Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 24 декабря ст.ст., чт (32-я седмица по Пятидесятнице, чтения 31-й седмицы); {Навечерие Рождества Христова} литургические чтения: Евр.1:1-12; Лк.2:1-20 *. > Бог в пещере > <...> именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека, > и в пещере нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина > человеческой истории, подобная новому сотворению мира, > тоже начиналась в пещере. И животные были тут, потому что пещера эта > служила стойлом для горных жителей у Вифлеема; там и сейчас загоняют > скот на ночь в такие ущельица и гроты. > Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева > переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, > под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. > Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, > пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь. > Легенды и поэмы, которым нет и не будет конца, повторяют на все лады > немыслимый парадокс: руки, создавшие солнце и звезды, не могли > дотянуться до тяжелых голов осла и вола. На этом парадоксе, я сказал > бы даже, на этой шутке зиждется вся поэзия нашей веры; и, как всякую > шутку, ученые ее не замечают. Они скрупулезно растолковывают, сколь > невероятно то, что мы сами подчеркиваем с вызовом, даже со смехом; > они снисходительно объясняют, сколь дико то, что мы сами зовем > немыслимым; они говорят, что это слишком хорошо, чтобы сбыться, - > но ведь это сбылось! > О контрасте между всемогуществом и детской беспомощностью говорили, > пели и кричали тысячи раз в гимнах, колядках, картинках, действах, > песнях и проповедях, и нам вряд ли нужен ученый, чтобы мы заметили > некую странность. Всё же я немного поговорю о ней, потому что она > тесно связана с моей темой. В наше время очень любят подчеркивать > роль воспитания в жизни, психологии - в воспитании. Нам непрерывно > твердят, что первые впечатления формируют характер, и очень > беспокоятся, как бы вкус ребенка не был отравлен на всю жизнь > плохо раскрашенной игрушкой, нервная система - расшатана > неблагозвучной считалкой. > Однако нас сочтут тупыми догматиками, если мы скажем, что есть > разница между тем, кто воспитан в христианстве, и другими людьми. > Всякий католический ребенок знает по картинкам, всякий > протестантский ребенок знает по рассказам о немыслимом сочетании > понятий; оно поистине становится одним из его первых впечатлений. > Эта разница не теологическая, а психологическая, она долговечней > и прочней богословских убеждений. Она, как любят говорить ученые, > неискоренима. > Для любого агностика или атеиста, знавшего в детстве Рождество, > хочет он того или нет, связаны на всю жизнь два понятия, которые > для большей части человечества весьма далеки друг от друга: ребенок > и неведомая сила, которая поддерживает звезды. Инстинктом > и воображением он соединит их даже тогда, когда разум его не увидит > в этом смысла. Для него всегда будет привкус веры в изображении > матери с ребенком, привкус жалости и беззащитности в страшном имени > Божием. Но эти понятия связаны не для всех. Они не связаны > для китайцев или древних греков, даже таких великих, как Аристотель > и Конфуций. > Связывать Бога с младенцем ничуть не логичней, чем связывать > тяготение с котенком. Для нас они связаны Рождеством, потому что > мы - христиане по психологии, если не по убеждению. Это сочетание > идей, как теперь говорят, меняет в корне нашу природу. Тот, > кто знает это, отличается от незнающего. Я совсем не хочу сказать, > что он лучше, - мусульманин или еврей могут быть лучше его. Просто > в его гороскопе пересекаются две линии; всемогущество > и беспомощность, божественность и детство рифмуются для него, > и это созвучие не померкнет от тысяч повторений. Да, в Вифлееме > поистине сошлись противоположности. > В пещере было положено начало тому, что придает христианству > такую человечность. Если бы людям понадобился образец бесспорного, > неиспорченного христианства, они бы, наверное, выбрали Рождество. > Но Рождество очевиднейшим образом связано с тем, что считают (никак > не пойму, почему) спорным и надуманным, - с поклонением Пречистой > Деве. Взрослые моего детства требовали убрать из церквей Ее статуи > с Младенцем. > После долгих препирательств примирились на том, что отняли у Нее > Младенца, - хотя, если рассуждать логически, с их собственной точки > зрения, это должно быть еще хуже. Может быть, Мать не так опасна, > если Ее обезоружить? Во всяком случае, всё это похоже на притчу. > Нельзя отделить статую матери от новорожденного ребенка, младенец > не может висеть в воздухе, собственно говоря, вообще не может быть > статуи младенца. > Точно так же не можем мы подумать о Нём, не думая о Матери. > В обыкновенной, человеческой жизни мы не можем прийти > к новорожденному, не придя тем самым к его матери; мы можем общаться > с ним только через мать. Отнимите Христа у Рождества или Рождество > у Христа, иначе вам придется смириться с тем, что святые головы - > рядом и сияния их почти сливаются, как на старых картинах. > Можно сказать, как ни грубо это звучит, что в тот час, в той складке > или трещине серой горы мир был вывернут наизнанку. Раньше > благоговейные и удивленные взоры обращались как бы наружу, с этих > пор обратились внутрь, к самому маленькому. Бог был вовне, оказался > в центре, а центр - бесконечно мал. С этих пор спираль духа > центростремительна, а не центробежна. [ Гилберт К. Честертон. ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (II.1) www.krotov.info/library/ch/chesterton/vechni2.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.1:24-25; эпизоды NN 10,11,12~ по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#10) * + + + + + + + + + + + + + + • Мартин Лютер: Царь вселенной рождается в хлеву... : www.messia.ru/rasylka/003/303.htm#0 : • митр. Сурожский Антоний: Сотворение, воплощение : www.messia.ru/rasylka/004/666.htm#0 : - - - - - - - - - - - - - -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Многократно и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков, Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную. Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.* (Евр.1:1-4) * * * *И когда Иосиф и Мариам были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось. Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх. Но ангел сказал им: "Не бойтесь! Я несу вам радостную весть - великую радость для всего народа. Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель - Помазанник, Господь! Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях". И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога: "Слава Богу в вышних небесах! Мир на земле людям, которых Он возлюбил!" Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём поведал нам Господь". Они поспешно отправились в путь и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке. Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал. Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом. А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел.* (Лк.2:6-20) |
|||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
|||
|
|
![]() |