святой) - христианский
> мыслитель, один из отцов Церкви. См. его "Исповедь", IX, III, 6}
> И   делает  вывод:   вот  что  бывает,   когда  прилепишься  сердцем
> к  чему-либо,  кроме Бога. Люди смертны. Не будем же ставить на них.
> Любовь принесет радость, а не горе только тогда, когда мы обратим ее
> к Господу, ибо Он не покинет нас.

> Ничего  не  скажешь,  это  разумно.  Кто-кто, а я бы рад последовать
> совету.  Я  всегда  готов  перестраховаться.  Из всех доводов против
> любви мне особенно близок призыв: "Осторожно! Будешь страдать".

> По  склонностям  своим  я  бы  послушался,  но  совесть не разрешит.
> Отвечая  на  этот  призыв,  я чувствую,  как отдаляюсь от Спасителя.
> Я  совершенно уверен, что Он и не собирался поддерживать и укреплять
> мою  врожденную тягу к спокойному житью. Скорее уж именно она во мне
> меньше  всего  Ему  нравится. Да и станет ли кто любить Бога по этой
> причине?  Станет  ли  кто выбирать так жену, друга, собаку? Человек,
> способный  на  такой  расчет, далеко за пределами любви. Беззаконная
> влюбленность,   предпочитающая  возлюбленную  счастью,   и  та ближе
> к Богу.

> Мне   кажется,   отрывок   из   "Исповеди"  продиктован  не  столько
> христианством  блаженного Августина, сколько высокоумными языческими
> учениями, которыми он увлекался прежде. Это ближе к "апатии" стоиков
> и    мистике   неоплатоников.    Мы  же  призваны  следовать за Тем,
> Кто  плакал  над  Лазарем и Иерусалимом, а одного из учеников как-то
> особенно  любил {см. Ин.11:33-35; Лк.19:41-44; Ин.21:20-24}. Апостол
> для  нас  выше   Августина,    а   Павел  и  зн`аком  не показывает,
> что не страдал бы, если бы умер Епафродит (Фил.2:27).

> Даже если застрахованность от горя и впрямь высшая мудрость, была ли
> она  у  Христа? По-видимому, нет. Кто, как не Он, возопил: "Для чего
> Ты Меня оставил?" {см. Мф.27:46}

> Августин  не указывает нам выхода. Выхода нет вообще. Застраховаться
> невозможно,    любовь  чревата  горем.   Полюби  -   и  сердце  твое
> в  опасности.  Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку,
> ни  зверю.   Опутай  его  мелкими удовольствиями и прихотями;  запри
> в  ларце  себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу
> оно   не  разобьется.  Его уже нельзя будет ни разбить,  ни тронуть,
> ни  спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску - гибель. Кроме рая,
> уберечься от опасностей любви можно только в аду.

> Я думаю, самая беззаконная, самая неумеренная любовь не так противна
> Богу,  как  защитная  черствость.  Поддаваясь  ей,  мы,  в сущности,
> закапываем  талант,   и по той же самой причине:  "Я знал тебя,  что
> ты  человек  жестокий"  {см.  Мф.25:24}.    Христос не для того учил
> и  страдал,   чтобы мы тряслись над нашим счастьем.  Ибо не забывший
> о  расчете  ради  брата, которого видит, забудет ли о нём ради Бога,
> которого  не  видит? {ср. 1Ин.4:20 ...}   К Богу же мы  приблизимся,
> не  избегая  скрытых в любви страданий, а принимая их и принося Ему.
> Если  сердцу  нашему  должно  разбиться,  если  Господь разобьет его
> любовью - да будет воля Его.

> Конечно,    всякая  естественная  любовь  может  стать  неумеренной.
> Но  слово  это  ничуть не означает  "неосторожная".  Не означает оно
> и  "слишком  большая".  Тут  дело  не в количестве. Наверное, нельзя
> "слишком  сильно"  любить человека.  Можно любить его слишком сильно
> по  сравнению с любовью к Богу, но говорит это лишь, о том, что Бога
> мы  любим слишком слабо. Уточним, чтобы слова эти никого не смутили.
> Многие,  прочитав их, могут испугаться, что чувства их к Богу не так
> пылки,  как чувства к людям. Хорошо бы, конечно, любить людей и Бога
> с равной пылкостью, и надо об этом молиться, но здесь речь не о том.
> Когда  встает  вопрос  о  соперничестве естественной любви  и  любви
> к Богу, дело не в силе и не в качестве этих чувств. Дело в том, кого
> вы выберете, если встанет выбор.

> Как  обычно,  слова  Спасителя и страшнее, и милостивее богословских
> рассуждений.  Христос  ничего  не  сказал  о  том, что земная любовь
> чревата  горем.  Он говорит иное: ее надо отринуть, когда она мешает
> следовать  за Ним. "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца
> своего и матери и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой
> жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк.14:26).

> Как   понять   нам  слово   "возненавидит"?   Быть  не может,  чтобы
> Сама  Любовь  велела  нам  испытывать  всё  то,    что  мы  понимаем
> под ненавистью, -   досадовать,  желать зла,  радоваться несчастьям.
> Что   такое  ненависть  для  Спасителя,   видно  из  беседы,   когда
> Он воспротивился совету Петра {см. Мф.16:21-23}. "Ненавидеть" значит
> не  уступать,  сопротивляться,  когда  тот,  кого  ты любишь - пусть
> мягко,  пусть из жалости, - говорит с тобой от имени сатаны. Христос
> учит,  что  человек,   служащий  двум господам,  возненавидит одного
> и   возлюбит   другого.    Речь   тут,   конечно,   не  о  чувствах,
> не  об  отвращении  и  восхищении.   Такой человек будет соглашаться
> с  одним, а не с другим, работать на него, служить ему. Еще вспомним
> слова: "Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел" (Мал.1:2-3). Как же
> ненавидел  Господь  Исава?   Хотя  сразу  вслед  за этим  говорится,
> что  Он  "предал  горы  его  опустошению,  и  владения его - шакалам
> пустыни"  {ср.  Мал.1:3},    в Книге Бытия свидетельств об этом нет.
> У  нас  нет  оснований считать, что Исав бедствовал или что душа его
> погибла. Более того, в мирском смысле Исав жил лучше Иакова. Не ему,
> а  Иакову достались горести, унижения и потери. Но у Иакова было то,
> чего  у  Исава  не  было:  он, а не его брат породил колена, передал
> обетование,    стал   предком  Спасителя.   Любовь  к  Иакову в том,
> что  Господь  счел  его  достойным  высокого  призвания;   ненависть
> к  Исаву - в том, что Господь его отверг. Так и мы должны отвергнуть
> близких,  когда  они  встанут между нами и повиновением Богу. Вполне
> возможно, что они и впрямь сочтут это ненавистью.

> Я   не  буду   рассуждать  о  том,  трудно ли это.  Одним это легко,
> для  других  невыполнимо.  Трудно  для всех узнать, настало ли время
> "ненавидеть".   Люди  мягкие  -  нежные  мужья  и  жены,  заботливые
> родители, послушные дети - все не могут признать, что оно наступило.
> Люди  властные  и  своевольные решат, что оно пришло гораздо раньше,
> чем  надо.    Вот  почему  бесконечно  важно  так   поставить  дело,
> так настроить любовь, чтобы времени этому и наступать было незачем.
                [ Клайв Льюис. ЛЮБОВЬ (6)
                  www.krotov.info/library/l/lewis/003love.html ]


 -------------------
/ Ссылки по теме: ------------------------
//      *** Яков Кротов: "к`уплю дейте" -------------------------
///            www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_19_14.html   *
// *** C.Тагуэлл: То, что вверено нам Господом. Духовная нищета *
///                     www.messia.ru/rasylka/003/634.htm#0   *
//      ***  прп. Макарий Египетский                            *
///  www.agnuz.info/library/books/Novie_duh_besedi/page13.htm   *
///  или www.krotov.info/library/m/makarygr/makari2_09.html#13  *
=================================================================


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Иисус сказал:
 - Один вельможа отправлялся в далекую страну,
   чтобы утвердить свои права на царский престол, а затем вернуться.
   Он позвал к себе десять слуг, дал им по золотой монете и сказал:
   'Пустите их в дело, пока я буду отсутствовать'. ...
   Когда он, получив царский престол, вернулся,
   то велел позвать к себе слуг, которым дал деньги,
   желая узнать, сколько те на них заработали.
   Первый явился и сказал:
   'Господин мой, твой золотой принес мне десять золотых'. -
   'Молодец, ты хороший слуга, - сказал ему царь. -
    Раз ты в малом деле оказался надежен,
    отдаю тебе под начало десять городов'.
   Второй пришел и сказал: 'Твой золотой принес мне пять золотых'.  -
   'И тебя ставлю над пятью городами', - сказал ему царь.
   А третий пришел и сказал:
   'Господин мой, вот тебе твой золотой.
    Я хранил его, завернув в платок, потому что боялся тебя.
    Ты ведь человек безжалостный:
    берешь там, где не клал, и жнешь то, что не сеял'.
   Царь говорит ему:
   'Ты сам вынес себе приговор, негодный слуга!
    Ты знал, что я человек безжалостный,
    беру там, где не клал, и жну то, что не сеял.
    Так почему ты не отдал мои деньги в банк?
    Вернувшись, я бы получил их с процентами!'
   И он приказал свите:
   'Возьмите у него золотой и отдайте тому, у кого десять золотых'. -
   'Господин, - сказали они, - у него уже есть десять золотых!' -
   'А я говорю вам: у кого есть, тому будет дано еще,
    а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется'.
                                        (Лк.19:12-13,15-26)
                                * * *
"Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план,
 предаю забвению мое собственное существование,
 я обретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам". (В.Франкл)

-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»