=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)

 


* 24 декабря   ст.ст., чт
  (32-я седмица по Пятидесятнице, чтения 31-й седмицы);
  {Навечерие Рождества Христова}
  литургические чтения: Евр.1:1-12; Лк.2:1-20 *.



>                             Бог в пещере

> <...> именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека,
> и  в  пещере  нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина
> человеческой    истории,     подобная    новому   сотворению   мира,
> тоже начиналась в пещере. И животные были тут, потому что пещера эта
> служила стойлом для горных жителей у Вифлеема; там и сейчас загоняют
> скот на ночь в такие ущельица и гроты.

> Именно  здесь,  под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева
> переполненных  гостиниц  захлопнули  перед   ними   двери.    Здесь,
> под  самыми  ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос.
> Господь  наш  тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных,
> пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь.

> Легенды и поэмы, которым нет и не будет конца, повторяют на все лады
> немыслимый  парадокс:  руки,  создавшие  солнце  и  звезды, не могли
> дотянуться до тяжелых голов осла и вола. На этом парадоксе, я сказал
> бы даже, на этой шутке зиждется вся поэзия нашей веры; и, как всякую
> шутку,  ученые ее не замечают. Они скрупулезно растолковывают, сколь
> невероятно  то,  что мы сами подчеркиваем с вызовом, даже со смехом;
> они  снисходительно  объясняют,  сколь  дико  то,  что мы сами зовем
> немыслимым; они говорят,  что это слишком хорошо,  чтобы сбыться,  -
> но ведь это сбылось!

> О  контрасте между всемогуществом и детской беспомощностью говорили,
> пели  и  кричали тысячи раз в гимнах, колядках, картинках, действах,
> песнях  и  проповедях, и нам вряд ли нужен ученый, чтобы мы заметили
> некую  странность.  Всё  же я немного поговорю о ней, потому что она
> тесно  связана  с  моей темой. В наше время очень любят подчеркивать
> роль  воспитания  в жизни, психологии - в воспитании. Нам непрерывно
> твердят,   что   первые  впечатления  формируют  характер,  и  очень
> беспокоятся,     как бы  вкус  ребенка  не был отравлен на всю жизнь
> плохо   раскрашенной   игрушкой,   нервная   система   -   расшатана
> неблагозвучной считалкой.

> Однако  нас  сочтут  тупыми  догматиками,  если  мы скажем, что есть
> разница  между  тем,  кто воспитан в христианстве, и другими людьми.
> Всякий    католический    ребенок   знает   по   картинкам,   всякий
> протестантский  ребенок  знает  по  рассказам о немыслимом сочетании
> понятий;  оно  поистине  становится одним из его первых впечатлений.
> Эта  разница  не теологическая,  а психологическая,  она долговечней
> и  прочней  богословских  убеждений. Она, как любят говорить ученые,
> неискоренима.

> Для  любого  агностика  или  атеиста,  знавшего в детстве Рождество,
> хочет  он  того или нет,  связаны на всю жизнь два понятия,  которые
> для  большей части человечества весьма далеки друг от друга: ребенок
> и   неведомая   сила,    которая  поддерживает  звезды.   Инстинктом
> и  воображением он соединит их даже тогда, когда разум его не увидит
> в  этом  смысла.  Для  него  всегда будет привкус веры в изображении
> матери  с ребенком, привкус жалости и беззащитности в страшном имени
> Божием.    Но   эти  понятия  связаны  не  для всех.  Они не связаны
> для  китайцев или древних греков, даже таких великих, как Аристотель
> и Конфуций.

> Связывать  Бога  с  младенцем  ничуть  не  логичней,  чем  связывать
> тяготение   с котенком.  Для нас они связаны Рождеством,  потому что
> мы  -  христиане  по психологии, если не по убеждению. Это сочетание
> идей,    как  теперь  говорят,   меняет  в корне нашу природу.  Тот,
> кто  знает  это, отличается от незнающего. Я совсем не хочу сказать,
> что он лучше, -  мусульманин или еврей могут быть лучше его.  Просто
> в  его   гороскопе    пересекаются    две    линии;    всемогущество
> и  беспомощность,   божественность  и  детство  рифмуются  для него,
> и  это  созвучие  не  померкнет  от тысяч повторений. Да, в Вифлееме
> поистине сошлись противоположности.

> В  пещере  было положено  начало  тому,   что  придает  христианству
> такую  человечность.  Если бы людям понадобился образец бесспорного,
> неиспорченного христианства,  они бы,  наверное,  выбрали Рождество.
> Но  Рождество очевиднейшим образом связано с тем, что считают (никак
> не  пойму,  почему)  спорным и надуманным, - с поклонением Пречистой
> Деве.   Взрослые моего детства требовали убрать из церквей Ее статуи
> с Младенцем.

> После  долгих  препирательств  примирились  на том, что отняли у Нее
> Младенца,  - хотя, если рассуждать логически, с их собственной точки
> зрения,  это  должно  быть еще хуже. Может быть, Мать не так опасна,
> если  Ее  обезоружить?  Во  всяком случае, всё это похоже на притчу.
> Нельзя отделить статую матери  от новорожденного ребенка,   младенец
> не  может  висеть в воздухе, собственно говоря, вообще не может быть
> статуи младенца.

> Точно  так  же  не  можем  мы  подумать  о Нём,   не думая о Матери.
> В  обыкновенной,     человеческой    жизни   мы   не  можем   прийти
> к новорожденному, не придя тем самым к его матери; мы можем общаться
> с ним только через мать.   Отнимите Христа у Рождества или Рождество
> у  Христа,  иначе  вам придется смириться с тем, что святые головы -
> рядом и сияния их почти сливаются, как на старых картинах.

> Можно сказать, как ни грубо это звучит, что в тот час, в той складке
> или   трещине   серой   горы  мир  был  вывернут  наизнанку.  Раньше
> благоговейные  и  удивленные  взоры обращались как бы наружу, с этих
> пор  обратились внутрь, к самому маленькому. Бог был вовне, оказался
> в  центре,  а  центр  -  бесконечно  мал.  С  этих  пор спираль духа
> центростремительна, а не центробежна.
                [ Гилберт К. Честертон. ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (II.1)
                  www.krotov.info/library/ch/chesterton/vechni2.htm ]

        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.1:24-25;
          эпизоды NN 10,11,12~ по "Брюссельскому согласованию"
         (     www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#10)



                             *
  + +  +   +    +     +    +   +    +     +    +   +  + +
 • Мартин Лютер: Царь вселенной рождается в хлеву...      :
                   www.messia.ru/rasylka/003/303.htm#0  :
 • митр. Сурожский Антоний: Сотворение, воплощение        :
                   www.messia.ru/rasylka/004/666.htm#0  :
  - -  -   -    -     -      -      -     -    -   -  - -
         

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Многократно и многообразно говоривший в прошлом
 с нашими отцами через пророков,
 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов,
 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
 став настолько же выше ангелов,
 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.* (Евр.1:1-4)
                                * * *
*И когда Иосиф и Мариам были в Вифлееме, ей пришло время родить.
 Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота,
 потому что в гостинице места им не нашлось.
 Неподалеку от тех мест были пастухи,
 они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо.
 Перед ними предстал ангел Господень,
 и сияние славы Господней озарило их.
 Их охватил великий страх. Но ангел сказал им:
 "Не бойтесь!
  Я несу вам радостную весть - великую радость для всего народа.
  Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель - Помазанник, Господь!
  Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях".
 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога:
 "Слава Богу в вышних небесах!
 Мир на земле людям, которых Он возлюбил!"
 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу:
 "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось
  и о чём поведал нам Господь".
 Они поспешно отправились в путь
 и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях.
 Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке.
 Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал.
 Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом.
 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
 за всё, что им довелось увидеть и услышать:
 всё было так, как сказал им ангел.* (Лк.2:6-20)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»